Программа по русскому языку по внеурочной деятельности 1 класс.
рабочая программа по русскому языку
Данный программа содержит инт ересный дополнительный материал для занятий по русскому языку во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Русский играючи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Занимательная грамматика» 1-4 классы. Авторы-составители: Г.И.Беркутова,Т.И. Пантелеева, Н.А. Однокозова, Е.Б. Ракитянска
У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Содержание данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения; воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку.
Методические принципы:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Место занятий в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю.
Ценностные ориентиры
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметые результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование
№ п/п | название тем | кол-во часов |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 |
11 | Встреча с Радугой. | 1 |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 |
15 | В Страну Слогов. | 1 |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 |
21 | На карнавале слов. | 1 |
22 | На карнавале слов. | 1 |
23-24 | Конкурс знатоков. | 2 |
25 | Новое представление. | 1 |
26 | Необычный урок. | 1 |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 |
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 |
32 | Полёт в будущее. | 1 |
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Всего часов: | 33 |
Содержание программы
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знатоков». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | название тем | кол-во часов | планируемые результаты | дата | ||||
план | факт | |||||||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметые результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |||||
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | ||||||
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | ||||||
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | ||||||
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | ||||||
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | ||||||
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 | ||||||
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | ||||||
11 | Встреча с Радугой. | 1 | ||||||
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | ||||||
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | ||||||
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | ||||||
15 | В Страну Слогов. | 1 | ||||||
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | ||||||
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | ||||||
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | ||||||
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | ||||||
21 | На карнавале слов. | 2 | ||||||
22 | На карнавале слов. | 1 | ||||||
23-24 | Конкурс знатоков. | 1 | ||||||
25 | Новое представление. | 1 | ||||||
26 | Необычный урок. | 1 | ||||||
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | ||||||
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | ||||||
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | ||||||
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | ||||||
32 | Полёт в будущее. | 1 | ||||||
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения).
2.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2009 г.
3.Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2-х частях. М: Просвещение, 2009 г.
4. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
5.Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
6.Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
7.М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
8.Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
Интернет-ресурсы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
2. Портал «Начальная школа»
3.Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
4. http://www. uroki. net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
5. http://dic.academic. ru - Словари и энциклопедии on-line.
6.http://www. openworld. ru/school/m. cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа"
7.http://baby. com. ua/igr. html - Развивающие игры на знание основе русского языка.
8.http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html - Класс русского языка. На сайте предлагаются различные языковые он-лайн тесты, расчитаные для учеников 1-5 классов средней школы.
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения английскому языку по внеурочной деятельности 1-2 класс
В программе отражены основные принципы обучения английскому языку во внеурочной деятельности, содержание обучения и примерные упражнения на занятиях с учащимися 1-2 классов....
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
"Занимательный русский язык" (курс внеурочной деятельности) - 07.11.2017 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности
Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...
Программа по русскому языку по внеурочной деятельности 1 класс.
Данный программа содержит инт ересный дополнительный материал для занятий по русскому языку во внеурочной деятельности....
Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».
Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Такж...
Рабочие листы к урокам русского языка, занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (2 класс).
Рабочие листы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях внеурочной деятельности "Путь к успеху" во 2 классе....