Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с согласовании слов в предложении. Коррекция этих недостатков важная часть работы школьного логопеда. К конспекту прилагается презентация. Надеюсь, моя методическая разработка будет полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_predlozh_kulik.docx | 71.04 КБ |
predlozhenie_kulikova.pptx | 134.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением технологии проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме
«Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»
Конспект разработан учителем-логопедом первой квалификационной категории
ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга
Куликовой Елены Юрьевны
Цель: Научить отличать предложение от набора слов.
Задачи:
- закрепление навыков согласования слов в предложении;
- упражнение в грамматически правильном построении предложений;
- тренировка в наблюдении за интонацией голоса;
- повторение правила обозначения границ предложения на письме;
- совершенствование умение составлять схемы предложений;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;
- развитие логического мышления;
- развитие слухоречевой и зрительной памяти, произвольного внимания;
- развитие грамматического строя речи.
Аудитория: учащиеся 2-го класса с ОВЗ общеобразовательной школы.
Используемые педагогические технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Здоровье сберегающие технологии;
Методические приемы: наглядность (использование карточек-таблиц, картинок, наглядного пособия, слайдов презентации), практическая совместная деятельность, использование игровых приемов, приемов арттерапии.
Оборудование: кукла-перчатка Мудрый филин, карточки-схемы предложения, карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура, авторская презентация.
Структура урока
I. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок.
II. Основная часть
1) Постановка проблемы - формулирование темы урока;
2) Актуализация опорных знаний;
3) Развитие фонематического слуха;
4) Развитие орфографической зоркости;
5) Закрепление навыков согласования слов в предложении;
III. Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.
II. Основная часть
1. Постановка проблемы - формулирование темы урока
Логопед: К нам на урок пришел гость – Мудрый филин (игрушка-руковичка).
Мудрый филин: Я прочитал много умных книг, но даже я не знаю что это? Может, вы ребята мне поможете? (Мудрый филин читает):
Ответы детей.
Логопед: Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?
- Над предложением
2.Актуализация опорных знаний (Слайд 2)
Логопед: Посмотрите, перед вами - слова. Прочитайте их. Они записаны в беспорядке? Передают ли они какую-либо мысль? Это предложение?
- Нет, это набор слов.
Логопед: Составьте из этих слов предложение, проверьте, правильно ли вы его составили (учащиеся составляют предложение и сверяют его с тем, что появляется на слайде). Какие выводы мы можем сделать?
- Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (Слайд 3)
Логопед: Правильно! Но вот Мудрый филин мне подсказывает, что в этом предложении есть ошибка, какая? Послушайте стишок подсказку.
Буква обычная выросла вдруг,
выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги-
но почему? За какие заслуги?
Буква расти сама захотела.
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале-
чтобы начало все замечали.
- Первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
Логопед: В каких ещё случаях мы пишем слова с большой буквы? (Слайд 4)
- Имена собственные, начало строки в стихотворном тексте.
Логопед: А что мы ставим в конце предложения?
- В конце предложения мы ставим точку. (Слайд 5)
Логопед: Запишите предложение в тетрадь.(Дети записывают предложение в тетрадь).
Логопед: Перед вами карточки. Определите, какой карточкой вы обозначите начало предложения, какой слова в предложении, какой конец предложения.
Составьте схему предложения, начертите ее в тетради. (Дети выполняют задание)
Логопед: В конце этих предложений стоит не точка, а другие знаки препинания. Какие знаки и почему? (Слайд 6)
- Знак вопроса и восклицательный знак. Потому что первое предложение вопросительное, а второе восклицательное.
Логопед: Составьте и начертите схемы этих предложений. Проверьте себя(Слайд 6) Сделайте вывод, ответив на вопрос: какие по цели высказывания бывают предложения?
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Логопед: Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя)
(Слайд 7)
ФИЗМИНУТКА
Игра «Кто быстрей соберет предложение»
Дети разбиваются на команды, команде выдаются карточки – каждому ребенку отдельное слово или картинка или знак препинания. Они должны по команде логопеда построиться так, чтобы получилось предложение:
КАРТОЧКИ
Осенью | прячется | за | Тучками. | |||
В | саду | желтеют | кусты | и | . | |
Почему | завяли | ? | ||||
Как | рады | осенним | дарам | ! |
3.Развитие фонематического слуха
Логопед: Ребята, что помогает нам на слух определить границы предложения?
- Законченность мысли и интонации.
Логопед: Попробуйте на слух определить начало и конец предложения. Я вам буду читать текст, а вы в конце каждого предложения поставите точку. Точку обозначите с помощью хлопка.
(Педагог читает текст, а ученики хлопают в ладоши, если нужно поставить точку)
4.Развитие орфографической зоркости
У учащихся – карточки с рукописным текстом, в котором отсутствуют границы предложений. Необходимо исправить допущенные ошибки - обозначить заглавные буквы и поставить точки.
Логопед: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 8) Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?
- Проталины
Логопед: Мудрый филин помоги нам узнать значение этого слова.
Мудрый филин: Проталины - место, где снег растаял, и открылась земля.
5. Закрепление навыков согласования слов в предложении
Логопед: А теперь, ребята, вас ждет задание, которое мы составили вместе с Мудрым филином. Каждый из вас составит предложение из слов, которые лежат у вас в конвертах. (индивидуальные конверты со словами в начальной форме раздает Мудрый филин). Вы можете изменять слова так, чтобы они подходили друг другу.
Мудрый филин: Вот, например, в моем конверте лежат слова: лето, в, дети, ягоды, лесу, собирать. Какое можно составить предложение? (если дети затрудняются, помогает логопед)
- Летом в лесу дети собирают ягоды.
Логопед: Задание понятно? Приступайте!
природа | у | четыре | времена | год | ||
идти | друг | за | друг | строго | они | |
за | осень | щедрый | следовать | зима | седой | |
смену | на | спешить | зима | весна | ||
за | лето | весна | приходить | |||
осень | за | опять | лето | |||
так | и | времена | по | года | кругу | ходить |
У природы четыре времени года. Идут они строго друг за другом. За щедрой осенью следует седая зима. На смену зиме спешит весна. За весной приходит лето. За летом опять осень. Так и ходят времена года по кругу.
Ученики выполняют задание, затем из предложений они составляют текст. Придумывают заглавие. Сверяют с контрольным текстом в презентации.
III.Итог занятия
Логопед: Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового мы узнали? Что повторили? В чем попрактиковались?
Блиц опрос:
1. Что такое предложение?
2. Как оформляется предложение на письме?
3. Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
4. Что такое проталина?
5. Из чего состоит текст?
Логопед: Что вам понравилось на уроке?
- Дети отвечают.
Логопед: Нам с Мудрым филином тоже очень понравилось с вами учиться. Вы молодцы! Мы рады за ваши успехи! А Мудрый филин припас для вас «Орехи знаний»! Пусть ваши знания будут крепкими! (каждому ребенку выдается «Орех знаний»-значок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
у летом в мы бабушки отдыхали деревне этим Этим летом мы отдыхали у бабушки в деревне .
ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! Предложение образовано из слов, которые между собой СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ и выражают ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ
ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! ИМЯ СОБСТВЕННОЕ принадлежит ОДНОМУ предмету. Имя ребенка, имя котенка, имя кафе, имя конфет, имя города, имя моря, имя планеты, … Все имена принято выделять заглавной буквой . Аня, Серёжа, котёнок Мурлыка, конфеты «Мишка на севере», город Москва, кафе «Север», Черное море, планета Земля…
ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! ПЕРВОЕ СЛОВО предложения пишется с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. В КОНЦЕ предложения ставится ТОЧКА .
Когда мы пойдем на рыбалку? Хорошо летом на даче! _________________. L _______ _______ _______ _____ ________? L __________ ________ ____ __________!
В воздухе пахнет весной. Солнце светит ярко. С крыш домов свисают сосульки. Появились первые маленькие проталины. Совсем скоро зажурчат весенние ручейки. На березах радостно щебечут птицы.
Озаглавьте текст У природы четыре времени года. Идут они строго друг за другом. За щедрой осенью следует седая зима. На смену зиме спешит весна. За весной приходит лето. За летом опять осень. Так и ходят времена года по кругу.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.
Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...
Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
Урок представлен в форме технологической карты....
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....
Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе на тему:"Имя прилагательное".
Цель данного занятия: закрепить знания детей об имени прилагательном....
Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...