Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок представлен в форме технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klassa.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
07.09.16. русский язык 4 кл
Урок 5 ТЕМА: Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи.
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания; совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
Оргмомент | ||
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п». – Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.) – Назовите другие парные согласные. – Запишите пословицу. Объясните ее смысл. | Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах. Бп Пб Бп Пб Жизнь дана на добрые дела. |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки. | Записывают словарное слово в индивидуальный |
| Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль.) Загудел глазастый жук. Обогнал зеленый луг, У дороги смял ковыль И ушел, вздымая пыль. (Автомобиль.) – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль». | Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Однокоренные слова: автомобильчик, автомобилист, автомобильный, автомобилистка. Синонимы: автомашина, машина. Составляют предложения. Мы поехали в Крым на автомобиле. По улицам города мчатся автомобили. |
III. Определение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какая бывает речь? – Из чего состоит наша речь? – Что такое предложение? – Как определить предложение в устной речи? в письменной речи? – Прочитайте тему урока. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
| – Определите цели урока. – Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте запись на доске: Гости пришли – Можно ли эту запись назвать предложением? (Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.) – Прочитайте с разной интонацией. – Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается к каждому предложению.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания. По цели высказывания предложения делятся на группы: • повествовательные содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения; • вопросительные содержат вопрос о чем-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др., вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов; • побудительные выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; значение передается побудительной интонацией, |
Работа по учебнику (упражне- ние 12) | – Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение? – Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.) – Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов? – Определите главные члены предложения. – Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки». – Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя. | |
| – Как в устной речи и на письме выделяются предложения? | а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д. |
ФИЗМИНУТКА | ||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ния 13). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. РАБОТА В ПАРАХ. – Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов. – Составляют ли предложения текст? – Какой темой их можно объединить? – Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Составляют предложения из данных слов. (См. РМ, Приложение 3.) |
Работа по учебнику (упражне- ние 14) | – Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.)Работа в парах – Где нужно поставить точки? – Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец. – Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания. – Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания. По цели всегда различай предложения: В повествовательном – сообщение, Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?) А в побудительном – просьба, совет | Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения. |
VI. Дальнейшая работа | Работа в тетради (задание 17). Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок | Выполняют задания в рабочей тетради. Выполняют запись. 1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. 2. Предложения по интонации: восклицательные |
Работа в тет- ради (зада- ние 18) | – Вставьте пропущенные буквы. – Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте? – Спишите любое вопросительное предложение | Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации. 1-е предложение – побудительное, восклицательное. 2-е предложение – вопросительное, восклицательное. 3-е предложение – вопросительное, восклицательное. 4 -е предложение – вопросительное, восклицательное. 5-е предложение – вопросительное, восклицательное |
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам. (См. РМ, Приложение 4.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что такое предложение? – Как оформляется предложение в устной речи – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи
урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...
Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».
Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....
Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...