Слово и его значение. 4 класс. Конспект урока. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Слово и его значение" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_4_klass_otkrytyy_urok.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
02.10.2019
Тема: «Слово и его значение»
4 класс УМК Школа России
Учитель: Пушкина Екатерина Владимировна
Цели:
1) совершенствовать умение формулировать и выражать мысли и чувства с помощью слова;
2) формировать представление о способах определения значения слова;
3) развивать умение работать со словарями;
4) воспитывать чуткое и внимательное отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 1 | Учитель приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную работу |
2. Офографическая минутка. | 3 | -Прочитайте стихотворение. Слова бывают разные: - Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие. Какой согласный звук общий? Почему он обозначен разными буквами? -Объясните написание слова «тяжких». Назовите слово с такой же орфограммой. - Какая орфограмма в слове «спеши»? Назовите слово с такой же орфограммой. - Какое слово имеет такое же звучание, но пишется по-другому? - Отчего зависит написание слова? - Определите тему урока и цель нашего урока. | Учащиеся читают стихотворение Дети отвечают на вопросы учителя. -Тяжких, спеши. - Слово и его значение. |
3. Определение темы и целей урока. | 2 | - Прочитайте ещё раз стихотворение. Значение, каких слов у вас вызывает сомнение? - Что значит «чистые слова», «грязные слова»? В каком значении употреблены эти слова? Объясните значение слов «палач», «ввергнет», «ронять». -Как можно узнать значение слова? Его написание? | Учащиеся читают, объясняют значение слов. |
4.Работа со словарями. Работа в парах. | 5 | -Какие виды словарей вы знаете? Работая в парах, дайте ответ. - Работаем с толковым словарем. Найдите значение слов и фразеологизмов: КОРОТКИЙ ЗАДИРАТЬ НОС ИЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ ЖАВОРОНОК ЖАЛЕТЬ | Учащиеся работают в парах, находят ответ на поставленный вопрос. Фразеологический Орфографический Антонимов Синонимов Толковый Учащиеся, работая в парах, находят значение слов и записывают в тетрадях |
5. Работа по теме урока | -Прочитайте стихотворение еще раз. Что хотел нам сказать автор? Какой вывод можно сделать для себя? - Что нужно знать человеку, чтобы правильно обращаться со словами? -Сколько слов должен знать человек? - Сколько слов в русском языке? | Учащиеся отвечают на вопросы. Подготовленные учащиеся сообщают: «В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов». «Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим». | |
6.Работа по учебнику с многозначными словами. | -В каких ещё отношения могут состоять слова? –Найдите в стихотворении антонимы. Подберите синонимы к словам «ввергнет», «касаются», «ронять», «плач». - Почему в последнем слове нет «Ь»? Какое значение помогло объяснить написание слова? Какое ещё значение есть у слова? – Сделайте вывод. -Какое значение важнее? | Учащиеся отвечают. Учащиеся делают вывод: слово имеет лексическое и … (грамматическое) значение. | |
7.Работа с текстом. | 1)- Прочитайте текст и исправьте ошибки. На мерзлую землю завалилась зима. Всё покрылось глубоким снегом, а реку подковал мороз. Над речкой скрючилась ива с тонкими ветвями. На снегу видны.. -Продолжите текст. - Что нужно знать, чтобы правильно употреблять слова? В каком случае у человека будет хороший словарный запас? 2) Работа с фразеологизмами. Бить баклуши Точить лясы Ловить ворон Хлопать глазами Клевать носом Не покладая рук - Зачем человеку нужна красивая и богатая речь? | Учащиеся читают и исправляют ошибки. Отвечают на вопросы.
– Очень важно для каждого человека пополнять свой словарный запас. В современном мире красивая и богатая речь говорит о культуре и хорошем образовании человека. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни. | |
Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий фразеологизм. | Учащиеся подбирают фразеологизм, оценивая свою работу. | |
8. Итог урока | - Спасибо за урок! |
Используемая литература:
1.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,
2.Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля,
3.Словарь синонимов,
4.Словарь антонимов,
5.Фразеологический словарь.
Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/05/23/karta-uroka-prezentatsiya-leksicheskoe-i-grammaticheskoe
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-slovo-i-ego-znachenie-klass-2220936.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока УМК"Школа России" 3 кл тема "Доли"
изучение материала по теме "Доли,дроби" в 3 классе.Материал сложный и интересный....
Состав слова. Закрепление.(конспект урока) УМК "Школа России".ФГОС
Тема урока: Состав слова. Закрепление.Тип урока: урок закрепления.Основные цели: 1) Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова»...
Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....
Конспекты уроков технологии "Школа России" 2 класс
Технология...
Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...
Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...
Проверочная работа по теме "Слово и его значение" 2 класс русский язык УМК "Школа России"
Данная проверочная работа разработана мною для учащихся 2 класса по теме "Слово и его значение", с целью проверки сформированных знаний и умений по данной теме....