Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Уважаемые коллеги!
Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности.
Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!
Успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 61.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
Ведущий четко произносит слова из помещенного ниже списка, вызывая по очереди учащихся, которые должны быстро определить их число (единственное, множественное) Тот, кто допустил ошибку, должен встать и составить с этим словом предложение.
Молодёжь, коллектив, студенчество, листья, статья, двери, ворота, толпа, солома, стада, стая, саранча, заросли, листва, стебли, чернила, рота, дебри, джунгли, тряпьё, дрожжи, лоскутья, ветошь, ободья, бадья, белила, запевала, опилки, конфеты, конфетти.
КТО БОЛЬШЕ?
- За условленное время участники игры должны записать имена существительные'1-го склонения на -ия (напоминается, что в дательном и предложном падежах они оканчиваются на-и). В случае затруднения ведущий объясняет, что эти слова чаще всего обозначают:
а) названия различных наук: астрономия, биология, геометрия, география, агрономия, история и т. д.;
б) географические названия государств, стран, материков: Австралия, Азия, Гренландия, Англия, Албания, Болгария и т. п.
в) различные объединения, группы: организация, партия, ассоциация, армия, артиллерия, гвардия, милиция, делегация, процессия, экскурсия, экспедиция;
г) разного рода явления и документы общественной жизни, массовые мероприятия: коллективизация, революция, конституция, сессия, электрификация, газификация, репетиция;
д) ботанические названия: акация, бегония, настурция, петуния, магнолия и т. п.
е) различные учреждения, учебные заведения: обсерватория, консерватория, филармония, семинария, гимназия ит. д.
- Таким же образом предлагается запись имен существительных 2-го склонения на -ий, -ие, которые в предложном падеже единственного числа тоже оканчиваются на -и.
Существительные на -ий чаще всего обозначают:
а) названия металлов, минералов и химических элементов: алюминий, кремний, радий, калий, кальций, магний, гелий и др.;
б) мужские имена: Анатолий, Василий, Геннадий, Дмитрий, Евгений-,
в) некоторые другие понятия: санаторий, гербарий, пролетарий, гений, жребий и т. п.
Запись имен существительных на -ие можно провести по темам, например: записать все слова на -ие, относящиеся к изучаемым в школе предметам и особенно к грамматике (рисование, черчение, пение, чистописание; предложение, склонение, окончание, сочинение, изложение, знаки препинания и т. п.)
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Суффиксы -ени (е) и -ень (е) не всегда равноценны. Некоторым словам они придают различное значение. Так, слова варенье, печенье, соленье обозначают продукты (вишневое варенье, сладкое печенье, различные соленья), тогда как варение, печение, соление — это действие, процесс: варение мыла (мыловарение), печение пирожков, соление грибов на зиму.
Таким же образом различаются слова воскресенье (день недели) и воскресение (роман Льва Толстого «Воскресение» — действие по глаголу воскресить).
В остальных словах эти суффиксы равноценны. Сравните:
- Терпение и труд все перетрут.
- Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье.
Родительный падеж существительных мужского рода
с окончанием -у (-ю). Как известно, некоторые существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа наряду с окончанием-а ('-я,) имеют окончание-у (-ю), если они обозначают количество, меру или часть какого-нибудь вещества, материала: сбор винограда, но кисть (гроздь) винограду.
КТО БЫСТРЕЕ?
- Ведущий записывает на доске 20 имен существительных: керосин, бензин, уксус, мед, перец, сахар, горох, лук, виноград, сыр, час, квас, суп, песок, хворост, ситец, клей, жир, изюм, рис.
Учащиеся записывают эти существительные со словами, обозначающими различную меру (веса, объема, длины), виды
тары, упаковки и т. д., следя, чтобы эти слова не повторялись. За каждую правильно написанную пару слов засчитывается очко, а за удачный пример из художественной литературы, пословицу и поговорку — дополнительное очко.
- Участникам игры предлагается записать 10 выражений с именами существительными мужского рода в родительном падеже с окончанием -у (-ю). В случае затруднения ведущий подсказывает участникам игры значение этих выражений:
Неизвестного происхождения — без роду, без племени.
От рождения — от роду.
Вот-вот -о чем-то ожидаемом.
С часу на час- часу на час может разразиться гроза.
С каждым проходящим часом (сильнее, слабее) — час от часу.
Очень далеко простирается -длится — конца-краю не видно, нет.
Не время веселиться, смеяться — не до смеху.
По наружности, по внешности —с виду.
Не дать заметить кому-либо — не показать (не подать) виду
Не решается, не отваживается, не хватает смелости — не хватает духу: Не хватило духу признаться в своих ошибках.
Нет никаких известий — ни слуху, ни духу.
Запутать, сбить с правильной мысли, пути — сбить с
толку.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Каждый из участников игры заранее приготовляет из картона или плотной бумаги 2 карточки 20X 20 см. На одной надо четко нарисовать букву е, на другой — о.
Ведущий громко произносит слово из помещенного ниже списка (например, книжка), после чего учащиеся должны поднять табличку, соответствующую беглой гласной, появляющейся в этом слове в родительном падеже множественного числа (книжек). Учащимся следует быть внимательными, так как в списке есть слова, в которых беглая гласная в этой форме отсутствует (например, волн).
Книжка, доска, тарелка, земля, игра, овца, банка, петля, волна, девочка, пионерка, игла, сосна, арка, искра, комсомолка, норма, сказка, пушка, игрушка, урна, скакалка, водокачка, иголка, просьба.
КАК ПИСАТЬ?
Возможно, вам известна шутка: как писать — у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно: многие нетвердо знают окончания некоторых имен существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: 10 гектар или гектаров? 20 грамм или граммов? Пара чулок или чулков?
Чтобы лучше усвоить этот вопрос, можно провести следующую игру. Ведущий записывает на доске указанные ниже слова и, вызывая по очереди учащихся, предлагает сказать это слово в родительном падеже, а затем составить с ним предложение или словосочетание. Предложение коллективно обсуждается с точки зрения содержания, стиля, после чего записывается каждым участником игры
Чулки, туфли, ботинки, носки, валенки, платья, сани, граммы, апельсины, облака, ущелья, домишки, окна, рамы, килограммы, двери, рельсы, статьи, помидоры, гектары, хозяева, санатории, семьи, каникулы, яблони, колени, турки.
КТО БОЛЬШЕ?
Ведущий предлагает разделить страницу тетради на две части. Слева записываются имена существительные мужского рода на шипящую с подходящими по смыслу прилагательными (детский врач, колхозный гараж, густой камыш, мужской плащ), а справа — женского рода (старшая дочь, высокая рожь, черная тушь, первая помощь).
С целью развития речи можно ограничить занятие условием: подбирать вначале названия людей (сторож, муж, ткач, силач, богач, дочь, латыш, чуваш, товарищ), затем животных (грач, еж, мышь, уж, чиж, стриж, ерш, лещ), неодушевленных предметов (бич, борщ, вещь, ветошь, глушь, душ, калач, картечь) и др.
Выигрывает тот, кто за условленное время правильно и аккуратно запишет наибольшее количество слов.
БЕЗ ЗАПИНКИ
Ведущий читает вслух указанные ниже слова и, называя по очереди учащихся, предлагает им сидя сказать фразу, в которой указанное слово было бы в творительном падеже единственного числа (например, багаж — везут тележку с багажом). В случае ошибки или задержки виновник встает и продолжает стоять до тех пор, пока не даст правильный ответ. Выигрывает тот, кому ни разу не приходилось вставать.
Багаж, блиндаж, вещь, врач, выигрыш, гараж, горечь, грач, детёныш, дочь, душ, ёж, камыш, ключ, ковш, коклюш, ландыш, латыш, марш, матч, мелочь, меч, молодёжь, морж, муж, мышь, мяч, нож, ночь, падёж, паралич, патронташ, печь, плащ, плюш, пляж, помощь, прыщ, репортаж, рожь, рубеж, саквояж, стаж, сторож, тираж, ткач, товарищ, уж, фарш, финиш, чертёж, шалаш, шарж, экипаж, этаж.
РАЗЛИЧАЙ СУФФИКСЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Ведущий предлагает участникам придумать имена существительные с суффиксом -ец и разбить их на группы по значению:
- уменьшительно-ласкательное значение;
- название лица по действию;
- название лица по признаку;
- название лица по месту жительства и народности;
- название лица по принадлежности к какой-либо организации, учению, учебному заведению и т. п.
Примерное решение:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
братец хлебец морозец рассказец погребец столбец | борец гребец пловец чтец гонец посланец | красавец молодец любимец храбрец мудрец хитрец | ленинградец кавказец горец кореец канадец испанец | ленинец партиец комсомолец вузовец гвардеец |
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Ведущий зачитывает указанные ниже слова, обращаясь по очереди к участникам игры, которые должны быстро назвать данное слово без суффикса (если это возможно) или указать, что без суффикса это слово не употребляется (например, кружка). Кроме того, надо отметить чередование согласных (подруга — подружка — г — ж).
Подружка, кружка, крышка, чашка, рубашка, мушка, подушка, книжка, передвижка, ножка, ложка, старушка, опушка, тележка, перебежка, кашка, шашка, бумажка, ромашка, вешка, головешка, фляжка, пряжка, дужка, пешка, спешка, сошка, кошка, вышка, мышка.
ОБРАЗУЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
На доске записываются указанные ниже имена прилагательные. Задача участников игры — записать соответствующие имена существительные, указав рядом суффикс, например храбрый (человек) —храбрец (-ей,).
За каждое правильно записанное слово засчитывается очко дополнительное — за удачное предложение, пословицу: В сердце льстец всегда отыщет уголок , На всякого мудреца довольно простоты и т. д.
Храбрый (храбрец), смелый (смельчак), сильный (силач), весёлый (весельчак), добрый (добряк), ленивый (ленивец, лентяй), завистливый (завистник), гордый (гордец), болтливый (болтун), лживый (лжец), умный (умница), мудрый (мудрец), глупый (глупец), богатый (богач), бедный (бедняк), грубый (грубиян), хвастливый (хвастун), толстый (толстяк), льстивый (льстец), скупой (скупец), бесстыдный (бесстыдник), крепкий (крепыш), ловкий (ловкач — с оттенком иронии) и др.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
- Слово мешок происходит от корня мех, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В некоторых говорах (например, закарпатских) мешок и поныне называют мехом.
В старину, да и сейчас в некоторых славянских языках и говорах, порохом называлась пыль. Соответствующее слово с неполногласием — прах — сохранилось лишь в некоторых выражениях. Слово порох закрепилось за изобретенным в средние века взрывчатым веществом, а с суффиксом -ок (порошок) стало обозначать измельченное твердое тело.
- В слове лобзик -ик не является уменьшительным суффиксом, как это может показаться. Вообще это искаженное немецкое слово Laubsage, в котором sage обозначает «пила».
- Не является суффиксом и сочетание -ырь в слове лодырь. Легенда о происхождении этого слова любопытна.
- В первой половине прошлого века в Москве, на Остоженке, был дом с большим садом, простиравшимся до Москвы- реки. Популярный в то время врач Лодер лечил в этом саду минеральными водами, главным образом от ожирения. В сад Лодера приезжали в собственных экипажах московские богачи.
После приема минеральных вод их заставляли бегать по саду Постоянный съезд богачей привлекал любопытных, наблюдавших за необычным лечением. От заведения Лодера, «гонявшего» бездельников, и пошло выражение гонять лодыря, то есть бездельничать.
- Русский суффикс порой свободно уживается с нерусским словом. Так, toujours по-французски значит «постоянно, всегда». Отсюда тужуркой назвали мужскую куртку, одеваемую на каждый день. Да и само слово куртка с суффиксом -к- содержит в себе латинский корень куртус — короткий. В свою очередь, русские корни порой сочетаются с нерусскими суффиксами. . Так, французский сурике -ag (-аж) придает слову значение собирательности (тоннаж, километраж и др.). По этому типу и образовано слово-гибрид листаж, то есть объем книги в листах. Некоторые русские слова образовались с помощью нерусских суффиксов-ист (правдист, очеркист), -изм (ленинизм) и др. Не случайно А. С. Пушкин назвал русский язык «переимчивым и общежительным»!
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Ведущий читает вслух имена прилагательные из списка, приведенного ниже, указывая по очереди на участников игры, которые должны сидя быстро произнести это прилагательное в сравнительной степени и составить с ним предложение (например, Сталь тверже железа).
За каждый правильный ответ присуждается балл, а за пример из литературы, пословицу или загадку—дополнительный (например, Хрен редьки не слаще; Чем дальше в лес, тем больше дров; Лучше меньше, да лучше и т. п.).
Сладкий, далёкий, хороший, горький, дорогой, богатый, страшный, молодой, жёсткий, крутой, маленький, высокий, узкий, мелкий, мощный, плохой, строгий, толстый, тонкий, худой (2 значения), широкий, дешёвый, упругий, младший, чистый, твёрдый, красивый, здоровый.
ПРИБАВЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ведущий читает вперемежку данные ниже существительные мужского и женского рода на ь, ученики по очереди называют подходящее по смыслу и согласованное в роде имя прилагательное. Кто ошибся, тот встает и продолжает стоять до тех пор, пока не даст правильного ответа в следующую очередь. Выигрывает тот, кому ни разу не пришлось встать.
Магистраль (широкая, прямая), вестибюль (просторный, уютный), бандероль (заказная), инвентарь (садовый), цитадель (неприступная), кабель (телефонный), гроздь (спелая, виноградная), рояль (новый, концертный), озимь (зеленая, молодая), ковыль (степной), полынь (сухая), бутыль (ведерная), лосось (дунайский), лазурь (небесная), панцирь (твердый, стальной), мозоль (болезненная), тюль (прозрачный), вуаль (легкая), китель (военный), шинель (солдатская), флигель (одноэтажный), фланель (теплая), штемпель (почтовый), зыбь (мертвая, мелкая), перечень (поименный, алфавитный), опись (подробная), голень (левая, правая), янтарь (прозрачный), эмаль (голубая), цоколь (гранитный).
Подобное занятие можно проводить и в обратном порядке, называя прилагательные, к которым ученики подбирают существительные с Ь на конце. С целью уточнения эти прилагательные лучше давать в предложениях или словосочетаниях: Двор был обнесен высокой ... (изгородью) и т. п. Частое употребление указанных слов в сочетании с прилагательными выработает у учащихся определенные «родовые ассоциации».
КТО БОЛЬШЕ?
Ведущий зачитывает краткое толкование существительного общего рода, а участники игры записывают это слово в свои тетради. За каждое правильно записанное слово засчитывается о ч к о, а за удачный пример (из литературы или собственный) — еще одно.
- Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира: Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку...).
- Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам (зевака: За слоном толпы зевак ходили).
- Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).
- Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).
- Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша).
- Лентяй, бездельник (лежебока: Лежебоке и солнце не в пору всходит).
- Грубый, невоспитанный человек (невежа).
- Необразованный, малосведущий человек (невежда: Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк).
- Ненасытный, прожорливый человек (обжора).
- Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка).
- Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего (проныра, пролаза).
- Тот, кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля).
- Очень рассеянный, невнимательный человек (разиня).
- Неловкий, рассеянный человек (растяпа: Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря).
- Безобидный, тихий человек (тихоня).
КТО БЫСТРЕЕ
Ведущий записывает на доске следующие имена существительные:
Брюки расспросы дверцы
Башмаки вопросы хлопоты
грабли | прения | заботы |
косы | споры | качели |
вилы | встречи | карусели |
весы | проводы | котлеты |
гири | шахматы | пельмени |
посевы | игры | недра |
всходы | плоскогубцы | сокровища |
дебри | щипцы | сливки |
Задача участников игры — быстро и аккуратно записать эти слова в два столбца: в один — существительные, употребляющиеся только во множественном числе, в другой — остальные в единственном числе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"
Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....
Занимательные упражнения на уроках русского языка
В статье названы причины, по которым необходимо использовать на уроках русского языка занимательные упражнения, перечислены задачи, которые решаются при использовании занимательных упражнений, приведе...
Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».
Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Такж...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
Продемонстрированы приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка....
Рабочие листы к урокам русского языка, занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (2 класс).
Рабочие листы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях внеурочной деятельности "Путь к успеху" во 2 классе....