Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Также можно отметить и то, что владение правильной разговорной речью, культурной речью является нормой для устного и письменного литературного языка, то есть помогает не только правильно выражать устно свои мысли, но и стать нормой при написании своих мыслей. Правильная речь ребёнка и его правильная речь при письме связана с культурой общения в его ближайшем окружении. У нас складывается определенное впечатление о человека, когда мы слышим, как он говорит, как он формирует свои мысли, как он переносит их на бумагу. Правильная речь человека – это немаловажный фактор образования. И если человек, тем более ребёнок, в своей речи употребляет слова – паразиты, ставит неправильно ударения, использует ненужные слова, то мы его считаем некультурным и неприятным. Речь – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим людям. То, как человек использует богатство языка, показывает его образованность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodicheskaya_tema_vasileva_v.v.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического проекта:
«Давайте говорить правильно на уроках русского языка
во внеурочной деятельности».
Разработала: Васильева В.В.
Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Также можно отметить и то, что владение правильной разговорной речью, культурной речью является нормой для устного и письменного литературного языка, то есть помогает не только правильно выражать устно свои мысли, но и стать нормой при написании своих мыслей. Правильная речь ребёнка и его правильная речь при письме связана с культурой общения в его ближайшем окружении. У нас складывается определенное впечатление о человека, когда мы слышим, как он говорит, как он формирует свои мысли, как он переносит их на бумагу. Правильная речь человека – это немаловажный фактор образования. И если человек, тем более ребёнок, в своей речи употребляет слова – паразиты, ставит неправильно ударения, использует ненужные слова, то мы его считаем некультурным и неприятным. Речь – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим людям. То, как человек использует богатство языка, показывает его образованность.
Объект: младший школьник.
Предмет: процесс формирования правильной разговорной речи у младших школьников.
Цель:
- Разработать и апробировать комплекс правил по русскому языку во внеурочной деятельности направленный на формирование правильной разговорной речи у младших школьников.
- Разработать продукт практической деятельности учителя с учениками.
Задачи:
- Изучить особенности разговорной речи у младших школьников.
- Разработать комплекс правил по русскому языку, направленному на формирование правильной разговорной речи у младших школьников.
- Применить в практике деятельности учителя комплекс правил по русскому языку.
- Получить продукт практической деятельности учителя с учениками.
Ключевые слова: правильная разговорная речь, норма речи, культурная речь, языковая норма.
Продукт: учебно – методический комплекс правил по русскому языку у каждого учащегося.
Необходимое ресурсное обеспечение: разработанный учебный материал, техническая сторона, обеспеченность видео материалами.
Вариант работы по формированию правильной разговорной речи:
1. Слова-паразиты и тавтология
На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.
Сравните с таким вариантом:
На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.
И с этим:
На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.
Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.
В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.
Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:
- Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
- Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
- Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.
2. Проблемы с ритмом речи
Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.
Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:
Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.
У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.
А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:
Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.
Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.
Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.
Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.
3. Неумение использовать язык тела
Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.
Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.
У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.
Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.
4. Привычка спорить
Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.
Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.
В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.
Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.
5. Отсутствие тем для разговора
В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.
Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.
Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.
Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.
6. Безграмотная речь
Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.
Во внеурочное время, в рамках уроков по русскому языку проводились занятия по формированию правильной разговорной речи, при рассмотрении различного рода речевых ошибок, ошибок общения. В данном учебном 2019 – 2020 учебном году панируется продолжение проведения занятий по формированию детской культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности
Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...
Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...
Педагогический проект «Читаем вместе» как средство формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
Продемонстрированы приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка....
Рабочие листы к урокам русского языка, занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (2 класс).
Рабочие листы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях внеурочной деятельности "Путь к успеху" во 2 классе....