Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Подтяжкина Елена Владимировна

Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки   [б], [б'], буквы Б,б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                  «Окуневская средняя общеобразовательная школа»Описание: сад 3 - Информация о сайте

Технологическая карта урока литературного чтения

                                   

(Методическая разработка урока по ФГОС НОО)

Подтяжкина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

д.Усть – Тарсьма

2015г

Тема урока

«Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б»

Цель урока

Познакомить обучающихся с согласными звуками [б], [б'], буквами Б, б.

Задачи урока

-Учить выделять звуки в словах, давать им характеристику;

-Учить  читать слоги и слова с новыми буквами;

-Учить применять  ранее полученные знания;

-Учить договариваться с соседом по парте и обосновывать свой выбор;

-Развивать у учащихся  познавательный интерес;

-Развивать умение работать с моделями, учебником, в парах;

-Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление;                                                                    -Обогащать и расширять словарный запас ученика,  развивать умение оценивать правильность выполнения действий;                                                                                                                                                                                         -Активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ.

Тип урока

Урок первичного открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать согласные звуки [б], [б']; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Использование технологий

Технология проблемно - диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-практический,

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Форма организации учебной работы

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина «Азбука»;  тетрадь для печатания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация буквы «Б».

Этап урока

Цель

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Слайд  2.

Миру знаний нет предела.                   Так скорей, друзья, за дело! Пусть сегодня для нас всех. 
На урок придет успех!                      -Согласны ли вы с этими словами? Почему?                                              -Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Проверяет готовность к уроку, настраивает  на плодотворную работу.

Организует проговаривание девиза, правил поведения на уроке.

Включает в деловой ритм.

Проговаривают

девиз урока,

правила поведения

на уроке,

объясняют, для чего

нужно выполнять

эти правила.

Личностные УУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание

ситуации успеха, доверия.

Понимание значения знаний для человека.

Коммуникативные УУД

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

Планирование учебного сотрудничества детей с

учителем и сверстниками. 

Актуализация знаний

Закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового.

Слайд 3.

а Л Р у о Ы и э м К 
-Что вы можете сказать об этих буквах?                                                 -Предложите свое задание к этим буквам.

-Какую букву можно исключить? По какому признаку?

-Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки.

Слайд 4.

-А теперь составьте слова из букв второй группы.

-А как можно выполнить это задание? Составьте слова.

Слайд 5.

Выявляет уровень знаний обучающихся.

Определяет типичные недостатки.                 

Выдвигает проблему.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Объясняют  выбор.

Отвечают на

вопросы учителя,

участвуют в беседе,

составляют слова.

Познавательные УУД

Осознанное построение  речевых высказываний в устной форме.

Извлечение необходимой информации из рассказа учителя.

Коммуникативные УУД

Обмен мнениями, построение  понятных речевых высказываний.

Постановка учебной задачи

Прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности

Слайд 6.

-Посмотрите на звуковые значки и подумайте, что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

-Можем ли мы, глядя на эти значки, назвать этот звук?

-Вам интересно узнать, какой звук скрывается под этими значками? Раскрыть секрет этих значков нам помогут загадки:

У отца был мальчик   странный.                             Необычный – деревянный.                 На земле и под водой                          Ищет ключик золотой.                         Всюду нос сует он длинный,             Кто же это?  ( Буратино)

Кожа белая как снег,                             Гномам в доме помогала,                       Но колдунья разузнала,                                С ядом яблоко дала,                                      И принцесса умерла.                                Только принца поцелуй                                    К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)                               Слайд 7.                                                  -Кого мы видим на картинках?        - Из каких сказок эти герои? (А.Толстой «Золотой ключик» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».)                                             -Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями? -Что между ними общего?              -Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?                          -Сравните первые звуки в словах и назовите тему сегодняшнего урока. Повернитесь друг к другу, посмотрите, как  произносит сосед этот звук. Сделайте вывод.                -Дайте характеристику этого звука.                                                 -Какова цель нашего урока?             -Чему вы должны научиться?           -С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?                     -Составьте с соседом по парте звуковую схему слова  Буратино.                               -Чтобы немного вам помочь, я уже составила несколько схем. Выберите ту, которая подходит к слову Буратино.                                         Слайд 8.                                                       - Кто сам, составил схему правильно? Молодцы!                         Слайд 9.                                             -А сейчас мы составим коллективный рассказ, о том, как выглядит Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б].                                                           - А теперь произнесите слово Белоснежка.                                         -Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте ему характеристику.                             -Какой буквой обозначаются эти звуки?                                                       Слайд 10.                                                - Почему букв две?                            - Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка?  Почему?                                                   -Напечатайте эти буквы в тетради.                                                      -Подчеркните самую красивую букву.                                                             -На что похожа эта буква?                -Определите место буквы в алфавите.                                                    -Назовите соседей буквы «Б».        

Организовывает погружение в проблему, побуждает к высказыванию своего мнения.

Выдвигает проблему.

( Буква Б с большим брюшком. В кепке с длинным козырьком). 

Выдвигают предположение о теме урока, цели и задачах урока. Высказывают свое мнение.

Работают в паре, составляют схему слова. Проверяют по образцу. Выражают свои мысли и действия.

Выражают свои мысли, составляют рассказ по картинке, употребив слова со звуком [б].

( Буратино  деревянный сказочный  мальчик. У него круглое лицо и большой нос. На голове у него бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него темные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.)

(Этот звук согласный,   звонкий, мягкий.)                              

Дети печатают буквы, сравнивают.

Работают  по учебнику на странице 127, определяют место буквы «Б» в алфавите.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Осмысление соответствия звука

 букве.

Моделирование звукового состава слова, определение количества и последовательности звуков в словах.

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, умение слышать,

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать свое мнение.

Личностные УУД

Осознание своих возможностей в учении.

Физкультми

нутка

Слайд 11.

Объясняет условия игры «Твердый, Мягкий».

Дети определяют наличие в словах звуков [б], [б’].

Если в слове звук [б’], встают девочки, если звук [б], встают мальчики.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи.

Личностные УУД

Укрепление здоровья младших школьников.

Первичное усвоение новых знаний

Развитие навыков чтения, умения выделять звуки, давать характеристику , составлять схемы к  словам.

-Буква Б хочет подружиться с гласными буквами. Поможем ей?

Слайд 12.                                           - Назовите буквы, которые указывают на твёрдость согласного.                                           - Прочитайте слоги с твёрдым согласным звуком.                                  - Назовите буквы, которые указывают на мягкость согласного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - Прочитайте слоги с мягким согласным звуком.                      Дополните слог до слова.                                                                                                                                                                                                    Слайд 13.                                            -Ребята, Буратино так торопился, что рассыпал свои золотые монеты, помогите ему составить слова из рассыпанных монет.                                                               -Договоритесь с соседом по парте и составьте каждый  одну звуковую модель  любого слова. Организуйте взаимопроверку.                                       Работа по учебнику с.97                          -Теперь поработайте в парах, прочитайте цепочки слов на с.97.                                                   -Прочитайте слова, которые обозначают один предмет.                       –Измените слово, чтобы оно обозначало много предметов. Что изменилось?                                                         -Прочитайте  слова, обозначающие одушевленный предмет.                                                                           -Подберите имя собственное к слову барсук.                                       -Зачитайте слова, состоящие из трех слогов. Докажите.                        -Найдите слова, в которых больше звуков.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

 Побуждает к высказыванию своего мнения.

Выдвигает проблему.

Объясняет значение слов.

Дети читают слоги цепочкой, дополняя до целого слова.

Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения.

Учатся договариваться, взаимодействовать друг с другом, принимать общее решение. Составляют слова, звуковую модель слова, соотносят буквы и звуки. Применяют формы взаимоконтроля.

 

Дети договариваются, по очереди читают слова.

Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения.

Познавательные УУД Осмысление соответствия звука букве, моделирование схем. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. 

Регулятивные УУД

Умение действовать по плану и планирование своей деятельности. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля в индивидуальной работе и работе в парах,  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном обсуждении проблем, умение договариваться в паре. 

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные УУД

Соблюдение корректности и бесконфликтности работы в паре. Осознание алгоритма своего действия, понимание значения полученных знаний.

Музыкальная физкульт

минутка

Дети  под музыку проводят физкультминутку.

Личностные УУД

Укрепление здоровья младших школьников.

Регулятивные УУД Формирование чувства прекрасного, ритма, пластики и эстетических чувств

Первичное обобщение и систематиза

ция знаний

Развитие навыков чтения предложений  с изученными буквами, анализ текста.

 Работа с текстом с.97

-Самостоятельно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: «Что интересного увидели ребята  в парке?»                                                    -Озаглавьте текст.

-Перечитайте текст. Какое предложение, по вашему мнению, самое главное?

-Видели ли вы когда-нибудь белочку?

Работа по иллюстрации с.96.                        

-Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?                                    -К какой сказке эта иллюстрация?                               -Кто автор этой сказки?                        -Какие еще произведения А.С. Пушкина вам известны?                        -Кто знает наизусть отрывок из сказки?

-У какого дерева хрустальный домик белочки?                                    –Кто знает загадку про елочку?

Организует самостоятельную работу с учебником.

Контролирует выполнение работы.

Самостоятельно читают текст, находят ответ на вопрос.

Высказывают свое мнение. Находят основную мысль текста.

Дети читают текст цепочкой.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Познавательные УУД

Выделение существенных признаков, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждения. Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и на иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать на слух художественное произведение, включаться в диалог с учителем и детьми. Умение объяснять свои действия и высказывать

свое мнение.

Регулятивные УУД

Планирование своих действий в процессе работы над текстом. Воспроизведение содержания произведения по иллюстрации.

Личностные УУД

Формирование познавательных мотивов учения.

Рефлексия деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективный план последую щей работы

-Что нового вы сегодня открыли для себя?

-Что повторили из того, что уже знали?

-Что было самое интересное для вас?

-Все ли цели достигли?

-В чем вы испытывали трудности?

- Как думаете, почему?

 -Какой самый любимый праздник у всех детей?            Елочка у нас есть, но она пока не наряжена. Давайте начнем готовиться к празднику, будем украшать нашу елочку.

- Оцените свою работу на уроке новогодними елочными шарами, прикрепите шарик к елочке:

красный — всё понял, на уроке мне было легко работать;

синий — понял, но испытываю некоторые трудности;

серый – нуждаюсь в помощи.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.Спасибо вам за урок!

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся  в работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное настроение, оценивают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД Стабилизация эмоционального состояния. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; оценка процесса и результатов деятельности.                        

Личностные УУД

Самооценка на основе

критериев успешности

учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Звук [э]. Буква Э э»

Цель:   Знакомство с буквой Э э. Гласным звуком [э]Задачи:Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Э э, обозначающими этот звук на письме.Развивать фонематический слух, любознательность, в...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....