Методическая разработка по теме "Приставки"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Для проведения урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pristavki.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме урока-суда «Правописание приставок, оканчивающихся на «з»,»с»
Автор: Калиниченко Елена Петровна-учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением английского языка,г.Новый Уренгой,ЯНАО
Цель: ознакомление учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на «з» и «с», с использованием активного метода обучения-интерактивной игры(урок-суд).
Возраст детей: 9 -10 лет
Условия осуществления мероприятия: Данное мероприятие проводится в классе на уроке или на внеурочном занятии.
Перечень используемого оборудования и материалов: моноблок, интерактивная доска «TeachTolch», индивидуальные ноутбуки, интерактивный тренажер.
Описание хода проведения мероприятия:
Тема: Правописание приставок на З-С
Тип урока: урок объяснения нового материала с использованием интерактивной игры (урок-суд)
Цели и задачи урока:
Образовательные: - Познакомить учащихся с правописанием приставок.
- Формировать умение определять условия выбора букв
-з, -с на конце приставок.
- Научить находить в тексте слова с данными
приставками, уметь употреблять их в речи, различать
группы приставок;
- знакомство с основными элементами судебного процесса
Развивающие: - Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся через анализ
художественного текста и рассуждение на лингвистическую тему.
- Развивать навыки применения на практике полученных знаний.
- Развивать память и внимание учащихся.
Воспитательные: - Вызвать интерес к урокам русского языка.
- Прививать бережное отношение к природе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Моноблок, интерактивная доска «TeachTolch», индивидуальные ноутбуки
Ход урока | Время |
-Работа с источником информации: знакомство с дидактическими особенностями проведения урока-суда, с основными этапами судебного процесса; -Словарная работа: лексическое значение слов
Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с морфемикой. Мы будем изучать самую приставучую морфему, морфему-труженицу. Вы уже догадались, о какой морфеме идет речь? Правильно, приставка. Цель нашего урока.. Устная беседа: -Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о приставках. -Почему эта морфема так называется? -Можно ли встретить приставку в середине слова?( -Почему приставку называют труженицей? -А знаете ли вы, сколько в русском языке приставок? В русском языке более 50 работающих приставок. Приставок много, они разные и пишутся по разным правилам. -Давайте запишем слова: Надстроить,обточить,нарисовать,прочитать,захватить, поиграть,оттолкнуть,вписать. Выделите в этих словах приставки. Скажите, возникли ли у вас трудности при написании этих слов? (нет) Это самая простая группа приставок. Они пишутся вне зависимости от своего произношения. Но есть и такие приставки, над написание которых придется подумать. Слайд надстроить без – граничный бес - крайний обточить раз – бросать рас - пустить нарисовать из – вестить ис - портить прочитать вз – дыхать вс - помнить захватить поиграть оттолкнуть вписать -Назовите в каждом слове приставку. Сравните слова и попытайтесь объяснить, почему в одном случае пишется буква С? А в другом З. (дети делают вывод о правописании приставок) -Вы совершенно правы. Посмотрите на слайд Орфограмма «приставки на З перед звонким согласными» А хорошо ли вы помните звонкие согласные? Повторение зв.и гл согласных -Алгоритм правописания приставок: Я сделаю вам маленький подарок – подарю волшебную фразу. Посмотрите на доску. МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ ДРУГА (запишите ее в тетрадь) Если мы зачеркнем в ней все гласные – останутся только звонкие согласные звуки. Попробуйте сами и еще раз назовите звонкие согласные, перед которыми мы будем писать З. Какого звонкого звука не хватает? (Й). -И для глухих согласных звуков есть своя волшебная фраза. Запишите ее и запомните. ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Работа с индивидуальными карточками по этим предложениям: выбрать из данных предложений звонкие и глухие согласные.
-Работа в парах «Ум хорошо, а два лучше» - Правило учебник с.66 Давайте еще раз закрепим правило. Вывод
- Обвинители (стих) Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. -Рассуждай так: В слове бесшумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква С. -Начало работы следователей: 1) расследование особенностей написания приставок, оканчивающихся на «з», «с»; 2) подбор фактов неправомерного «вмешательства» буквы «с» в написание слов; 3) работа с правилом (законом правильного написания)
-Работа в тетради Т.№ 1-23 -Работа с учебником № 2-68 (Есть ли вина буквы С, которая так и норовит при написании приставок встать на место буквы З?) -Приговор Не забудьте, что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ Перед согласными глухими Быстро сменят З на С. -Зарядка
- Я буду читать словосочетания, а вы постарайтесь превратить их в слова. (запись в тетрадь, выделение приставок)-диктант Человек без забот- беззаботный Ночь без сна- бессонная Труд без пользы- бесполезный Пассажир без билета- безбилетный Проезд без оплаты- бесплатный
-Ребята, как вы думаете, какое состояние природы увидел и описал автор? – Как вы догадались?- Какие слова вам подсказали? -Найти в тексте слова с приставками на изученную орфограмму, запищи их и выдели. ( РАСКАЛЕННЫЙ, РАЗБИВАЕТСЯ, РАЗГОРАЕТСЯ, РАСПЛАСТЫВАЕТСЯ)
Рефлексия: работа с компьютером (Заполнение оценочных таблиц) Оцените свою работу на уроке. VII. Подведение итогов Так над чем же мы сегодня трудились? Что нового вы узнали о приставках? Может быть что-то осталось непонятным? Что понравилось на уроке? Вы хорошо сегодня потрудились и, надеюсь, с приставками подружились. Мне было очень приятно с вами работать. Вы очень внимательные, аккуратные и активные ребята. Спасибо вам за урок. А теперь домашнее задание в тетрадях и на сайте: | Сл. 2,3 Сл. 4
Сл.5
Сл. 6 Доска Сл. 7,8 Сл. 9,10,11 Сл. 11
Сл. 12 Сл. 13 Сл. 14 Сл. 15 Сл. 16 Сл.17 Сл.18 Сл.19 Сл.20 Сл..21,22 Сл.23-32 Сл.33 Сл.34 |
Методические советы по его организации и подведению итогов:
Урок-суд, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика. Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных задач урока. В начальной школе урок-суд проводится в несколько упрощенной форме, доступной для понимания учащимися всех основных процессуальных процедур.
Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд истории.
Урок-суд, по мнению многих ученых методистов, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика.
Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса.
В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных заданий урока истории.
Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.
Задания подготовительного этапа.
За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его проведения.
Распределяются роли: прокурора, свидетелей, обвиняемых, следователей.
Определяются их функции.
Готовится соответствующая атрибутика.
Предлагается дополнительная литература для чтения по теме урока.
Обговариваются выступления учеников судебного процесса.
Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.
Список использованной литературы:
Учебно-методическое пособие "Технология проведения нестандартных уроков", Казьмина В.Ф.
«Особенности проведения нестандартных уроков», Герлингер Е.В.
«Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в школе», Широбокова Т.С.
«Лучшие нестандартные уроки в начальной школе», Сычева Г.С.
Приложения:
1.презентация по теме урока;
- тренажер
2.индивидуальные карточки по выбору звонких и глухих согласных;
3. монтаж-выступление основных участников процесса;
4.оценочная таблица;
5. скриншоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...