Технологическая карта и презентация урока по литературному чтению на тему «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической
деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при
работе со слогами, словами и предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 45.55 КБ |
prilozhenie_2.docx | 410.34 КБ |
prilozhenie_3_plotniki.docx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»
ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна
Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми
Должность: учитель начальных классов
Предметная область, УМК: литературное чтение, «Начальная инновационная школа»
Класс: 1
Тема урока: «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»
Тип урока: открытие новых знаний
Ведущая технология обучения: технология проблемного обучения
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической
деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при
работе со слогами, словами и предложениями.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с буквой П, п; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на
чтение целыми словами.
развивающие: развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово); оптимизировать процесс
обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс; способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование,
построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения, забота о людях.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной
задачи;
развитие доброжелательности, внимания к людям.
Предметные УУД:
выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
познакомить с заглавной (прописной) и строчной, печатной и письменной буквами П, п;
определять место новой буквы на «ленте букв» и алфавите; соотносить все изученные буквы со звуками; развивать связную речь.
Метапредметные:
Регулятивных УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
действовать по заданному плану;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия с учителем и сверстниками.
Коммуникативных УУД: эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;
учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
слушать и слышать собеседника.
Познавательных УУД: общеучебные – осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;
строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
логические – осуществление поиска существенной информации; обобщение полученных знаний.
Организация рабочего пространства: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Основные понятия: Звук, гласный, согласный, мягкий, твердый, глухой, звонкий, буква, печатная, письменная, заглавная (прописная),
строчная.
Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие .
Образовательные ресурсы и оборудование:
- Л.А. Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- Ноутбук, проектор, экран.
- Презентация (Приложение №1).
- Сигнальные карточки для самооценки.
- Сундучок (мешочек).
- Набор пластмассовых букв.
- Алфавит.
- Лента букв.
- Звуковые схемы слов (Приложение № 2).
- Красивая буква п.
- Набор для группы мальчиков (Приложение № 3).
- Мел и черный фломастер (для группы девочек).
- Набор для группы девочек (Приложение № 4).
- Карточка с предложениями для программистов (Приложение 5).
- Карточка для писателей (Приложение 6).
- Набор для поваров (Приложение 7)
- Шары для рефлексии.
Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность
| - Дорогие ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Давайте постараемся сделать так, чтобы на уроке мы с вами гордилась собой. Как это сделать? - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - Какое у вас сейчас настроение? - Настроенье каково? - Все такого мнения? - Все без исключения! Итог: Если у всех прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Во! - Да! - Да! | Личностные УУД: Формировать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Осуществлять контроль, нацеливать на успешную деятельность, создавать ситуации доверия. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует повторение изученного материала. Учитель предъявляет изученные буквы и букву «п». Проводит инструктаж по работе с сигнальными карточками. Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. | Игровое упражнение «Угадай букву» (сундучок) СЛАЙД 2 - Определите на ощупь буквы. - Рассмотрите буквы. - На какие группы их можно разделить? С классом в это время: - Какие звуки обозначают эти буквы? Назовите. - Чем отличаются звук от буквы? - Дайте общую характеристику гласному звуку. - Что мы можем рассказать? - Верно. - Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? - Совершенно верно. - Молодцы! Справились! - Если у вас отличное настроение, потому что вы легко справились с моими заданиями, поднимите ЗЕЛЕНУЮ сигнальную карточку. - Если вам было немного трудно, но вы поняли задание – ЖЕЛТУЮ. - А если вам было трудно, нужна поддержка учителя или одноклассников, поднимите КРАСНУЮ. - Какая буква из сундучка вызывает у нас затруднение? Почему? - Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. СЛАЙД 3 | Отвечают на вопросы учителя. Определяют букву, называют, прикрепляют на доску. -Гласные и согласные. Работа у доски 2 учеников Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. Произносят стишок: Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. - Гласный звук можно спеть, потянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. Произносят стишок: Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать.
- Он не поётся, не тянется, при произношении воздух во рту встречает преграду. Произносят стишок: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю. Буква П, потому что мы ее не учили. С помощью учителя определяют тему урока. «Буква П» | Знать изученные буквы Уметь делить буквы на гласные и согласные. Знать отличие понятий «звук» и «буква», уметь различать. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. Организует самооценку, помощь и поддержку. | -Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока: СЛАЙД 4 -познакомиться с … звуком(ами) и с новой …; -учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; -учиться читать … и … с новой ….. СЛАЙД 5 Цель нашей работы такова: - познакомиться с новыми звуками и новой буквой; - учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв; - учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. - Зачем нам это надо? - Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения. | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. Делают предположения. Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: самоопределение. | |
4. Реализация построенного проекта. Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы, обеспечивает мотивацию выполнения, знакомит учащихся с буквой Пп. Организует учебную деятельность учащихся, добивается полных ответов. Предлагает выполнить слого-звуковой анализ и охарактеризовать звуки. Организует самооценку, помощь и поддержку. | 1.Посмотрите на слайд. СЛАЙД 6 Люди каких профессий изображены на слайде? Что объединяет все эти профессии? 2. Подумайте, название какой профессии отличается от всех остальных названий и может быть лишней? В этом вам помогут звуковые схемы. Поработайте в парах и дайте ответ. Какая профессия может быть лишней?...... – - Почему? …. 3. Выделение звука из слова. - Произнесите первый звук в лишней профессии. Звук [п’] - В остальных – [п]. - Звуки п и п' обозначаются одной буквой П. - Вспомните, какие профессии у ваших родителей. - Встречаются ли среди них профессии на букву П? - Какой звук обозначает буква П в этой профессии (тв. или мягк.) Место звука в слове (в начале, середине, конце)? 4. Показ буквы. Прикрепляет на доску. - Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. (Дети называют профессии: повар, полицейский, плотник, писатель, программист). (Все на букву П.) Работают парами. Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [п], [п’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. ПРОДАВЕЦ(3), пожарный(3), ПОЛИЦЕЙСКИЙ (4) и др. Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю. | Уметь выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать; работать со звуковыми схемами слов. Умение подбирать слова с новыми звуками, их характеристика. Определение места в слове. Знакомство с буквой п. | Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. Личностные: познавательная мотивация, интерес к новому, чувство необходимости учения. |
5. Первичное закрепление темы. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Контролирует выполнение работы, обеспечивает мотивацию выполнения. Организует учебную деятельность учащихся, добивается полных ответов. Организует самооценку, помощь и поддержку. | - Для буквы П и [п], [п’] нужен дом? Кто нам поможет, какая профессия? (плотники) – 1 группа - мальчики 5. На что похожа буква П? - фоторобот составят кто? (полицейские) – 2 группа – девочки. (учебник с.102 и карточки) Презентация работ. 1 группа: ПЛОТНИКИ - Почему дом построили такой? (Цвет(сине-зеленый), глухарь на крыше) - Объясните. Дайте характеристику звукам. (Согласные, глухие, твёрдый, мягкий.) Проверим по ленте букв. СЛАЙД 8 2 группа: ПОЛИЦЕЙСКИЕ - Как называется буква? Сколько фотографий, почему? (4 - две письменные, две печатные) - Когда нам нужна заглавная буква? - На что похожа буква П? С какими буквами ее можно спутать? - Найдем её место в алфавите. - Назовите соседей буквы п. СЛАЙД 9 - Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения. - Хорошо поработали, можно и отдохнуть. Физминутка У кого сейчас такое настроение? Встаньте. У кого такое настроение? Потопайте. У кого такое настроение? Похлопайте. - Сегодня у нас праздничный урок. Новоселье буквы П. - На праздник она пригласила и других гостей. Посмотрим, кто к ней пришёл в гости? СЛАЙД 10 Слоговая таблица. - Какие слоги будут сидеть на диванах? - А на стульях? - Кто из сказочных героев дружит с каждым слогом? СЛАЙД 11 Печкин, Пилюлькин, Пятачок, папа Карло, Пикачу, Пончик, синьор Помидор, Пумба. Для продолжения праздника потребуются следующие профессии. Загадки про профессии: - От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас ... - Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. - С книгой кто в руке? - читатель, Книги пишет кто для нас?- ... – Программист проверит компьютер, тогда буква П и её друзья смогут поиграть и посмотреть мультики про сказочных героев – Повар накроет стол для гостей. Писатель прочитает гостям новую сказку. | Отвечают на вопросы учителя. Делают предположения. Работают с учебником. Выполняют задания на доске и карточках по группам. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Прикрепляют на доску печатные и письменные буквы п, объясняют свой выбор. Прикрепляют на доску исправленные буквы с помощью мела и (или) фломастера. Работают с алфавитом. Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю. Чтение слогов и слов в столбиках Отгадывают загадки ПРОГРАММИСТ ПОВАР ПИСАТЕЛЬ | Уметь работать с текстом учебника, дидактическим материалом. Умение работать с лентой букв. Знакомство с заглавной (прописной) и строчной, печатной и письменной буквами П, п. Предупреждение графических ошибок. Умение работать с алфавитом. Плавное чтение по слогам с переходом на чтение целыми словами. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения; делать выводы в результате совместной работы. Личностные: самоопределение. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | Организовывает выполнение учащимися групповой самостоятельной работы на новое знание; -обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку; -организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку, помощь и поддержку. | - Программисты (3 колонка) раскодируют предложения и удалят вирусы. - Писатели (2 колонка) придумают предложение или текст, где все слова на букву П. - Праздничный стол накроют повара (1 колонка) и узнают любимую сладость буквы П. Презентация работ. СЛАЙДЫ 12 - 14 - А какое настроение у вас сейчас, поделитесь. -Хорошее получилось НОВОСЕЛЬЕ у буквы П! | Выполняют задание в группах. Фиксируют места своего затруднения, исправляют ошибки. Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: уметь осуществлять самооценку. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведем итоги работы на уроке. -Какую цель ставили перед собой? -Достигли мы цели? -Назовите тему урока. -Скажите, что нового вы узнали на уроке? -Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь в подготовке праздника? -Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность и подарить П шарик такого же цвета. - Если на уроке ты чаще поднимал ЗЕЛЕНУЮ сигнальную карточку, то подари букве П зеленый шарик. Если ЖЕЛТУЮ, то желтый шарик. Если КРАСНУЮ – красный. СЛАЙД 15 СПАСИБО! | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового на уроке. (Воздушные шары). | Регулятивные: волевая само-регуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: умения структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Личностные: уметь осуществлять самооценку. Коммуникативные: умения выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
повар -
полицейский-
плотник -
писатель -
программист-
повар -
полицейский-
плотник -
писатель -
программист-
повар -
полицейский-
плотник -
писатель -
программист-
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами Т, т....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....
Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...
Урок по литературному чтению по теме: « Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.» УМК Школа России
Тема урока: Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Цель урока: знакомство со звуками [в], [в’], буквой в....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б»
Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки [б], [б'], буквы Б,б....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)
Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....
Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д."
Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д."...