Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.
план-конспект урока по логопедии по теме

Копликова Наталья Николаевна

Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie_kak_edinica_rechi.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект группового занятия по логопедии для детей с ОВЗ школы 8 вида в 6 классе.

                                      Учитель-логопед Копликова Н.Н.

Тема: Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

Цель:  Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме. Составлять схемы  предложений.

           Развивать слухоречевую и зрительную память, произвольное внимание, активизировать словарь.

           Воспитывать толерантность, любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с текстом, тетради, ручки, слайды.

                           Ход занятия

  1. Организационный момент. Что это? Отгадайте.

Синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающая сообщение. Оно бывает простым и сложным, распространенным и нераспространенным, имеет главные и второстепенные члены.

Ответы детей.

2. Введение в тему (проблемное). Ребята, как вы думаете, над, чем мы будем сегодня работать на уроке?

3.Актуализация опорных знаний. На доске в 2 ряда записаны слова, из которых нужно составить предложения:

 - сырые, выползают, оврагов, туманы, из

 - осень, тропинкам, бродит, по.

   Слова, записанные в беспорядке, передают мысль? Это предложение?

    Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражает законченную мысль.

4. Послушайте стихотворение Е. Измайлова в магнитофонной записи.

               Большая буква

Буква обычная выросла вдруг,

выросла выше букв-подруг.

     Смотрят с почтеньем на букву подруги-

     но почему? За какие заслуги?

     Буква расти  сама захотела.

     Букве поручено важное дело.

     Ставится в слове не зря и не просто

     буква такого высокого роста!

     Ставится буква у строчки в начале-

     чтобы начало все замечали.

     Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.

5.Психогимнастика. Дети мимикой показывают, какое предложение по цели высказывания  написано на слайдах. Кто правильно показал мимикой все предложения по цели высказывания, тот получает жетон с «Улыбкой».

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

  Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания.

(Повествовательные, вопросительные, восклицательные).

6. Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если предложение закончилось. Хлопок будет обозначать точку.

       Бабушка вяжет.

       Бабушка вяжет (...?) носки.

       Бабушка вяжет носки (..?) внуку.

       Бабушка вяжет носки внуку (..?) Максиму.

6. Физминутка.

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево понять он не мог.

Но, вдруг ученик в голове почесал,

Той самой рукою, которой писал,

И книгу листал, и пол подметал, и мячик бросал

-Победа! Раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

7. Работа в тетради. Слайд №4. Выделить в тексте предложения. Списать текст, подчеркивая заглавные буквы и точки. Составить схему последнего предложения. Устно провести  анализ предложения.

        Гроза.

        Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше

8. Зрительная гимнастика.

9. Работа по карточкам

    Прочитай отрывок из стихотворения. Сколько в нем предложений?

            Блекнут травы. Дремлют хаты.

            Рощи вспыхнули  вдали.

            По незримому канату

            Протянулись журавли.

                                                 (М. Исаковский)

Какому предложению подходит данная схема?

 

10. Итог урока. Чем мы сегодня занимались на занятии? Границы чего мы выделяли? Как выделяются на письме границы предложения? Как при чтении? Оценка деятельности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Предложение как единица речи.

Создать условия для ознакомления учащихся с использованием предложения в речи и его признаками.Способствовать развитию внимания, развитию речи учащихся.Воспитывать культуру учебного труда....

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Предложение как единица речи

Конспект урока с презентацией...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...