"Занимательный русский язык" (курс внеурочной деятельности) - 07.11.2017 г.
рабочая программа (4 класс) по теме

Бардина Анна Михайловна

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_-_zanim._russk._yaz._-_4_kl.doc62 КБ
Microsoft Office document icon ktp_-_zanim._russk._yaz.-4_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина А. М.        4 класс        МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Пояснительная записка

Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также использована программа внеурочной деятельности под редакцией Л. В. Мищенковой, Москва, Издательство «РОСТ», 2015г. и учебного плана МОУ «Лицей № 7» на 2017-2018 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;
  • проявлять интерес к изучению родного языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя,
  • проговаривать последовательность действий,
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
  • работать по предложенному учителем плану,
  • отличать верно выполненное задание от неверного,
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

       Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса,
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

       Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметные:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
  • отличать признаки основных языковых единиц;
  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
  • творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.

Содержание

И снова о русском языке…

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Крылатые слова и афоризмы.  

Беседа о богатстве лексики русского языка.

Об именах и фамилиях.

История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.

Праздник творчества и игры. 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан -  налим, актёр - тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Учимся распознавать речевые ошибки.

Распространённые  типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.

Фразеологизмы.

 Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Я не поэт, я только учусь.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Словесные забавы.

Игры со словами: «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы».

     



Предварительный просмотр:

Бардина А. М.                                                                             4 класс                                     МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Календарно - тематическое планирование

курса «Занимательный русский язык» 4 класс - 34 часа

№ п/п занятия

Тема занятия

Кол-во

 часов

Дата

 план

 факт

1

И снова о русском языке…

1

1 четверть

04.09-08.09

2

Крылатые слова и афоризмы.

1

11.09-15.09

3

Копилка занимательных заданий.

1

18.09-22.09

4

Игротека.

1

25.09-29.09

5

Об именах.

1

02.10-06.10

6

О русских фамилиях.

1

09.10-13.10

7

В поисках сбежавших головоломок.

1

16.10-20.10

8

Игротека.

1

23.10-27.10

9

Мы играем в логогрифы.

1

2 четверть

07.11-10.11

10

Учимся распознавать речевые ошибки.

1

13.11-17.11

11

Коллекция заморочек.

1

20.11-24.11

12

Игротека.

1

27.11-01.12

13

Ох уж эти фразеологизмы.

1

04.12-08.12

14

Работаем над рифмами.

1

11.12-15.11

15

Словесные забавы.

1

18.12-22.12

16

Игротека.

1

25.12-27.12

17

Продолжаем работу над фразеологизмами.

1

3 четверть

10.01-12.01

18

Русские пословицы и поговорки.

1

15.01-19.01

19

Ассорти для любителей русского языка.

1

22.01-26.01

20

Игротека.

1

29.01-02.02

21

И снова о фразеологизмах.

1

05.02-09.02

22

Однородные члены предложения.

1

12.02-16.02

23

Ошибочка вышла!..

1

19.02-22.02

24

Игротека. Про омонимы и их разновидности.

1

26.02-02.03

25

Ещё немного  фразеологизмов.

1

05.03-09.03

26

В стране Перевертундии.

1

12.03-16.03

27

Игротека.

1

19.03-23.03

28

Что такое «паронимы».

1

4 четверть

04.04-06.04

29

Запоминаем словарные слова.

1

09.04-13.04

30

31 июня. Игротека.

1

16.04-20.04

31

Повторяем…

1

23.04-27.04

32

Повторяем, повторяем…

1

02.05-11.05

33

Повторяем, повторяем, повторяем…

1

14.05-18.05

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

1

21.05-30.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о распределении нагрузки по внеурочной деятельности на 2016 - 2017 г

Приказ о распределении нагрузки  по внеурочной деятельности на 2016 - 2017 г...

Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности

Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Акварелька» на 2017-2018 уч. год

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Изобразительное искусство и художе...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Светофор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ступени» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Ступени» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...

Занимательная математика 1 класс внеурочная деятельность

Занимательная математика 1 класс внеурочная деятельность...