Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 1-2
Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
Планируемые результаты
предметные:
- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
- личностные:
- проявлять интерес к родному языку;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный: слово учителя | 1 мин | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль у тебя в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверил? Ну тогда садись! И с усердием трудись! | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Фронтальный опрос Словесный: Слово учителя Словесный: учебный диалог | 10 мин | Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3) - Как называется новый учебник? (Русский язык.) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) На доске кроссворд - Отгадайте загадки, Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. 1. В белом поле по дороге МЧИТСЯ КОНЬ МОЙ ОДНОНОГИЙ. И на много-много лет Оставляет он свой след. (Ручка) 2. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мед.) 3. Новый дом несу в руке, дверцы дома _— на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Учебники.) 4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.) Ключевое слово: речь - Прочитайте ключевое слово. (Речь.) - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) | Знакомиться с учебником Отвечать на вопросы Отгадывать загадки Заполнять кроссворд Объяснять, для чего нужна речь | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: строить речевые высказывания в устной форме Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Словесный: слово учителя | 5 мин | - Предположите, чему будет посвящен первый раздел. - Прочитайте название раздела. (Наша речь.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) | Работать по учебнику Участвовать в учебном диалоге Слушать речь учителя Определять тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; | |
Физкультминутка | 1 мин | Мы поставили пластинку И выходим на разминку, Начинаем бег на месте, Финиш – метров через 200! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. | Выполнять движения | Л: установка на ЗОЖ | |
Решение частных задач Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией Практический: работа по упражнению Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания | 15 мин | - Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.) Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.) Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? На доске рисунки: 1. Девочка поёт в микрофон. 2. Зрители в зрительном зале. 3. Дедушка читает газету. 4. Учительница пишет на доске. На доске таблички:
- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками. - Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя? - На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом |
Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского Высказывать свое мнение Работать с рисунками и с карточками Участвовать в учебном диалоге Читать сведения Делать правильные выводы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений | |
5. | Самостоятельная работа | 6 мин | - Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1. - Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки? – Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи? | Самостоятельно выполнять задания Участвовать в проверке задания | Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
6. | Итог урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос | 5 мин | - Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) | Подводить итоги урока Отвечать на вопросы по изученной теме Высказывать свое мнение | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |
7. | Рефлексия Словесный: ответы на вопросы | 1 мин | Закончите предложения: Сегодня я узнал … Мне было интересно … Я выполнял задания …. | Осуществлять рефлексию | Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом — учебником «Русский язык» (изучение обложки, титульного листа, названия книги, фамилий авторов, форзацев, условных обознач...
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...