технологическая карта уроков по литературному чтению Урок 2 . "Мы идем в библиотеку..", Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект уроков по литературному чтению , программа " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_23_lit_cht.docx | 69.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. МЫ ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ
(проект «О чем может рассказать школьная библиотека» («Почему нам интересно ходить в библиотеку»))
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с библиотекой; способствовать формированию умений работать в библиотеке, находить нужную информацию, работать с энциклопедиями |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные: научатся: объяснять, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; получат возможность научиться: пользоваться электронной книгой – ридером. Метапредметные: познавательные: анализируют высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находят в них общий ценностный смысл, сопоставляют иллюстрации с изображением старинных книг, фиксируют этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицируют высказывания мудрецов о книгах и чтении; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают и принимают её, планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирают в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагают критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке; коммуникативные: отвечают на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывают необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждают в паре ответы на вопросы учебника, разделяют полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать энциклопедия». Личностные: осознают пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | Алфавитный каталог, моноблок, информационный каталог, книги, энциклопедии |
Оборудование | Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог, моноблок, книги |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Методы, | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Словесный метод. Методические приемы: слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять. Многое хочу узнать | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Фронталь-ная, индивидуальная | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя | Готовность оценивают разноцветными фишками |
II. Подготовка к основному этапу. Актуализирующая беседа | Словесный, наглядный, демонстрационный методы. Методические приемы: вопросы учителя, беседа. Работа в парах | – Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке? – Почему это знание ценное? – Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям. – Дома вы должны были выбрать обложку – Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы. – Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку. – Встаньте те, кто получил красную фишку – А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим. – Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант | Слушают учителя. Отвечают на во- Обмениваются впечатлениями | Фронтальная, индивидуальная. Парная | Познавательные: овладевают умениями работать Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других; осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Личностные: бережно относятся к учебнику | Работа Оценивание |
III. Постановка учебной задачи. Работа со шмуцтитулом. Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными | Словесный метод. Методические приемы: сообщение учителя, беседа, чтение | – Откройте учебник на с. 6–12. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго? – Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. – Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на предыдущем уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать. – Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока. – Попробуйте сформулировать задачи урока Узнаем: … Научимся: … Будем учиться: … | Слушают учителя. Читают. Дети предлагают пункты плана. Формулируют цели изучения раздела или темы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: объясняют записи. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; воспроизводят алгоритм; работают по алгоритму в парах | Оценивание результатов деятельности Оценивание работы друг друга в парах (разработанные критерии) |
IV. Усво- Постановка проблемного вопроса урока. Были ли вы когда-нибудь | Словесный, наглядный методы. Методические приемы: чтение, беседа, работа Рассказ учителя о библиотеках мира Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге | – А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём. – Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках. – Прочитайте статью о библиотеках. – Послушайте сообщение ученика о Птолемее (5–6 предложений). (На слайдах показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Желательно рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5–6 предложений.) – Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать? – Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке указаны фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю | Читают текст. Отвечают на вопросы Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осознанно читают текст; внимательно слушают сообщение; умеют формулировать и задавать вопросы, составлять предложения, связанные по смыслу. Коммуникативные: строят ответы на вопросы, соблюдая логику. Регулятивные: составляют критерии | Оценивание сообщения по разработанным критериям |
Физкультминутка | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, Поскорей на парту плюх | Выполняют движения по тексту под руководством учи- | Коллективная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; действуют согласно инструкции | Правильное выполнение движений | |
Работа | Практический метод. Методический прием: самостоятельная | – Рассмотрите картинки. – Прочитайте текст (с. 8–11). – Вообразите себя на месте мальчика. Что бы вы взяли в библиотеке читать? – Ответьте на вопросы (с. 11). – Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Читателю» (с. 12). Знакомит учащихся с биографией поэта (см. ресурсный материал). Предлагает ответить на вопрос: «Почему надо учиться читать всю жизнь?» | Слушают ответы друг друга внимательно, не перебивают, вежливо высказывают свою точку зрения, приводят в качестве аргументов доказательства из текста. Соотносят картинки с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осмысленно читают текст по ролям; анализируют рисунки, соотносят их с текстом; овладевают умением работать с текстом; понимают вопросы и строят правильные ответы на них. Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами | Работа |
V. Закрепление знаний и способов действий | Словесный метод. Методический прием: беседа | – Для чего создавались библиотеки? – От каких слов произошло слово «библиотека»? Где появились первые библиотеки? – Какие библиотеки считаются первыми? – Кем была создана библиотека в III в. до н. э.? – Кто такой Птолемей, чем он прославился? – Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг? – Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека | Отвечают на вопросы учителя. Запоминают новые имена. Выстраивают логические выводы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осознанно вычитывают из текста правильные ответы, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи. Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них; участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения | Беседа по вопросам, оценивание (разработанные критерии) |
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека», или «Почему нам интересно ходить в библиотеку» | Словесный метод. Методический прием: беседа. Практический метод. Методический прием: проект | – Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики. – Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе? – Чему вы научились, выполняя проекты? – Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом? – Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе. – Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время | Разбиваются на пары (группы). Распределяют роли в группе. Слушают и слышат друг друга. Прислушиваются Составляют план | Парная (групповая) | Познавательные: работают с дневником. Коммуникативные: владеют навыком работы в парах (группах) | Оценивание проекта по разработанным критериям |
Работа (с. 8) | Словесный, практический методы. Методические приемы: беседа, работа с задани- | – О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.) – Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы. – А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель на доске фиксирует этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.) – Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления, и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они? | Читают текст. Рассматривают иллюстрации. Отвечают Знакомятся с новыми словами | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: усваивают новое понятие; умеют графически изображать текст, пересказывать текст по плану. Коммуникативные: выступают перед аудиторией | Критерии оценивания. Работа люстрациями учебника |
Знакомство с электронными книгами – ридерами | Словесный, демонстрационный методы. Методические приемы: беседа, демонстрация презентация, рассказ | – А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры.) (Можно показать изображение на слайде.) Объединитесь в группы, составьте рассказ План 1. Ридер – самая современная книга. 2. Внешний вид ридера. 3. Функции пользователя. 4. Преимущества ридеров перед другими видами книг | Составляют текст Выступают с рассказами об электронных книгах | Групповая | Познавательные: формулируют ответы на вопросы, составляют рассказ на основе плана. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: владеют навыками работы в группе, выступления с презентацией результата работы | Составление рассказа по плану |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Словесный метод. Методический прием: беседа. Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания | – Что нового узнали на уроке? – В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить? – Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг. – Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений. – Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек | Слушают. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Коммуникативные: участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. | Беседа по вопросам. Саморегуляция «Лесенка достижений» |
Домашнее задание | Словесный метод. Методический прием: объяснение учителя | – Выполните задания учебника (с. 6, задание 3; с. 11, задания 2, 3). – Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию). – Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Оценивание |
Ресурсный материал
Роальд Семенович Сеф (1931–2009) – детский писатель, поэт, прозаик, переводчик, драматург. Родился 6 октября 1931 года в Москве. В 1936 году родителей Р. Сефа репрессировали. Отец был расстрелян, а мать отправлена в лагеря. Мальчик остался на попечении бабушки.
В 1946 году Роальда с матерью, вернувшейся из заключения, выслали в г. Малоярославец, где они прожили три года. После окончания школы Роальд перепробовал множество профессий. Работал и водителем автобуса Союза писателей.
Учился на факультете журналистики МГУ, но университет так и не закончил.
Широко известны детские стихи и пьесы Роальда Сефа. Издано 30 его поэтических книг: «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971), «Голубой метеорит» (1969), «Если не веришь» (1968), «Я сам» (1992), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998) и др. Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них – «Емелино счастье», «Две бабы-Яги».
Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ
Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества – пословицами |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные: научатся: пересказывать текст с опорой на картинку, определять понятие «действующее лицо»; получат возможность научиться: осознавать точность, яркость, лаконичность пословицы. Метапредметные: познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках. Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; проявляют чувство гордости за свою Родину |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | Рабочая тетрадь |
Оборудование | Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; словари; выставка книг по теме; карточки со словами для составления пословицы |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Методы, | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Словесный метод. Методические приемы: слово учи- | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять. Многое хочу узнать | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя | Оценивают готовность |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Словесный, наглядный методы. Методические приемы: рассказ учителя, беседа | – Посмотрите на выставку книг, скажите, какие книги вы видите. Прочитайте их названия. – Найдите в словаре слово «фольклор», что оно обозначает? – Составьте из карточек со словами поговорку. Прочитайте. Вспомните, когда мы её произносим. Аналогичная работа проводится с пословицей | Слушают учителя. Работают со словарём. Складывают поговорку из карточек Объясняют смысл пословицы | Парная, групповая | Познавательные: овладевают умениями работать Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других; осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них | Работа со словарем, учебником. |
III. Постановка учебной задачи | Словесный метод. Методические приемы: сообщение учителя, беседа, чтение | – Как вы думаете, с чем мы познакомимся – А почему он называется «Устное народное творчество»? (См. ресурсный мате- риал.) | Слушают учителя. Читают, объясняют. Объясняют каждое слово | Фронтальная | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами | Конкретный смысл каждого слова |
IV. Усво- (учебник, с. 14–15) | Словесный, наглядный методы. Методические приемы: чтение, беседа | – Прочитайте текст. Что вы узнали? – Подтвердились ваши соображения? – Рассмотрите рисунки, составьте по ним свой рассказ. – Вспомните свою жизненную ситуацию, к которой можно подобрать пословицу (или нарисовать) | Читают текст, отвечают на вопросы Рассматривают рисунки, составляют по ним рассказ. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: используют умения составлять рассказ по рисунку для решения учебной задачи; анализируют рисунки, соотносят их с текстом; осознанно читают текст; строят ответы на вопросы, соблюдая логику. Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами. Личностные: участвуют | Беседа по вопросам, работа люстрациями, составление рассказа |
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Руки – крылья, а не гири! Пять руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учи- | Коллективная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; действуют согласно инструкции | Правильное выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий | Словесный метод. Методические приемы: диалог | – Какие поговорки вы знаете? – Объясните смысл поговорок. – Где вы их слышали? С какой целью их произносят в речи? | Отвечают на вопросы учителя, работают в группах. Участвуют в диалоге на уроке. Умеют договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | Групповая | Познавательные: играют Регулятивные: осущест- в совместной деятельности. Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них | Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Словесный метод. Методический прием: беседа | – На какой вопрос нужно было ответить? – Какой вид работы понравился больше? – О чём хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Закре-пление знаний и способов действий | Практический метод. Методический прием: работа в парах, группах | Раздает карточки с недописанными словами для составления пословиц. – Составьте пословицы по смыслу. Объясните и докажите правильность своего решения | Выполняют задания | Парная | Познавательные: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные: признают различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий | Личные достижения |
Домашнее задание | Словесный метод. Методический прием: объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи: выучить понятие «устное народное творчество»; узнать у родителей, какие считалки они использовали в игре, какие пословицы помните с детства; выучить наизусть | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Нарисовать «лесенку достижений» человечка |
Ресурсный материал
Устное народное творчество
Устное означает передачу текста из уст в уста, т. е. без записи текста. Пересказ осуществляется от одного лица к другому (простой народ не знал грамоты). Например, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Учитель обращает внимание детей на слово «уста» – рот, губы. Текст не записывался, поэтому рассказчик мог добавить свои изменения в содержание, потому что рассказывают так, как запомнили, своими словами.
Творчество – от слов «творить», «создавать».
Народное – то, что создал народ, так как нет конкретного автора. Мы не знаем, кто первый рассказал сказку «Теремок», поэтому называем её русская народная сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"
Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"
Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" с заданиями в виде тестов....
Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные – расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...