Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
методическая разработка по русскому языку на тему

Дудникова Наталья Сергеевна

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota._dudnikova.doc793 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ» Ермаковского района Красноярского края

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

Составила:

Дудникова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов

1 категории

Нижний Суэтук, 2017

Аннотация

Цель: продемонстрировать  приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка.

Актуальность: отсутствие системы работы над словарными словами

Проблема: неправильное употребление словарных слов на письме

Планируемые результаты

Предметные результаты: результатом такой разнообразной систематической работой со словарными словами является безошибочное употребление на письме словарных слов

Личностные: принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека;

УУД:

Регулятивные: формировать способность регулировать свою деятельность (контролировать процесс и результат деятельности, внося коррективы)

Познавательные: искать, получать и использовать информацию (пользоваться словарями, находить в них нужную информацию)

Коммуникативные: стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Ключевые слова: загадки, слова-ассоциации, кроссворд, работа с таблицей, предметные картинки, омофоны, проект

Акростих. Для меня чтение - это

Ч – чадо (вокруг которого строится образовательный процесс)

Т – творчество (которым должен быть наполнен современный педагог)

Е – единство (в нем наша сила и успех)

Н – навыки (приобретенные в результате кропотливой работы)

И – интерес (который надо пробуждать в детях)

Е – ежедневно (работать в системе и только тогда будет результат)

Проверка усвоения словарных слов  чаще всего имеет одну и ту же форму: зрительный диктант, письмо с окошками, контрольный словарный диктант. А как сделать так, чтобы словарный диктант был написан грамотно? Надо уделить большое внимание «знакомству» детей с новым словом.  Само знакомство с новыми словами строится в несколько этапов.  Предоставляю вашему вниманию виды упражнений при знакомстве со словарными словами.

1. Чтение загадки, отгадкой которой является новое словарное слово. На доске появляется текст загадки. После – картинка-отгадка и слово с окошком. Дети записывают в словарики слово с окошком, пропуская «опасное место» (так мы называем непроверяемую орфограмму). Далее дети ищут в орфографическом словаре учебника это слово и узнают, какая буква должна стоять на месте пропуска. После того как каждый самостоятельно вставляет букву в окошко, на экране появляется слово полностью. Параллельно ведется работа на определение слов, которые помогли разгадать загадку.

Например:    

В будке живет,
         Кости грызет.
        Лает и кусается –
        Как называется?

с_бака

 - Какие слова помогли отгадать эту загадку? (в будке, лает, кости грызет)                                                                                                                                                

2. Следующий способ предъявления нового слова – нахождение слов в таблице. Детям раздаются таблицы, в которых расположены буквы. Им необходимо найти словарные слова в таблице. Работа может быть как индивидуальной так и работой в парах. После того как работа завершена, можно сделать проверку.  На экране появляются спрятавшиеся слова. Дети записывают слова, ставят ударение, определяют ударный слог и обозначают орфограмму. В некоторых случаях словарное слово не содержит в себе орфограмму безударная гласная. Тогда дети обращаются опять к словарями и находят «опасное место» в слове. Обозначают их на письме в своих словариках. После того как все сделано, проходит опять проверка на доске.

Например:

П

А

Л

Ь

Т

О

Й

В

М

И

К

Т

Ь

Ь

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Б

С

В

В

Т

О

Б

Е

Д

Ж

Э

Х

Ы

Б

Е

Р

Ё

З

А

Й

Ф

Я

Ц

Т

Ь

Ю

Д

Т

Р

А

К

Т

О

Р

(табл.1)

Пальто, медведь, обед, берёза, трактор

3. Также при знакомстве с новым словом я использую предметные картинки. Появляется картинка с частичным изображением, под ней краткое описание ее. Дети должны понять, какое изображение спряталось слово. На данном этапе идет обогащение словаря.

Например:

(рис.1)

 - это изделия, которые человек надевает на себя с целью обезопасить тело от воздействия внешней среды (одежда)

4. Следующий способ знакомства со словом – разгадывание кроссвордов. Важно, что, только правильно вписав в клеточки кроссворда словарные слова, дети смогут прочитать слово, в выделенном столбце.                                                                              

Например:

1.

Н

_

О

Д

2.

Л

_

П

Т

А

3.

Р

_

Я

Т

А

4.

О

В

Щ

И

5.

П

_

Л

Ь

О

5.

М

Ш

И

Н

А

(рис.2)

1. Население страны.

2. Инструмент, необходимый для вскапывания.

3. Синоним к слову «дети».

4. Морковь, томаты, огурцы, картофель – это…

5. Верхняя одежда.

6. Синоним к слову «автомобиль»

5. Следующий способ – использование  слов-ассоциаций. Переход от общего к частному (огород – морковь, капуста, помидор) и наоборот, от частного к общему (чайник, кастрюля, сковорода – посуда).

Огород

6. Омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному). При знакомстве с новым словарным словом уделяю внимание работе со словарем. Дети должны поработать с толковым словарем. Понять, к какому слову относится определение (компания-кампания, изморозь-изморось). Диктант в таком случае проводится так:  произносится не отдельное слово, а  предложение или словосочетание, так, чтобы дети могли определить, в каком контексте используется данное слово.

Например:

Кампания – мероприятие, какая-либо деятельность.

Компания – группа людей, проводящая вместе время.

На диктанте: Полковник развернул военную к(о,а)мпанию. Шумная к(о,а)мпания  ребят весело катилась с горочки.

В рамках реализации программы я веду внеурочные занятия по проектной деятельности. Все, что требует тщательного усвоения, закрепляется на внеурочных занятиях.  Не составляет исключение и работа со словарными словами. Например, со второго класса я  использую метод проектов при работе со словарными словами. Сначала мы с ребятами работаем совместно на уроках, потом – частично самостоятельно дома и вновь собираемся на занятии, чтобы оформить проект в виде коллективной работы и подготовиться к его защите.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.      Запиши слово, поставь ударение.

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.      Отметь, где написание расходится с произношением.

4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5.      Составь предложение со словом.

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10.  Найди пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом.

Образец работы ученика

1.      Обед.

2.      Обед – 4 б., 4 зв., 2 сл.

3.      Обед.

4.    Обед — как правило, второй или третий приём пищи в день, наиболее обильный. Как правило, на обед подаётся горячая пища. 

5.      На обед мама приготовила вкусны плов.

6.      Обед – обедать, обеденный, пообедал.

7.      Приготовили, остывает, понравился.

8.      Вкусный, ароматный, быстрый, своевременный.

9.      Я обед готовить буду,
                 Достаю свою посуду.
                 Вот кастрюля- суп сварился.
                 В этой миске винегрет.
                 Чай зеленый заварился.
                 Приходите на обед!

10.  Дорога ложка к обеду. Без обеда не красна беседа. Обед красен не ложкой, а едоком.

Ниже приведен образец выполнения работы учеником (шаблон и готовая работа)

Я желаю вам всем успехов в работе по формированию читательской грамотности!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»

Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе

Работу выполнил(а):                    

                                                                  _________________________________

                                                                 ученик(ца) 2 класса

Нижний Суэтук, 2016

1.      Запиши слово, поставь ударение__________________________________

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове___________________

3.      Отметь, где написание расходится с произношением

__________________________________________________________________

 4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Составь предложение со словом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

_________________________________________________________________

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

__________________________________________________________________

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

__________________________________________________________________

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.

Представляю серию презентаций для изучения словарных слов   на уроках русского языка во 2 классе по системе Л. В. Занкова. Для удобной работы слова разделены на тематические группы....

Раздаточный материал для учителя и обучающихся при проведении словарной работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего обучения. Система Л. В. Занкова.

Все словарные слова, написание которых предстоит усвоить второклассникам, для более успешного запоминания, сгруппированы по темам. Всего выделено 19 тем. Раздаточный материал распечатывается на каждог...

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе - один из способов повышения орфографической грамотности.

Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребёнка, его спос...

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....