Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока обучения грамоте по теме:

«Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей».

(УМК «Школа России»)

                                                                                Автор: Зюзина Наталья Олеговна,

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                                школа № 132»

Омск 2011

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные: - составлять рассказы о профессиях;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;

- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки.


Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР   Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР  самоконтроль; самооценка;

 ПР     Предметная готовность к предстоящей деятельности.

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности

3. Воспитывать культуру поведения на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

3. Создание эмоционального настроя урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

4. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий,  для этого нужно выполнить определенные задания.

Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.

1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.

2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Учитель предъявляет задания.

1. Работа по «ленте букв»:

- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

- Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

- На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.

- На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

- Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь; 

- Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.

- Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

2. Работа по слоговой таблице.

Предъявляется слоговая таблица. (Приложение 1)

- Для чего мы используем слоговую таблицу?

Учитель предъявляет задания:

Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте их. Прочитайте, ориентируйтесь на согласную букву.

- Составьте слова, в которых два (три) слога.

3. Игровое упражнение «Угадай букву»

- Определите на ощупь буквы.

Учитель предъявляет буквы: И, Л, А, С.

- Составьте из этих букв слова. В словах могут использоваться только эти буквы.

- Мы повторили буквы, признаки гласных и согласных звуков.

Ученики слушают задания, отвечают на вопросы

- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.

- Это звук [к].

- Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.

Дети фиксируют результаты и значение  предыдущей работы для изучения новой темы.

Ученики фиксируют внимание на слоговой таблице.

- Чтение слогов поможет научиться слоговому чтению.

Слушают задания.

Читают слоги по заданию учителя.

- Слоги различаются согласными буквами. Читают слоги с опорой на гласный. Слоги различаются гласными буквами. Читают слоги.

Дети называют слова, подсчитывают количество слогов в слове.

Задание предъявляется детям, которые испытывают трудности запоминания букв русского алфавита.  Ученики выходят к доске, на ощупь с закрытыми глазами определяет буквы: И, Л, А, С; составляют слова, проверяют данные буквы.

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться  понимания и принятия учебной задачи урока.

Учитель предъявляет задание:

- Отгадайте загадки: (приложение 2)

- Какая буква пропущена в слове * ИЛА? * ЛОТНИК?

- Без какой буквы нельзя написать эти слова?

Учитель предъявляет задание с опорой на содержание страницы учебника:

- Определите тему урока. Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока.

- Определить цель урока. Опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы.

- Мы определили тему и цель работы на уроке.

Ученики слушают задание.

Отгадывают загадки.

- Пропущена первая буква. Это буква П. Это пила. Это плотник.

- Для того чтобы написать эти слова, нужна буква п.

Ученики слушают задание, отвечают на вопросы.

Называют тему, читают название темы по учебнику.

- Мы будем выделять новые звуки, классифицировать звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4. Решение учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

ПР: выделять новые звуки из слов, характери-зовать их, сравни-вать, обозначать буквой; определять место новой буквы на «ленте букв».

1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

Учитель предъявляет задания:

Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор.

- Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом?

- Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели.

    Выделение, характеристика звука [п,] на основе слоговой модели слова «пила».

- Кто работает этими инструментами?

Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник».

- Сравните звуки.  К какой группе согласных звуков отнесете звуки [п] и [п,]? Дайте характеристику [п] и [п,], определите место на ленте букв.

5. Обозначение звуков буквой.

- Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]?  На что похожа буква П?

Дети рассматривают предметные рисунки, выбирают лишний предмет, обосновывают свой выбор, называют предметы одним словом.

Выделяют звуков  [п] и [п,] из слов пила и плотник, дают характеристику звуков. Дают определение понятию плотник.

Сравнивают звуки с опорой на алгоритм учебника. Дают характеристику, определяют место на ленте букв.

Называют букву. Предлагают свои ответы на вопрос.

5. Первичное закрепление.

ЛР: проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду через знание и понимание значения профессий для общества.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

находить в тексте ответы на вопросы;  определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; составлять рассказы о профессиях; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре.

ПР: читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки:

Чтение слогов (с. 79)

Задания: прочитайте слоги; дополните данные слоги до слов, (до слов, которые обозначают название профессий).

Чтение слов (с. 79)

Задания: прочитайте слова; прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? капитан? Каким словом можно заменить слово пилот? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?

- Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой?

!________   что делает?  чем?. (что?).

- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.

Чтение пословиц (с. 79)

Задания: Прочитайте и объясните пословицы.  Назовите тему пословиц. Прочитайте пословицы о плотнике. Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника? Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? Так какой работник высоко ценится у людей?

Работа по сюжетной картинке (с. 79)

Задания:  Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители?

Работа с текстом (с. 83).

Задания: Прочитайте текст друг другу. Следите, чтобы не было ошибок, останавливайтесь на точках, обсудите вопросы к тексту, найдите ответы на вопросы в тексте.

Фронтальная проверка работы.

Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа (повторяются критерии оценки); оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы (3-4 – отлично, 2 – хорошо, 1 – плохо).

      Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I?

- Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.

- Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал.  Вот что писал поэт. (Учитель читает).

- Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей.

Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

- Пекарь, пасечник, пилот, повар.

- Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?

- Тема пословиц – пословицы о труде.

- Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать; инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома. Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет.

- Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.

Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.

Работа в паре.

Дети читают текст, отвечают на вопросы к тексту.

Оценка выставляется в виде смайлика: плохо, хорошо, отлично.

Ученики рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики слушают стихотворение А.С. Пушкина, рассматривают фотографии с изображением Санкт-Петербурга.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; ПР: читать слоги, слова, текст вслух.

1. Самостоя-тельно решать типовые задачи.

2. Уметь прове-рить результат работы.

3. Почувство-вать себя успе-шным.

Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение 3)

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации. (Приложение к разработке урока. Презентация.)

Самостоятельная работа ученика.

Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации.

7. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

- Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.

Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Слоговая таблица.

 НА   СА   КА  ТА   ЛА  РА  ВА 

 НО   СО  КО  ТО   ЛО  РО   ВО

 НЫ  СЫ  ---   ТЫ  ЛЫ  РЫ   ВЫ

 НУ   СУ  КУ  ТУ   ЛУ   РУ   ВУ

 НИ   СИ  КИ  ТИ   ЛИ   РИ   ВИ

 НЕ   СЕ   КЕ  ТЕ    ЛЕ   РЕ   ВЕ  

Приложение № 2.

Загадки.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка,

Как сосновый пахнет лес.

Приложение № 3.

Карточка для индивидуальной работы ученика.

1 уровень – задания 1, 2, 4.

2 уровень – задания 2, 3, 4.

3 уровень – задания 3, 3а, 4.

Задание 1. В каких словах есть звук [п]?

Задание 2. Соотнести слово с рисунком.

                

    пилот                        повар                     плотник             капитан

Задание 3. Прочитай слова. Составь предложения из слов.

Пилот            пилит        на самолёте.

Плотник         плавает    пилой.

Капитан         летает      на плите.

Повар            варит        на корабле. 

Задание . Придумай свою небылицы с этими словами.

Задание 4. Прочитай текст.

У Пети – трактор.

А у Павлика – кран.

Папа у Пети – тракторист.

Папа у Павлика – строитель.

Дополни предложения с опорой на текст.

У Пети – … .

А у Павлика – … .

Папа у Пети – … .

Папа у Павлика – … .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З". 1 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З" 1 класс ПНШ...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....