«Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мельниченко Татьяна Владимировна

разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_1_klasse.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Класс: 1

Дата: 13.02.2017г.

Учитель: Мельниченко Т.В .

Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».

Тип урока: урок восприятия нового материала.

Вид урока: интегрированный урок-игра с применением активных, интерактивных методов обучения: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий  на изучение нового материала, вопросов по кругу, выполнение творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.  

Программа:  «Русский язык 1-4», Москва, Просвещение, 2011г.

Авторы: В.П. Канакина

Учебник: «Русский язык 1 класс», Москва, Просвещение, 2011г.

Авторы: В.П. Канакина и др.

Открытый урок русского языка в 1 классе

Тема: «Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».

Дата: 13.02.2017г.

Учитель: Мельниченко Т.В

Тип урока: урок восприятия нового материала.

Вид урока: интегрированный урок-игра с применением активных, интерактивных методов: работа в группах, с наглядным электронным материалом, использование интерактивных упражнений и заданий  на изучение нового материала, вопросов по кругу, творческих заданий, здоровье сберегающих упражнений.  

Цель:  расширить  понятие о тексте и предложении, активизировать речемыслительную деятельность, развивать сознательное  отношение к слову, развивать память, внимание, умение слушать, воспитывать у детей любовь и интерес к русскому языку, истории нашей страны; воспитывать трудолюбие, совершенствовать лексические навыки предыдущих уроков, организовать закрепление материала.

 К окончанию урока мои ученики:

- будут иметь понятие о тексте и предложении;

- определять начало и конец предложения;

- смогут формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- смогут продемонстрировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником.

Педагогическая цель: показать  эффективность использование приёма создания проблемной ситуации,  разных видов продуктивных заданий в уроке введения нового знания.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный, обобщающий.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка, электронное учебное пособие по окружающему миру для 1 класса.

2. Учебник «Русский язык 1 класс» В.П. Канакина.

                 - повторение и закрепление    

                  знаний

                -  подготовка к получению

                   новой информации

                - обсуждение вопросов

       

             - работа с учебником

            - использование

              компьютерных  технологий

            - работа в тетрадях

   

Ход урока

  1. Организационный момент.
    Долгожданный дан звонок -
    Начинается урок.
    Каждый день – всегда, везде,
    На уроке и в игре,
    Смело, четко говорим,
    И тихонечко сидим.
  2. Минутка чистописания.

     -— Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— О каком качестве идет речь?
— Почему нельзя воровать?
— Что вы сейчас повторяете?
— Почему вы так решили?
— Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
— Назовите слова со звуками [р] и [л].

Запишите 2 строчки букв этих звуков

  1. Актуализация знаний.

- Давайте повторим виды речи, изученные на предыдущих уроках.

Научимся отличать текст от набора предложений.

— Прочитайте записи:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

— Определите, где написан текст? Докажите это.
— О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
— О чем говорится в записи под цифрой «два»?
— Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
— Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
— Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
— Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.

Вывод: текст состоит из предложений. Предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.

  1. Развитие логико-грамматических конструкций.
    — Для того чтобы составлять текст, нужно знать схемы предложений и знаки, которые ставятся в конце предложения.

Упражнения в составлении схем предложения со знаками в конце предложения- ! ? .

бабушка   сказка   внук   читает

- составьте из этих слов 3 предложения и прочитайте с интонацией.

— Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
— Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
— Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1)
Друзья познаются в беде.
2) Друзья
познаются в беде.
3) Друзья познаются
в беде.
— Каким словом можно заменить слово «познаются»?

5. Физминутка.
— Прослушай стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются.
 (Дети выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй,
(Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых подавай!
(Ученики приседают, руки кладут под голову.)

6. Выделение предложений из сплошного текста.

— Прочитайте текст.


    Проворонила ворона вороненка добры бобры идут в боры


— Получился рассказ?
— Почему?

-   Укажите письменно границы предложений. Проставите знаки препинания        в тексте.
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
— Как еще можно показать границы предложения?
— Что такое граница?
— С какой буквы начинается предложение?
— Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
— Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
— Докажите, что вы прочитали текст.
— Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
— Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).

Ту же работу выполняют учащиеся в учебнике.


7. Работа с деформированным текстом

— Прочитайте предложения.

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

— Можно ли это назвать текстом? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
— Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
— Прочитайте предложения в нужной последовательности.
— Докажите, что вы составили текст.
— Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
— Как располагаются предложения в тексте?
— Можно ли в таком виде записать текст?
— Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
— Слово
 красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
— В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
— Красная строка показывает законченную часть текста.
— Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
— Спишите текст.
                                                        Наша Мурка.
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.


8. Итог занятия
— Что такое текст?
— Работали ли вы с текстами на других уроках?
— Какие тексты вы можете назвать?
— Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
— Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.

9. Оценка деятельности учащихся.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте и предложении" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Общее представление о тексте и предложении" 1  класс...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...