Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с целью активизации познавательного интереса учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_bukva_dd_chasovskih_t.p.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте).
УМК: Перспективная начальная школа
Учитель: Часовских Татьяна Петровна, МБОУ «СОШ 17», г.Бийск
Тема: «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»
Место урока в теме: 1-й урок в теме «Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д ».
Задачи урока:
- научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков;
- упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
- продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения на примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым), формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;
- воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
- личностные: сохранять учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию новых знаний.
- предметные: знание особенностей звуков [д], [д’], умение обозначать их буквами Д, д.
- метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке
У: Ребята, сейчас урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку. Кто считает, что он готов?
Д: Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-эмоциональный настрой на урок.
Высказываются о своей готовности
- Постановка учебной задачи
Цель: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
У: Откройте учебник на странице, где мы сегодня будем работать. На какой странице открыли?
Почему? Рассмотрите страницу, определите, тему нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)
Работа с учебником. Дети самостоятельно отыскивают урок в учебнике (разворот на с. 46-47).
Д: Звуки [ д], [д’] и буква, которая их обозначает.
У: С какими звуками мы сегодня будем работать?
Д: Это согласные звуки, или ртосмыкатели. Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласные звуки.
У: Как вы это определили?
Д: Нам помогли квадратики в верхнем левом углу страницы
У: Определите цель нашего урока.
Д: Мы познакомимся с новыми звуками и буквой, обозначающей их.
У: А нужны ли нам эти знания? Для чего?
Д: чтобы правильно, чётко говорить, читать новые слова…
У: Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. Попробуйте составить план действий.
Д: Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт
У: Обобщаю ответы детей и фиксирую на доске.
1.Работа со звуком.
2.Конструирование букв Д, д.
3.Звуковой анализ слов, чтение схем .
4.Чтение слогов.
5.Чтение слов и предложений.
У: Предлагаю обсудить критерии. Что мы будем оценивать в течение урока? Поднимите руку, кто настроен только на успех. Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!
- Решение учебной задачи
Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков
У: С чего начнём работу для достижения нашей цели?
Д: Читают первый пункт плана.
1.Работа со звуком.
У: Какова цель этого пункта плана?
Д: Познакомиться с новыми звуками, находить его место в слове.
У: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите предмет, изображённый на рисунке слева.
Д: Дыня
У: Расскажите, что вы знаете о дыне.
Дыня растёт в огороде с другими овощами. Дыня может быть спелая, сладкая (по вкусу), зелёная, жёлтая (по цвету), круглая (по форме).
У: Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.
Д: Дети читают звуковую модель слова «дыня», называя каждый звук.
У: Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.
Д: [ д], - согласный, звонкий, твёрдый. (т.к. за ним стоит звук ы)
У: Поставьте фишку на модель этого звука. Назовите предмет, изображённый на рисунке справа.
Д: Это девочка, её зовут Дина
У: Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.
Д: Читают звуковую модель слова «Дина», называя каждый звук.
У: Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.
Д: [д’] - согласный, звонкий, мягкий (т.к. за ним стоит звук и).
У: Поставьте фишку на модель этого звука.
Итог. Какие новые звуки в словах дыня, Дина?
У: Поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?
Д: Это согласные звуки или ртосмыкатели. Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласный звук
У: Назовите эти звуки.
Дети называют: «[д], [д’]»
У: Проверьте, это действительно ртосмыкатели?
Д: Произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. Делают вывод: «Да, ртосмыкатели».
У: Проверьте, действительно ли они звонкие?
Приём: дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки.
Д: Вывод: «Да, звонкие, потому что слышим звон».
У: Произнесите оба звука. Чем они отличаются?
Д: Дети произносят. Вывод: «[д’] – мягкий, а [д] – твёрдый.
У: Переходим ко второму пункту плана- конструирование букв Д,д.
Цель этого пункта плана?
Д: Познакомиться с буквой и запомнить образ буквы
У: Какой буквой обозначим эти звуки?
Д: Говорят название буквы.
У:Для чего она необходима?
Д: Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице 46 учебника). Нам нужно найти её в Алфавите, с.127 учебника.
Работа в парах.
У: Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё.
Д:Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите на с. 127 учебника, показывают соседу по парте.
У: Что обозначает марка «Конверт»?
Д: «Конструирование буквы».
У: Возьмите конверты с шаблонами печатных букв и сконструируйте букву Д, д – большую и малую. (В конверте – элементы буквы Д, д, а также лишние. Дети должны выбрать только нужные элементы.) Пусть сосед составит большую букву Д, а ты – малую.
Д: Из полосок «целая» и «половинка» составляют большую и малую буквы.
У: Проверьте друг друга.
- Динамическая пауза
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.
У: Предлагаю отдохнуть.
Д: Выполняют упражнения под музыку по команде с доски
- Решение учебной задачи
Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков
У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?
Д: 3.Звуковой анализ слов, чтение схем.
У: Цель этого пункта плана?
Д: Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.
У: Так удобнее, вы согласны?
Д: Дети, проглядев страницу, говорят, что нужно прочитать слова в двухуровневых схемах.
У: Рассмотрите рисунки ниже. Назовите предмет, изображённый на первом рисунке слева.
Д: Называют: «Дом».
У: Назовите каждый звук, каждую букву.
Д: Называют все звуки: «[д], [о], [м], затем буквы
У: Назовите первый звук. Почему он читается твёрдым?
Д: Называют: «[д]». После него звук [о].
У: Прочитайте слово.
Д: «Дом» .
У: Сравните, сколько в нём звуков? А букв?
Д: Три звука и три буквы.
У: Сколько слогов? Почему? Назовите гласный звук.
Д: Один слог, потому что один гласный звук [о]. «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников» .
У: Назовите согласные звуки.
Д: [д], [м].
У: Почему нет знака ударения?
Д: В односложных словах знак ударения не ставится.
(Аналогичная работа – с моделями слов «дым», «Дима»).
У: Какое из трёх слов может быть лишним?
Например, «Дима», потому что из двух слогов. (Могут быть и другие признаки для сравнения).
У: Почему «Дима» нужно писать с большой буквы?
Д: Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!
VI. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Цель: формирование и развитие навыков самоконтроля в совместной познавательной деятельности
У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?
Д: 4.Чтение слогов – следующий пункт нашего плана.
У: Цель этого пункта плана?
Д:Учиться читать слова с новой буквой по слогам и орфоэпически.
У: Организует работу по чтению открытых и закрытых слогов в парах.
Д:Читают в парах слоги по вариантам.
У: Чем похожи слоги в 1 столбике? Чем похожи слоги в во 2-3 столбике?
Д:В 1 столбике слоги начинаются с гласного звука, а во втором и третьем- с согласных.
У: Чем отличаются слоги во 2-3 столбиках?
Д:Во 2столбике слоги начинаются со звука [д ], а в 3 столбике- со звука [д ,].
У: Как правильно прочитать слоги? Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?
Д: Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’].
У: Прочитайте в парах столбик слогов и слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед – вторую и так далее по одной строчке.
Д: Дети читают в парах, применяя приёмы:
а) слогового;
б) орфоэпического чтения.
У: Найдите и прочитайте слова из одного слога, двух, трёх слогов.
Д:Дети выборочно читают.
У: Найдите слова-действия в четвёртой строчке. (Провокация).
Д:Дети читают слова четвёртой строки и говорят, что таких слов нет.
У: Тогда найдите слова-действия в других строках.
Д: Дети находят их во 2, 3, 5, 6 строках и читают.
У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?
Д: 5.Чтение слов и предложений.
У: Цель этого пункта плана?
Д: Учиться читать слова и предложения с новой буквой.
У: Давайте рассмотрим рисунок к тексту и попробуем по рисунку определить, о чём говорится в тексте».
Д:Работают со значением слова «сноп».
У: Какие из наших предположений оказались верными?
Д: Дети дают развёрнутые ответы на вопрос.
У: Прочитайте текст «Данила» в парах по два предложения и задайте друг другу вопросы. Интересные вопросы задайте классу.
Д: Дети читают текст в парах, придумывают вопросы к нему.
У: Возьми карандаш и отметь, где буква «д» обозначает [д], а сосед - [д’]. Проверьте друг друга.
Д: Перечитывают текст.
У: Прочитайте текст цепочкой по одному предложению.
Д: Читают текст цепочкой.
У: Расскажите, о чём этот текст.
Д: Рассказывают своими словами.
У: Организует словарную работу над словом лодырь.
У: Найди слово близкое по смыслу лодырь.
Д: Бездельник, лентяй, работящий , трудолюбивый.
У: Составьте предложение о Даниле, соответствующее схеме.
Д: Данила работал на поле.
У: Как вы думаете, какова главная мысль текста?
Д: Проговаривают сначала своими словами.
У: Найдите предложение, в котором заключена главная мысль, и прочитайте его. Это народная пословица.
Д: Находят главную мысль в последнем предложении, читают его.
У: Объясните, как вы её понимаете?
Д: Значит, не ленился, а работал».
У: Наконец, мы будем…
Д: …выполнять задания «Волшебной палочки».
У: Прочитайте под маркой «Волшебная палочка» соседу по парте пару слов, объясните ему, как образовалось второе слово. Что значит каждое из слов? Затем послушайте его. Оцените его ответ.
Д: Читают слова и сравнивают их, например: «Они-дни», букву «о» заменили буквой «д», «они» - это множество предметов, «дни» - часть суток».
Вывод: «В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. В результате образуется новое слово с другим значением».
У: А сейчас я предлагаю работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .
Д: Выбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
У: Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
Д: Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
У: Ребята, назовите тему нашего урока?
Д: Тема урока Звуки [ д], [д’] и буквы Д, д
У: Предлагает вернуться к цели урока. Назовите цель урока.
Д: Познакомиться с новыми звуками и буквой, обозначающей их
У: Все ли пункты плана мы выполнили?
Д: Дети проверяют. Да.
У: Выберите для себя одно из утверждений:
1.Я знаю и могу рассказать другому.
2.Я сомневаюсь, мне трудно
3.Я не знаю, нужны объяснения.
Д: Показывают № утверждения.
У: Какие умения нам были необходимы для достижения цели?
Д: Высказывают своё мнение.
1.Умение характеризовать звук.
2.Умение воспроизвести образ буквы.
3.Умение моделировать слова с помощью схемы.
4.Умение плавно читать слоги.
5.Умение читать слова и предложения.
У: Оцените каждое умение. Обобщаю результаты самооценивания.
Список литературы:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.-128 с.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.-208с.
- Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.-272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п
Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...
конспект к занятию:Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф.
Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф....
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»
Урок по обучению грамоте в системе Занкова предназначен для изучения букв С, с и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."
Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....