Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в предложениях
- уметь писать местоимения со словами раздельно; употреблять местоимения вместо существительных

Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Оборудование:  Учебник русского языка: 2 класс 2 часть: В. П. Канакина, УМК «Школа России», презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27.04.2021

          ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2

          ФИ студента: Шалагина Ю.А. 46 гр.

Класс: 2а

          ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Урок: 2

                       

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в предложениях
- уметь писать местоимения со словами раздельно; употреблять местоимения вместо существительных

Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:  Учебник русского языка: 2 класс 2 часть: В. П. Канакина, УМК «Школа России»; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

словесный (слово учителя).

1 мин

- Добрый день! Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежат: учебник, тетрадь, пенал.

Настраиваются на работу.

Р: саморегуляция

II. Актуализация знаний и мотивация

Частично-поисковый: наблюдение над языковым материалом

Практический: орфографическая минутка

Частично-поисковый: выделение признаков

Языковой анализ: работа над орфограммами

Работа над языковым материалом: разбор предложения

3 мин

- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Ответы детей)

- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква Ж,ж. Кто напомнит из скольких элементов состоит буква Ж? Кто сможет показать на доске? (письмо буквы Ж,ж в тетрадях)

 Орфографическая минутка.

(Письмо по памяти)

Дождь прошёл.

Трава блестит.

В небе радуга горит.

- Прочитайте стихотворение. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

- Сколько предложений здесь записано?

- О чём первое предложение? Второе предложение? Третье предложение?

- Какие орфограммы можете объяснить в первом предложении?

- Прочитайте так, как записано. Прочитайте соседу по парте, как будете писать.

- Послушайте соседа по парте.

- Запишите предложения по памяти.

- Найдите и подчеркните основу в предложениях.

- Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

- Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте?

- Как можно исправить эту ошибку?

- Прочитайте новые предложения.

- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у неё ?

- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

- Жж

Пишут Жж.

- Три

- Дождь – мягкий знак –показатель мягкости, парная согласная в конце слова – проверяем – дождиПрошёл - слово запоминаем.

- Повторяется слово сова

- Заменить слово сова другим словом.

- Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо существительного сова

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы

Л:самоанализ

П:поиск и выделение информации

П:систематизация и обобщение

III. Постановка учебной задачи

Частично-поисковый: обобщение

Словесный: беседа

Практический: составление плана работы

2 мин

- Предположите тему нашего урока.

- Поставьте цель на урок.

- Составим план работы.

- Молодцы! Начнем работу.

- Что такое местоимение

- Узнаем что такое местоимение и его роль в предложении.

- 1. Поработаем с упражнением, научимся находить  местоимения

2. Выполним упражнения, для закрепления знаний.

3. Подведем итоги.

К: умение слушать и понимать других

Р: целеполагание.

Р: планирование.

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с текстами

Работа с языковым материалом: работа с правилом

Словесный: беседа

Работа с языковым материалом: работа с правилом

20 мин

- Работа с учебником.

Упр. 171 (стр. 100).

(Выполнение с комментированием.)

- Прочитайте слова тётушки Совы на стр. 101.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

- Какую роль  они выполняют в предложении?

Знакомство с текстом «Достойная замена».

(Сказку читает учитель.)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное  и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно ,они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

Выполняют упражнение.

Произносят правила.

Читают текст.

Слушают учителя.

К: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами и алгоритмами рассуждений.

П:анализ

К: умение строить речевые высказывания

П: синтез

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с текстом

Языковой анализ: классификация языкового материала

Практический: выборочное списывание

5 мин

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? В каждой загадке пропущены местоимения. Нужно вставить подходящее по смыслу местоимение и отгадать загадку.

(слайд )

  1. _____ шипит, а ____ не трусь, это белый, белый …
  2. В воде _____ живёт, нет клюва, а клюёт.

3. ____ бьём исправно каждый час, а ____ ,друзья, не бейте нас!

- Спишите любую загадку, подчеркните местоимения.

1. Он шипит, а ты не трусь, это белый, белый …(гусь)

2. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба)

3.Мы бьём исправно каждый час, а вы ,друзья, не бейте нас! (часы)

Р: смыслообразование

П: анализ, синтез

К:умение строить речевое высказывание

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа

Практический: работа  с упражнением

5 мин

- Упр. 174 на с.102 выполните самостоятельно на листочках.

Выполняют самомтоятельно.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

VII. Включение в систему знаний

Языковой анализ: работа с карточками

5 мин

- На карточках  записаны предложения.

…  нарисую белочку. А  … что будешь рисовать?  …  умеешь так вырезать? Какую  задачу …  решаете ? Куда ...  идёшь? Почему  …  улетают?

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

- Проверяем.

- Повторите, что такое местоимение.

Я нарисую белочку. А  ты что будешь рисовать?  Ты  умеешь так вырезать? Какую  задачу вы  решаете ? Куда ты идёшь? Почему  они  улетают?

Ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.

- Повторяют правило.

Р: саморегуляция

П: анализ,синтез

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

5 мин

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели?

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

- Поднимите красный карандаш те, кому не понравился урок, и у них ничего не получилось, желтый – те, для у кого возникли сложности, и они не совсем поняли тему, и зеленый-те, кому понравился урок, они поняли тему.

- Спасибо за урок. До свидания.

- Что такое местоимение.

- Узнать что это такое и о роли местоимений в предложении.

- Да.

Проводят рефлексию.

Р: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке.

Что такое местоимение?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эта буква широка И похожа на жука. И при этом словно жук Издаёт жужжащий звук:

Слайд 4

Дождь прошёл. Трава блестит. В небе радуга горит .

Слайд 5

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши неё

Слайд 6

Тема урока Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи

Слайд 7

Цель урока Узнаем что такое местоимение и его роль в предложении.

Слайд 8

Я и мы, ты и вы, Он, она, оно ,они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения.

Слайд 9

1. _____ шипит, а ____ не трусь, это белый, белый … 2. В воде _____ живёт, нет клюва, а клюёт. 3. ____ бьём исправно каждый час, а ____ ,друзья, не бейте нас! Он ты она Мы вы

Слайд 10

… нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете ? Куда ... идёшь? Почему … улетают?

Слайд 11

Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь так вырезать? Какую задачу вы решаете ? Куда ты идёшь? Почему они улетают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Части речи. Имя прилагательное" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об имени прилагательном, его роли в речи; формирование умения устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными. Планируемые...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...