ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
материал по русскому языку

Худякова  Елена  Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА  РУССКИЙ ЯЗЫК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника__________________________________________________

Тема урока «Что такое фразеологизмы»

Класс 3

Цель фрагмента урока

создание условий для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов -фразеологизмов.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические

-   обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм»

Развивающие      

- развивать речь, мышление;

- развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитательные    

 -воспитывать любовь к родному языку

 - воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и в группе

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умение находить в предложении фразеологизмы, отличать их от неустойчивых словосочетаний; определять  значения фразеологизмов и использовать их в речи.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в учебнике; высказывать своё предположение.  

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: осознание значимости в речи фразеологизмов; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

фрагмента

урока

Образова

тельная

задача

этапа урока

Методы

и

приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организа

ции

учебной

деятельн

ости (Ф-

фронталь

ная, И-

индивид

уальная,

П-парная,

Г-группова

я)

Дидакти

ческие

средства,

интерак

тивное

оборудо

вание

Формы

контроля,

взаимок

онтроля

и самокон

троля

Планируемые результаты

Предметные

Метапред

метные

(П- познавате

льные, Р -

регулятив

ные, К -

коммуник

ативные)

Личностные

  1. Орг. момент

включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Словес.: слово учителя

Практич.:  выполнение работы

Сегодня

…..  Урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку.

-Я сегодня шла к вам на урок и несла важные слова и очень торопилась, но нечаянно слова упали и перепутались местами.

-Посмотрите, что с ними стало.

-Помогите мне составить пословицу, поработайте в группах.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Эту пословицу можем взять девизом нашего урока (на доску).

Каждый, жизнь, день, частичку, мудрости, прибавляет.

Каждый день прибавляет частичку мудрости.

Каждый день мы узнаем что-то новое для себя и становимся мудрее.

Ф

Г

Карточки- слова

  1. Актуализация знаний

повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Практич.:  выполнение работы

Словес.: фронтальный опрос

На смарт-доске и на партах задание: соотнесите понятия и их определения.

(возможна работа на планшетах парами)

Карточки: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы (карточка с определением перевернётся в конце урока),

- Проверим по доске.

- Можем ли мы сейчас сказать, что такое фразеологизмы?

Работают парами, 1 ученик выходит и выполняет задание на смарт-доске.

Должны получиться пары:

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близки по смыслу.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

Омонимы -   слова, которые имеют разное значение, но произносятся и пишутся одинаково.

Фразеологизмы - ?

П,

И

Ф

Смарт-доска

Карточки для работы в парах

самоконтроль по образцу

  1. Самоопред

еление к

деятельности

добиться того, чтобы дети в проблемной ситуации определили тему урока, поставили перед собой учебную задачу.

Словес.: учебный диалог

-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

-А что мы должны узнать о фразеологизмах? Чему учиться?

Познакомиться с фразеологизмами.

Узнать что называется фразеологизмами, учиться находить их и употреблять в речи.

Ф

  1. Открытие нового знания

формирование у учащихся новых знаний

Практич.: выполнение упражнения, работа со словарём

Словес.: учебный диалог

-Эксперимент

- Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова.

Сидеть сложа руки= ничего не делать

(стоять) (подняв) (ноги)

- Остается прежний смысл при замене слов или смысл теряется?

-Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац.

- Какой признак фразеологизмов назван?

- Объясните значение других слов

- Читаем второй абзац.

- Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова?

Работа в парах

- Расскажите соседу, что такое фразеологизм.

- Кто теперь расскажет всему классу?

- Что мы называем фразеологизмами?

- Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово?

- Несколько учеников отвечают вслух.

- Ребята, кто может подвести итог

Итог:

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду?

- Молодцы!

Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

- Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

- А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)

- с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки

- Кто прочитает выразительно?

- Один ученик читает, остальные следят

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир?

- В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

- Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой.

- Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает.

- А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном?

- Как называются такие выражения?

- Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал

- Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением

Работа в парах

1 столбик:

Гладить по головке                

Падать духом                            

Надуть губы                                

Во все лопатки                      

Ломать голову                      

Рукой подать                        

Капля в море  

2 столбик:                      

быстро

хвалить

мало

думать

унывать

обидеться

близко  

- Отвечает одна пара, остальные сверяют.

- Хлопните один раз, у кого выполнено так же?

- Молодцы, ребята!

 Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему?

Смысл теряется

Лексический смысл

Объясняют значение других слов

Нет.

Можно объяснить значение фразеологизма в целом

Отвечают на вопросы

Устойчивые сочетания слов

Изменится смысл

Участвуют в разговоре

Отвечают на вопросы

Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов

Читают выразительно

Высказывают свои предположения

В толковом словаре

Расстроился

В переносном

Устойчивые

Работают с фразеологическим словарем

Гладить по головке - хвалить

Падать духом - унывать

Надуть губы - обидеться

Во все лопатки - быстро

Ломать голову - думать

Рукой подать – близко

Капля в море – мало

Нельзя, иначе потеряется смысл

Ф

Ф,И

П

Ф

Ф

П

Ф

 

смарт-доска

Словарь в учебнике

Взаимоконтроль

самоконтроль по образцу

Можно здесь использовать веб-камеру.

  1. Рефлексия

Сформировать личную ответственность за результаты учебной деятельности.

Словес.: учебный диалог.

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока. О какой лексической группе сегодня узнали?

- Так что же называется фразеологизмом?

-Какие фразеологизмы вы запомнили?

Вспомните пословицу, с которой мы работали вначале урока.

Встаньте те ребята, кто сегодня стал чуточку мудрее……

 (можно со смайликами)

(Если позволит время, можно эти фразеологизмы записать в тетрадь,)

Ф

И

самоконтроль по образцу

самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКА...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА  МАТЕМАТИКА...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКА...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...