Технологическая карта урока по литературному чтению "Буква Я".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока "Школа России", 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_bukva_ya.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению. 1а класс. Соловьёва А.А.

Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, на которых изображены яблоки и маяк.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Включение в учебную деятельность.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя 

Приветствие учащихся. Слайд2

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте поприветствуем нашу уважаемую гостью, Веру Григорьевну, улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Фонетическая зарядка

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем.

Итак

- звуки бывают гласные  и… (согласные)

- пропойте гласные изученные звуки (а, у…)

- чем отличаются гласные от согласных звуков?

- согласные бывают твёрдые и…(мягкие)

- звонкие   и…(глухие)

- назовите звонкие согласные (н,м,л,р,б,в,д,з)

- назовите глухие согласные (п,к,т,с)      

- Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

- В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

- Твердость согласным звукам дают гласные.. ( а,о,ы,у).

- Мягкость согласным звукам дают гласные.. ( и,е)

- Какие буквы мы называем хитрыми? (Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

Поют буквы

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

3.Работа в группах.

Групповой. Словесный.

- На столе лежат карточки со словами, положите  их перед собой и внимательно слушаем задание.

-Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)

-Ученики 2-ой группы ищут и называют  слова, которые состоят из 3-х слогов (задача, молоко)

-Ученики 3-ей группы назовут  слова, ударение в которых падает на первый слог (лает, космос, ручка)

Заслушиваются ответы каждой группы.

Ищут нужные слова.

групповой. Наблюдение учителя

4. Постановка учебной проблемы. Открытие новых знаний и способов деятельности. Слого-звуковой анализ слов.

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

- А теперь задание для всех. Отгадайте загадку. Слайд 3.

- Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. ( яблоко )

- Произнесите слово яблоко по слогам.

-Сколько в слове слогов?  (3 слога)

Первый ряд произнесет только первый слог? (яб)

Второй ряд произнесите второй слог? (ло)

Третий ряд произнесите третий слог? (ко)

Произнесите только звук, который мы слышим в начале слова. [ЙА]

Слияние  какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [Б]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Ученик у доски составляет схему к слову, а дети на местах. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, поднимите руку.

А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния

Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я.

Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я 

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов

5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Знакомство с буквой.

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Слайд 4. Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.

Эту букву, как тебя

Называют буквой Я.

Я кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

- Сформулируйте цели на сегодняшний урок. Слайд 5.

- Слайд 6.

 на что похожа буква я? (варианты детей)

-Потяните букву я (поется, значит гласный звук)

Учитель показывает букву Я на ленте букв.

- Давайте сделаем вывод, в каком случае буква Я дает два звука? (когда стоит вначале слова)

- Отгадайте имя девочки. Ее имя  начинается на букву Р и оканчивается буквой я. Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

- Сколько букв в слове? (3)

Звукобуквенный анализ слова.

- Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает  2 звука [й а ]  

формулируют цели урока.

Фронтальный. Устные ответы,

Физкультминутка 

Коллективная. Практический

Слайд 8.

Яблоня в моем саду, гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула и вперед их протянула.

А как стихнет ветерок, моя яблонька заснет.

Физминутка для глаз.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

Открытие нового знания. Знакомство с буквой. Продолжение. Чтение слогов-слияний и слов

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Продолжим работу. Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук. А какой?

Вы мне сейчас скажете сами.

- Давайте расставим слоги на мягкий диванчик или твердый шкаф.

Прочитаем дружно  слоги на  экране. Слайд 9 (интерактивная игра)

Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Хором читают слоги-слияния и слова с буквой Я.

– Согласные перед буквой Я мягкие

Наблюдают над произнесением согласных в слогах-слияниях с Я. Делают вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква Я. Обозначают буквой Я гласный звук [’а] после мягких согласных

Коллективный.

Чтение, беседа

Работа с текстом
(учебник, с. 111,

 с.110.

Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа

Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111. Запомним его.

Слайд 10-11,12.

Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).

Как называется наша страна.(Россия)

Назовите главный город нашей страны. ( Москва)

Что еще есть у каждого государства? ( Флаг , герб, гимн)

 Наша страна очень богата. Чем? (природными ресурсами: нефть, лес, газ, рыба, природные ископаемые). И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.

А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, чтобы потом жить и приносить пользу Родине.

Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формулируют вопросы по тексту

Фронтальный. Устные ответы, чтение

Физкультминутка 

Коллективная. Практический

- Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

Физминутка для глаз.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

 V. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

- А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111. Работа в парах.

- Что такое маяк?

- В толковом словаре Ожегова говорится маяк это Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов.

Слайд 13.

Работа в парах.

- Читаем текст. Задаем друг другу вопросы по тексту.

- Как вы оценили работу своего товарища? (уч-ся используют смайлики)

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Я

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

Рефлексивно-оценочный. Итоги урока.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Слайд 14.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу
на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16

Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

            С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

           А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)

       А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

Сказка про букву Я

        Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...