Технологическая карта урока по литературному чтению "Буква Я".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока "Школа России", 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_bukva_ya.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению. 1а класс. Соловьёва А.А.
Тема | Гласные буквы Я, я |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют интерес к изучению нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица |
Образовательные ресурсы | Предметные картинки, на которых изображены яблоки и маяк. |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Включение в учебную деятельность. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Слайд2 - Прозвенел и смолк звонок. - Давайте поприветствуем нашу уважаемую гостью, Веру Григорьевну, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя | |
2. Актуализация знаний. Речевая разминка. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Фонетическая зарядка | - В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак - звуки бывают гласные и… (согласные) - пропойте гласные изученные звуки (а, у…) - чем отличаются гласные от согласных звуков? - согласные бывают твёрдые и…(мягкие) - звонкие и…(глухие) - назовите звонкие согласные (н,м,л,р,б,в,д,з) - назовите глухие согласные (п,к,т,с) - Звуки мы слышим, а буквы…(пишем) - В слове столько слогов, сколько… .(гласных) - Твердость согласным звукам дают гласные.. ( а,о,ы,у). - Мягкость согласным звукам дают гласные.. ( и,е) - Какие буквы мы называем хитрыми? (Е) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.) | Поют буквы | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков | |
3.Работа в группах. | Групповой. Словесный. | - На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание. -Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом) -Ученики 2-ой группы ищут и называют слова, которые состоят из 3-х слогов (задача, молоко) -Ученики 3-ей группы назовут слова, ударение в которых падает на первый слог (лает, космос, ручка) Заслушиваются ответы каждой группы. | Ищут нужные слова. | групповой. Наблюдение учителя | ||
4. Постановка учебной проблемы. Открытие новых знаний и способов деятельности. Слого-звуковой анализ слов. | Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов | - А теперь задание для всех. Отгадайте загадку. Слайд 3. - Круглое, румяное Я расту на ветке Любят меня взрослые И маленькие детки. ( яблоко ) - Произнесите слово яблоко по слогам. -Сколько в слове слогов? (3 слога) Первый ряд произнесет только первый слог? (яб) Второй ряд произнесите второй слог? (ло) Третий ряд произнесите третий слог? (ко) Произнесите только звук, который мы слышим в начале слова. [ЙА] Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А] Какой согласный звук примыкает к нему? [Б] Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Ученик у доски составляет схему к слову, а дети на местах. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, поднимите руку. А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3) | Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния | Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов | |
5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Знакомство с буквой. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Слайд 4. Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я. Эту букву, как тебя Называют буквой Я. Я кончает алфавит, Тихо после всех стоит. - Сформулируйте цели на сегодняшний урок. Слайд 5. - Слайд 6. на что похожа буква я? (варианты детей) -Потяните букву я (поется, значит гласный звук) Учитель показывает букву Я на ленте букв. - Давайте сделаем вывод, в каком случае буква Я дает два звука? (когда стоит вначале слова) - Отгадайте имя девочки. Ее имя начинается на букву Р и оканчивается буквой я. Она тоже любит собирать и есть яблочки. Рая - Сколько букв в слове? (3) Звукобуквенный анализ слова. - Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ] | формулируют цели урока. | Фронтальный. Устные ответы, | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Слайд 8. Яблоня в моем саду, гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула и вперед их протянула. А как стихнет ветерок, моя яблонька заснет. Физминутка для глаз. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений | |
Открытие нового знания. Знакомство с буквой. Продолжение. Чтение слогов-слияний и слов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Продолжим работу. Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами. - Давайте расставим слоги на мягкий диванчик или твердый шкаф. Прочитаем дружно слоги на экране. Слайд 9 (интерактивная игра) Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а] Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный . Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного. | Хором читают слоги-слияния и слова с буквой Я. – Согласные перед буквой Я мягкие | Наблюдают над произнесением согласных в слогах-слияниях с Я. Делают вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква Я. Обозначают буквой Я гласный звук [’а] после мягких согласных | Коллективный. Чтение, беседа | |
Работа с текстом с.110. | Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа | Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111. Запомним его. Слайд 10-11,12. Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна). Как называется наша страна.(Россия) Назовите главный город нашей страны. ( Москва) Что еще есть у каждого государства? ( Флаг , герб, гимн) Наша страна очень богата. Чем? (природными ресурсами: нефть, лес, газ, рыба, природные ископаемые). И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться. А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, чтобы потом жить и приносить пользу Родине. | Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них | Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формулируют вопросы по тексту | Фронтальный. Устные ответы, чтение | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | - Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки. Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия Физминутка для глаз. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение | - А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111. Работа в парах. - Что такое маяк? - В толковом словаре Ожегова говорится маяк это Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов. Слайд 13. Работа в парах. - Читаем текст. Задаем друг другу вопросы по тексту. - Как вы оценили работу своего товарища? (уч-ся используют смайлики) | Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Я | Анализируют пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы, рассказ | |
Рефлексивно-оценочный. Итоги урока. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | Слайд 14. – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16
Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)
А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».
Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø Обнару...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....
технологическая карта уроков по литературному чтению Урок 2 . "Мы идем в библиотеку..", Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ
Конспект уроков по литературному чтению , программа " Школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...