Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки [б], [б'], буквы Б,б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Окуневская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока литературного чтения
(Методическая разработка урока по ФГОС НОО)
Подтяжкина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
д.Усть – Тарсьма
2015г
Тема урока | «Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б» |
Цель урока | Познакомить обучающихся с согласными звуками [б], [б'], буквами Б, б. |
Задачи урока | -Учить выделять звуки в словах, давать им характеристику; -Учить читать слоги и слова с новыми буквами; -Учить применять ранее полученные знания; -Учить договариваться с соседом по парте и обосновывать свой выбор; -Развивать у учащихся познавательный интерес; -Развивать умение работать с моделями, учебником, в парах; -Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление; -Обогащать и расширять словарный запас ученика, развивать умение оценивать правильность выполнения действий; -Активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ. |
Тип урока | Урок первичного открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать согласные звуки [б], [б']; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами. получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Использование технологий | Технология проблемно - диалогического обучения, здоровьесберегающая технология. |
Методы обучения | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. |
Форма организации учебной работы | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Образовательные ресурсы | УМК «Школа России»: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина «Азбука»; тетрадь для печатания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация буквы «Б». |
Этап урока | Цель | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Прозвенел и смолк звонок. Слайд 2. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Пусть сегодня для нас всех. | Проверяет готовность к уроку, настраивает на плодотворную работу. Организует проговаривание девиза, правил поведения на уроке. Включает в деловой ритм. | Проговаривают девиз урока, правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные УУД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Понимание значения знаний для человека. Коммуникативные УУД Соблюдение простейших норм речевого этикета. Планирование учебного сотрудничества детей с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового. | Слайд 3. а Л Р у о Ы и э м К -Какую букву можно исключить? По какому признаку? -Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки. Слайд 4. -А теперь составьте слова из букв второй группы. -А как можно выполнить это задание? Составьте слова. Слайд 5. | Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки. Выдвигает проблему. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Объясняют выбор. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, составляют слова. | Познавательные УУД Осознанное построение речевых высказываний в устной форме. Извлечение необходимой информации из рассказа учителя. Коммуникативные УУД Обмен мнениями, построение понятных речевых высказываний. |
Постановка учебной задачи | Прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности | Слайд 6. -Посмотрите на звуковые значки и подумайте, что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают? -Можем ли мы, глядя на эти значки, назвать этот звук? -Вам интересно узнать, какой звук скрывается под этими значками? Раскрыть секрет этих значков нам помогут загадки: У отца был мальчик странный. Необычный – деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это? ( Буратино) Кожа белая как снег, Гномам в доме помогала, Но колдунья разузнала, С ядом яблоко дала, И принцесса умерла. Только принца поцелуй К жизни вновь её вернул. (Белоснежка) Слайд 7. -Кого мы видим на картинках? - Из каких сказок эти герои? (А.Толстой «Золотой ключик» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».) -Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями? -Что между ними общего? -Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Сравните первые звуки в словах и назовите тему сегодняшнего урока. Повернитесь друг к другу, посмотрите, как произносит сосед этот звук. Сделайте вывод. -Дайте характеристику этого звука. -Какова цель нашего урока? -Чему вы должны научиться? -С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? -Составьте с соседом по парте звуковую схему слова Буратино. -Чтобы немного вам помочь, я уже составила несколько схем. Выберите ту, которая подходит к слову Буратино. Слайд 8. - Кто сам, составил схему правильно? Молодцы! Слайд 9. -А сейчас мы составим коллективный рассказ, о том, как выглядит Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б]. - А теперь произнесите слово Белоснежка. -Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте ему характеристику. -Какой буквой обозначаются эти звуки? Слайд 10. - Почему букв две? - Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка? Почему? -Напечатайте эти буквы в тетради. -Подчеркните самую красивую букву. -На что похожа эта буква? -Определите место буквы в алфавите. -Назовите соседей буквы «Б». | Организовывает погружение в проблему, побуждает к высказыванию своего мнения. Выдвигает проблему. ( Буква Б с большим брюшком. В кепке с длинным козырьком). | Выдвигают предположение о теме урока, цели и задачах урока. Высказывают свое мнение. Работают в паре, составляют схему слова. Проверяют по образцу. Выражают свои мысли и действия. Выражают свои мысли, составляют рассказ по картинке, употребив слова со звуком [б]. ( Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и большой нос. На голове у него бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него темные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.) (Этот звук согласный, звонкий, мягкий.) Дети печатают буквы, сравнивают. Работают по учебнику на странице 127, определяют место буквы «Б» в алфавите. | Познавательные УУД Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Осмысление соответствия звука букве. Моделирование звукового состава слова, определение количества и последовательности звуков в словах. Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать свое мнение. Личностные УУД Осознание своих возможностей в учении. |
Физкультми нутка | Слайд 11. | Объясняет условия игры «Твердый, Мягкий». | Дети определяют наличие в словах звуков [б], [б’]. Если в слове звук [б’], встают девочки, если звук [б], встают мальчики. | Познавательные УУД Осуществление поиска необходимой информации для решения поставленной задачи. Личностные УУД Укрепление здоровья младших школьников. | |
Первичное усвоение новых знаний | Развитие навыков чтения, умения выделять звуки, давать характеристику , составлять схемы к словам. | -Буква Б хочет подружиться с гласными буквами. Поможем ей? Слайд 12. - Назовите буквы, которые указывают на твёрдость согласного. - Прочитайте слоги с твёрдым согласным звуком. - Назовите буквы, которые указывают на мягкость согласного. - Прочитайте слоги с мягким согласным звуком. Дополните слог до слова. Слайд 13. -Ребята, Буратино так торопился, что рассыпал свои золотые монеты, помогите ему составить слова из рассыпанных монет. -Договоритесь с соседом по парте и составьте каждый одну звуковую модель любого слова. Организуйте взаимопроверку. Работа по учебнику с.97 -Теперь поработайте в парах, прочитайте цепочки слов на с.97. -Прочитайте слова, которые обозначают один предмет. –Измените слово, чтобы оно обозначало много предметов. Что изменилось? -Прочитайте слова, обозначающие одушевленный предмет. -Подберите имя собственное к слову барсук. -Зачитайте слова, состоящие из трех слогов. Докажите. -Найдите слова, в которых больше звуков. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выдвигает проблему. Объясняет значение слов. | Дети читают слоги цепочкой, дополняя до целого слова. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Учатся договариваться, взаимодействовать друг с другом, принимать общее решение. Составляют слова, звуковую модель слова, соотносят буквы и звуки. Применяют формы взаимоконтроля.
Дети договариваются, по очереди читают слова. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. | Познавательные УУД Осмысление соответствия звука букве, моделирование схем. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД Умение действовать по плану и планирование своей деятельности. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля в индивидуальной работе и работе в парах, в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД Участие в коллективном обсуждении проблем, умение договариваться в паре. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Личностные УУД Соблюдение корректности и бесконфликтности работы в паре. Осознание алгоритма своего действия, понимание значения полученных знаний. |
Музыкальная физкульт минутка | Дети под музыку проводят физкультминутку. | Личностные УУД Укрепление здоровья младших школьников. Регулятивные УУД Формирование чувства прекрасного, ритма, пластики и эстетических чувств | |||
Первичное обобщение и систематиза ция знаний | Развитие навыков чтения предложений с изученными буквами, анализ текста. | Работа с текстом с.97 -Самостоятельно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: «Что интересного увидели ребята в парке?» -Озаглавьте текст. -Перечитайте текст. Какое предложение, по вашему мнению, самое главное? -Видели ли вы когда-нибудь белочку? Работа по иллюстрации с.96. -Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? -К какой сказке эта иллюстрация? -Кто автор этой сказки? -Какие еще произведения А.С. Пушкина вам известны? -Кто знает наизусть отрывок из сказки? -У какого дерева хрустальный домик белочки? –Кто знает загадку про елочку? | Организует самостоятельную работу с учебником. Контролирует выполнение работы. | Самостоятельно читают текст, находят ответ на вопрос. Высказывают свое мнение. Находят основную мысль текста. Дети читают текст цепочкой. Участвуют в обсуждении содержания материала. | Познавательные УУД Выделение существенных признаков, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждения. Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и на иллюстрации. Коммуникативные УУД Умение воспринимать на слух художественное произведение, включаться в диалог с учителем и детьми. Умение объяснять свои действия и высказывать свое мнение. Регулятивные УУД Планирование своих действий в процессе работы над текстом. Воспроизведение содержания произведения по иллюстрации. Личностные УУД Формирование познавательных мотивов учения. |
Рефлексия деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективный план последую щей работы | -Что нового вы сегодня открыли для себя? -Что повторили из того, что уже знали? -Что было самое интересное для вас? -Все ли цели достигли? -В чем вы испытывали трудности? - Как думаете, почему? -Какой самый любимый праздник у всех детей? Елочка у нас есть, но она пока не наряжена. Давайте начнем готовиться к празднику, будем украшать нашу елочку. - Оцените свою работу на уроке новогодними елочными шарами, прикрепите шарик к елочке: красный — всё понял, на уроке мне было легко работать; синий — понял, но испытываю некоторые трудности; серый – нуждаюсь в помощи. - Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.Спасибо вам за урок! | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное настроение, оценивают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату. | Познавательные УУД Рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД Стабилизация эмоционального состояния. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Звук [э]. Буква Э э»
Цель: Знакомство с буквой Э э. Гласным звуком [э]Задачи:Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Э э, обозначающими этот звук на письме.Развивать фонематический слух, любознательность, в...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по адаптированной программе "Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б и П и другими парными согласными
Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б, П и другими парными согласными...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)
Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....