ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника__________________________________________________
Тема урока «Что такое фразеологизмы»
Класс 3
Цель фрагмента урока
создание условий для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов -фразеологизмов.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические
- обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм»
Развивающие
- развивать речь, мышление;
- развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитательные
-воспитывать любовь к родному языку
- воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и в группе
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умение находить в предложении фразеологизмы, отличать их от неустойчивых словосочетаний; определять значения фразеологизмов и использовать их в речи.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в учебнике; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: осознание значимости в речи фразеологизмов; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образова тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организа ции учебной деятельн ости (Ф- фронталь ная, И- индивид уальная, П-парная, Г-группова я) | Дидакти ческие средства, интерак тивное оборудо вание | Формы контроля, взаимок онтроля и самокон троля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапред метные (П- познавате льные, Р - регулятив ные, К - коммуник ативные) | Личностные | ||||||||
| включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Словес.: слово учителя Практич.: выполнение работы | Сегодня ….. Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. -Я сегодня шла к вам на урок и несла важные слова и очень торопилась, но нечаянно слова упали и перепутались местами. -Посмотрите, что с ними стало. -Помогите мне составить пословицу, поработайте в группах. -Как вы понимаете эту пословицу? -Эту пословицу можем взять девизом нашего урока (на доску). | Каждый, жизнь, день, частичку, мудрости, прибавляет. Каждый день прибавляет частичку мудрости. Каждый день мы узнаем что-то новое для себя и становимся мудрее. | Ф Г | Карточки- слова | ||||
| повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Практич.: выполнение работы Словес.: фронтальный опрос | На смарт-доске и на партах задание: соотнесите понятия и их определения. (возможна работа на планшетах парами) Карточки: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы (карточка с определением перевернётся в конце урока), - Проверим по доске. - Можем ли мы сейчас сказать, что такое фразеологизмы? | Работают парами, 1 ученик выходит и выполняет задание на смарт-доске. Должны получиться пары: Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близки по смыслу. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. Омонимы - слова, которые имеют разное значение, но произносятся и пишутся одинаково. Фразеологизмы - ? | П, И Ф | Смарт-доска Карточки для работы в парах | самоконтроль по образцу | |||
еление к деятельности | добиться того, чтобы дети в проблемной ситуации определили тему урока, поставили перед собой учебную задачу. | Словес.: учебный диалог | -Какую цель мы поставим перед собой на урок? -А что мы должны узнать о фразеологизмах? Чему учиться? | Познакомиться с фразеологизмами. Узнать что называется фразеологизмами, учиться находить их и употреблять в речи. | Ф | |||||
| формирование у учащихся новых знаний | Практич.: выполнение упражнения, работа со словарём Словес.: учебный диалог | -Эксперимент - Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова. Сидеть сложа руки= ничего не делать (стоять) (подняв) (ноги) - Остается прежний смысл при замене слов или смысл теряется? -Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац. - Какой признак фразеологизмов назван? - Объясните значение других слов - Читаем второй абзац. - Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова? Работа в парах - Расскажите соседу, что такое фразеологизм. - Кто теперь расскажет всему классу? - Что мы называем фразеологизмами? - Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово? - Несколько учеников отвечают вслух. - Ребята, кто может подвести итог Итог: Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду? - Молодцы! Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. - Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. - А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158) - с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки - Кто прочитает выразительно? - Один ученик читает, остальные следят - Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир? - В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? - Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой. - Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает. - А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? - Как называются такие выражения? - Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал - Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением Работа в парах 1 столбик: Гладить по головке Падать духом Надуть губы Во все лопатки Ломать голову Рукой подать Капля в море 2 столбик: быстро хвалить мало думать унывать обидеться близко - Отвечает одна пара, остальные сверяют. - Хлопните один раз, у кого выполнено так же? - Молодцы, ребята! Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему? | Смысл теряется Лексический смысл Объясняют значение других слов Нет. Можно объяснить значение фразеологизма в целом Отвечают на вопросы Устойчивые сочетания слов Изменится смысл Участвуют в разговоре Отвечают на вопросы Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов Читают выразительно Высказывают свои предположения В толковом словаре Расстроился В переносном Устойчивые Работают с фразеологическим словарем Гладить по головке - хвалить Падать духом - унывать Надуть губы - обидеться Во все лопатки - быстро Ломать голову - думать Рукой подать – близко Капля в море – мало Нельзя, иначе потеряется смысл | Ф Ф,И П Ф Ф П Ф |
смарт-доска Словарь в учебнике | Взаимоконтроль самоконтроль по образцу Можно здесь использовать веб-камеру. | |||
| Сформировать личную ответственность за результаты учебной деятельности. | Словес.: учебный диалог. | -Ребята, давайте подведем итог нашего урока. О какой лексической группе сегодня узнали? - Так что же называется фразеологизмом? -Какие фразеологизмы вы запомнили? Вспомните пословицу, с которой мы работали вначале урока. Встаньте те ребята, кто сегодня стал чуточку мудрее…… (можно со смайликами) | (Если позволит время, можно эти фразеологизмы записать в тетрадь,) | Ф И | самоконтроль по образцу самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА "Словосочетание"...