Слово и его значение. 4 класс. Конспект урока. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пушкина Екатерина Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Слово и его значение" в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_4_klass_otkrytyy_urok.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

02.10.2019

Тема: «Слово и его значение»

4 класс УМК Школа России

Учитель: Пушкина Екатерина Владимировна

Цели: 

1) совершенствовать  умение формулировать и выражать мысли и чувства с помощью слова; 

2) формировать представление о способах определения   значения  слова;

3) развивать умение  работать со словарями;

 4) воспитывать чуткое и внимательное  отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1

Учитель приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную  работу

2. Офографическая минутка.

3

-Прочитайте стихотворение.

Слова бывают разные:
И чистые, и грязные.
Одно от тяжких бед излечит,
Другое душу искалечит.
Бывает слово как палач –
Отнимет жизнь и ввергнет в плач.
Со зла ронять их не спеши.
Они касаются души.

- Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие. Какой согласный звук общий? Почему он обозначен разными буквами?

-Объясните написание слова «тяжких». Назовите слово с такой же орфограммой.

- Какая орфограмма в слове «спеши»? Назовите слово с такой же орфограммой.

- Какое слово имеет такое же звучание, но пишется по-другому?

- Отчего зависит написание слова?

- Определите тему урока и цель нашего урока.

Учащиеся читают стихотворение

Дети отвечают на вопросы учителя.

-Тяжких, спеши.

- Слово и его значение.

3. Определение темы и целей урока.

2

- Прочитайте ещё раз стихотворение. Значение, каких слов у вас вызывает сомнение?

- Что значит «чистые слова», «грязные слова»? В каком значении употреблены эти слова?

Объясните значение слов «палач», «ввергнет», «ронять».

-Как можно узнать значение слова? Его написание?

Учащиеся читают, объясняют значение слов.

4.Работа со словарями. Работа в парах.

5

-Какие виды словарей вы знаете? Работая в парах, дайте ответ.

- Работаем с толковым словарем.

Найдите значение слов и фразеологизмов:

КОРОТКИЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВЕСТНЫЙ

ПОДВИГ

ЖАВОРОНОК

ЖАЛЕТЬ

Учащиеся работают в парах, находят ответ на поставленный вопрос.

 Фразеологический

Орфографический 

Антонимов

Синонимов

Толковый

Учащиеся, работая в парах, находят значение слов и записывают в тетрадях

5. Работа по теме урока

-Прочитайте стихотворение еще раз. Что хотел нам сказать автор? Какой вывод можно сделать для себя?

- Что нужно знать человеку, чтобы правильно обращаться со словами?

-Сколько слов должен знать человек?

- Сколько слов в русском языке?

Учащиеся отвечают на вопросы. Подготовленные учащиеся сообщают:

«В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов».

«Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим».

6.Работа по учебнику с многозначными словами.

-В каких ещё отношения могут состоять слова?

–Найдите в стихотворении антонимы. Подберите синонимы к словам «ввергнет», «касаются», «ронять», «плач».

- Почему в последнем слове нет «Ь»? Какое значение помогло объяснить написание слова? Какое ещё значение есть у слова?

– Сделайте вывод.

-Какое значение важнее?

Учащиеся отвечают.

Учащиеся делают вывод:

слово имеет лексическое и … (грамматическое) значение.

7.Работа с текстом.

1)- Прочитайте текст и исправьте ошибки.

На мерзлую землю завалилась зима. Всё покрылось глубоким снегом, а реку подковал мороз. Над речкой скрючилась ива с тонкими ветвями. На снегу видны..

-Продолжите текст.

- Что нужно знать, чтобы правильно употреблять слова? В каком случае у человека будет хороший словарный запас?

2) Работа с фразеологизмами.

Бить баклуши

Точить лясы

Ловить ворон

Хлопать глазами

Клевать носом

Не покладая рук

- Зачем человеку нужна красивая и богатая речь?

Учащиеся читают и исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы.

  • Работают с фразеологизмами. Бездельничать
  • Вести пустые разговоры
  • Быть невнимательным
  • Ничего не понимать
  • Хотеть спать
  • Старательно, усердно

– Очень важно для каждого человека пополнять свой словарный запас.

В современном мире красивая и богатая речь говорит о культуре и хорошем образовании человека. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий фразеологизм.

Учащиеся подбирают фразеологизм, оценивая свою работу.

8. Итог урока

- Спасибо за урок!


Используемая литература:

1.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,  

2.Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля,

3.Словарь синонимов,

 4.Словарь антонимов,

5.Фразеологический словарь.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/05/23/karta-uroka-prezentatsiya-leksicheskoe-i-grammaticheskoe
  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-slovo-i-ego-znachenie-klass-2220936.html


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК"Школа России" 3 кл тема "Доли"

изучение материала по теме "Доли,дроби" в 3 классе.Материал сложный и интересный....

Состав слова. Закрепление.(конспект урока) УМК "Школа России".ФГОС

Тема урока: Состав слова. Закрепление.Тип урока: урок закрепления.Основные цели:      1)    Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова»...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Проверочная работа по теме "Слово и его значение" 2 класс русский язык УМК "Школа России"

Данная проверочная работа разработана мною для учащихся 2 класса  по теме "Слово и его значение", с целью проверки сформированных знаний и умений по данной теме....