Методическая разработка по теме "Приставки"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Калиниченко Елена Петровна

Для проведения урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pristavki.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме урока-суда «Правописание приставок, оканчивающихся на «з»,»с»

Автор: Калиниченко Елена Петровна-учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением английского языка,г.Новый Уренгой,ЯНАО

Цель: ознакомление учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на «з» и «с», с использованием активного метода обучения-интерактивной игры(урок-суд).

Возраст детей: 9 -10 лет

Условия осуществления мероприятия: Данное мероприятие проводится в классе на уроке или на внеурочном занятии.

Перечень используемого оборудования и материалов: моноблок, интерактивная доска «TeachTolch», индивидуальные ноутбуки, интерактивный тренажер.

Описание хода проведения мероприятия:

Тема: Правописание приставок на З-С

Тип урока: урок объяснения нового материала с использованием интерактивной игры (урок-суд)

Цели и задачи урока:

Образовательные:  - Познакомить учащихся с правописанием приставок.

                                  - Формировать умение определять условия выбора букв  

                                    -з, -с на конце приставок.

                                   - Научить находить в тексте слова с данными

                                    приставками, уметь употреблять их в речи, различать

                                    группы приставок;

                                  - знакомство с основными элементами судебного процесса

Развивающие:            - Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся через анализ

                                   художественного текста и рассуждение на лингвистическую тему.

                                   - Развивать навыки применения на практике полученных знаний.

                                   - Развивать память и внимание учащихся.

Воспитательные:       - Вызвать интерес к урокам русского языка.

                                   - Прививать бережное отношение к природе.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Моноблок, интерактивная доска «TeachTolch», индивидуальные ноутбуки

                                   

Ход урока

Время

  1. Организационный момент
  2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

-Работа с источником информации: знакомство с дидактическими особенностями проведения урока-суда, с основными этапами судебного процесса;

-Словарная работа: лексическое значение слов

  1. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с морфемикой. Мы будем изучать самую приставучую морфему, морфему-труженицу. Вы уже догадались, о какой морфеме идет речь? Правильно, приставка.

Цель нашего урока..

Устная беседа:

-Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о приставках.

-Почему эта морфема так называется?

-Можно ли встретить приставку в середине слова?(

-Почему приставку называют труженицей?

-А знаете ли вы, сколько в русском языке приставок? В русском языке более 50 работающих приставок. Приставок много, они разные и пишутся по разным правилам.

-Давайте запишем слова:

Надстроить,обточить,нарисовать,прочитать,захватить,

поиграть,оттолкнуть,вписать.

Выделите в этих словах приставки. Скажите, возникли ли у вас трудности при написании этих слов? (нет) Это самая простая группа приставок. Они пишутся вне зависимости от своего произношения.

Но есть и такие приставки, над написание которых придется подумать.

Слайд

надстроить        без – граничный              бес - крайний

обточить           раз – бросать                  рас - пустить

нарисовать        из – вестить                      ис - портить

прочитать         вз – дыхать                      вс - помнить

захватить

поиграть

оттолкнуть

вписать

-Назовите в каждом слове приставку. Сравните слова и попытайтесь объяснить, почему в одном случае пишется буква С? А в другом З.

(дети делают вывод о правописании приставок)

-Вы совершенно правы. Посмотрите на слайд

Орфограмма «приставки на З перед звонким согласными»

А хорошо ли вы помните звонкие согласные?

Повторение зв.и гл согласных

-Алгоритм правописания приставок:

Я сделаю вам маленький подарок – подарю волшебную фразу. Посмотрите на доску.

МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ ДРУГА (запишите ее в тетрадь)

Если мы зачеркнем в ней все гласные – останутся только звонкие согласные звуки. Попробуйте сами и еще раз назовите звонкие согласные, перед которыми мы будем писать З.  Какого звонкого звука не хватает? (Й).

-И для глухих согласных звуков есть своя волшебная фраза. Запишите ее и запомните.

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Работа с индивидуальными карточками по этим предложениям: выбрать из данных предложений звонкие и глухие согласные.

  1. Отработка навыков

-Работа в парах «Ум хорошо, а два лучше»

- Правило учебник с.66

Давайте еще раз закрепим правило. Вывод

  1. Суд.  Спор З и С

- Обвинители (стих)

Живут на свете, людям помогая,

   Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,

   Но звук глухой согласный их встречает,

   И мы их пишем только с буквой С.

   Глухие звуки – это непоседы,

   Они спокойно не желают жить.

   Они мечтают звонкого соседа

   Во что бы то ни стало оглушить.

-Рассуждай так:

В слове бесшумный

 приставка бес-

стоит перед буквой ш,

 которая обозначает

глухой согласный.

 На конце приставки

пишется буква С.

-Начало работы следователей:

1) расследование особенностей написания приставок, оканчивающихся на «з», «с»;

2) подбор фактов неправомерного «вмешательства» буквы «с» в написание слов;

3) работа с правилом (законом правильного написания)

 

-Работа в тетради Т.№ 1-23

-Работа с учебником № 2-68

(Есть ли вина буквы С, которая так и норовит при написании приставок встать на место буквы З?)

-Приговор

         Не забудьте, что приставки

      ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ

      Перед согласными глухими

      Быстро сменят З на С.

-Зарядка

  1. –А теперь посмотрим : как работает выведенное нами правило и ,заодно, как его выполняют З и С
  1. Лексическая работа

- Я буду читать словосочетания, а вы постарайтесь превратить их в слова.  (запись в тетрадь, выделение приставок)-диктант

Человек без забот- беззаботный

Ночь без сна- бессонная

Труд без пользы- бесполезный

Пассажир без билета- безбилетный

Проезд без оплаты- бесплатный

  1. Задание на развитие орфографической зоркости:

-Ребята, как вы думаете, какое состояние природы увидел и описал автор? –

Как вы догадались?-

 Какие слова вам подсказали?

-Найти в тексте слова с приставками на изученную орфограмму, запищи их и выдели.             

( РАСКАЛЕННЫЙ, РАЗБИВАЕТСЯ, РАЗГОРАЕТСЯ, РАСПЛАСТЫВАЕТСЯ)

  1. Работа с тренажером (доски и индивидуально на ноутбуках)

Рефлексия: работа с компьютером (Заполнение оценочных таблиц) Оцените свою работу на уроке.

                 VII.  Подведение итогов

Так над чем же мы сегодня трудились? Что нового вы узнали о приставках?

Может быть что-то осталось непонятным?

Что понравилось на уроке?

Вы хорошо сегодня потрудились и, надеюсь, с приставками подружились. Мне было очень приятно с вами работать. Вы очень внимательные, аккуратные и активные ребята. Спасибо вам за урок.

А теперь домашнее задание в тетрадях и на сайте:

http://kid-mama.ru/pravopisanie-pristavok-na-z-s-i-pristavki-s-pravila-i-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/

Сл. 2,3

Сл. 4

 

Сл.5

 

Сл. 6

Доска

Сл. 7,8

Сл. 9,10,11

Сл. 11

 

Сл. 12

Сл. 13

Сл. 14

Сл. 15

Сл. 16

Сл.17

Сл.18

Сл.19

Сл.20

Сл..21,22

Сл.23-32

Сл.33

Сл.34

Методические советы по его организации и подведению итогов:

Урок-суд, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика. Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных задач урока. В начальной школе урок-суд проводится в несколько упрощенной форме, доступной для понимания учащимися всех основных процессуальных процедур.

Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд истории.

Урок-суд, по мнению многих ученых методистов, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика.

Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса.

В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных заданий урока истории.

Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.

Задания подготовительного этапа.

За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его проведения.

Распределяются роли: прокурора, свидетелей, обвиняемых, следователей.

Определяются их функции.

Готовится соответствующая атрибутика.

Предлагается дополнительная литература для чтения по теме урока.

Обговариваются выступления учеников судебного процесса.

Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.

Список использованной литературы:

Учебно-методическое пособие "Технология проведения нестандартных уроков", Казьмина В.Ф.

«Особенности проведения нестандартных уроков», Герлингер Е.В.

«Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в школе», Широбокова Т.С.

«Лучшие нестандартные уроки в начальной школе», Сычева Г.С.

Приложения:

1.презентация по теме урока;

- тренажер

2.индивидуальные карточки по выбору звонких и глухих согласных;

3. монтаж-выступление основных участников процесса;

4.оценочная таблица;

 5. скриншоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...