методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»
Конспект открытого урока по русскому языку
«Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных»
4 класс
УМК «Гармония»
Явкина Валентина
Алексеевна
учитель начальных классов
Категория: высшая
Братск
2013
Пояснительная записка
Автор: Явкина Валентина Алексеевна.
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»
Предмет: русский язык.
Класс: четвёртый
Тема: Решение орфографических задач в безударных падежных окончаний имён существительных.
Цели:
Образовательные:
- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научить пользоваться им.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
Воспитательные:
- прививать интерес к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.
Время реализации занятия: 40 минут.
Авторский медиапродукт:
· мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;
· технологический сценарий занятия;
Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.
Технологии: технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,
проектирование, моделирование, анализ.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
· возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения):
· интенсификация учебно-воспитательного процесса ( автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
· повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
· формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
· развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Оборудование и материалы для занятия:
· компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;
· учебник русского языка;
· презентация;
· листы-пособия для работы в группах;
· опорная схема склонений имён существительных;
· карточки со словами-ключами;
· опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
· карточки с разноуровневыми заданиями;
На уроке используется презентация. Она состоит из 27 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.
Использование презентации оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»
Конспект открытого урока по русскому языку
«Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных»
4 класс
УМК «Гармония»
Явкина Валентина
Алексеевна
учитель начальных классов
Категория: высшая
Братск
2013
Пояснительная записка
Автор: Явкина Валентина Алексеевна.
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»
Предмет: русский язык.
Класс: четвёртый
Тема: Решение орфографических задач в безударных падежных окончаний имён существительных.
Цели:
Образовательные:
- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научить пользоваться им.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
Воспитательные:
- прививать интерес к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.
Время реализации занятия: 40 минут.
Авторский медиапродукт:
- мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;
- технологический сценарий занятия;
Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.
Технологии: технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,
проектирование, моделирование, анализ.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения):
- интенсификация учебно-воспитательного процесса ( автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
- развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Оборудование и материалы для занятия:
- компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;
- учебник русского языка;
- презентация;
- листы-пособия для работы в группах;
- опорная схема склонений имён существительных;
- карточки со словами-ключами;
- опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
- карточки с разноуровневыми заданиями;
На уроке используется презентация. Она состоит из 27 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.
Использование презентации оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.
План урока
Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | |
1.Организационный момент. Игровое целеполагание. | Проверка готовности к уроку, мотивация учащихся. | Работа в тетрадях. Проверка знаний об имени существительном. | 2 мин. | |
2.Актуализация знаний. | Беседа. Повторение знаний о склонении имён существительных. | Восприятие, диалог с учителем, нахождение «лишнего» по типу склонения, работа в тетрадях. | 2 мин. | |
3.Постановка учебной задачи. | Лекция-беседа по заданной проблеме. Наблюдение за деятельностью учащихся | Групповая работа. | 5 мин. | |
4.Физминутка. | Показ образца выполнения. | Выполнение совместно с учителем. | 1 мин. | |
5.Открытие нового знания. | Беседа по определению способа проверки. | Проверка по учебнику. Выполнение задания. | 10мин. | |
6.Алгоритмизация полученного знания. | Беседа по составлению алгоритма нового знания | Восприятие. запоминание | 3мин. | |
7.Первичное закрепление. | Сообщение задания. а) тест б) графический диктант | Отработка навыка правильного выбора окончания. | 10мин. | |
8.Диагностика. | Тестовые задания по проверке нового знания. Дифференцированная работа | Выполнение заданий по выбору (2 уровня сложности) | 4мин. | |
9.Итог урока. | Беседа-диалог. Выставление оценок с комментарием. | Диалог с учителем Решение орфографической задачи | 1 мин. | |
10.Домашнее задание. | Разъяснение задания | Запись в дневник | 1 мин. | |
11. Рефлексия | Работа с условными знаками | 1 мин |
Ход урока:
Приложение 1
1 уровень
Реши орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных. Выполни цифровой диктант.
1.По дорог… 6. По тропинк…
2. в театр… 7.у дорог…
3. На Ангар… 8.из обув…
4.на сирен… 9. Без прогулк…
5.о грубост… 10. в Братск… .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Склонение | ||||||||||
Падеж | ||||||||||
Окончание |
2 уровень
Запиши словосочетания по данным схемам.
В (1скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.)
_________________________________________________________
У (2 скл.. м.р. Р.п.) (3скл, Р.п.)
_________________________________________________________
На (2 скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.)
_________________________________________________________
У (1 скл., ж.р., Р.п.) на (1 скл., ж.р., П.п.)
_________________________________________________________
1 уровень
Реши орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных. Выполни цифровой диктант.
1.По дорог… 6. По тропинк…
2. в театр… 7.у дорог…
3. На Ангар… 8.из обув…
4.на сирен… 9. Без прогулк…
5.о грубост… 10. в Братск… .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Склонение | ||||||||||
Падеж | ||||||||||
Окончание |
2 уровень
Запиши словосочетания по данным схемам.
В (1скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.)
_________________________________________________________
У (2 скл.. м.р. Р.п.) (3скл, Р.п.)
_________________________________________________________
На (2 скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.)
_________________________________________________________
У (1 скл., ж.р., Р.п.) на (1 скл., ж.р., П.п.)
_________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию, исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
техкарта урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Обобщающий урок-игра. 4класс...
Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
УМК «Школа России»4 класс...
Урок русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных"
4 класс УМК "Школа России"...