Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.
Ø Обнаружить, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные. Служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.
Ø Сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа и И. Крылова «Лисица и виноград».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» Минобороны России
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема урока: БАСНЯ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫМ ЖАНРОМ
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Тихоновой Ольги Александровны
Предмет: литературное чтение
УМК «Планета знаний»
Целевая аудитория : 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний (ОЗН)
Тема урока: БАСНЯ. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫМ ЖАНРОМ
Цели урока.
- Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.
- Обнаружить, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные. Служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.
- Сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа и И. Крылова «Лисица и виноград».
Задачи.
Образовательные:
- Продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- Добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами автор) и выявить черты сходства и отличия басен.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.
- Развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
- Развивать технику чтения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитательные возможности текста.
Использовать на уроке ИКТ с целью:
- Предоставление наглядности
- Сообщения информации
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности. | 1 Слайд - Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. -Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. -Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе успехов и тихонечко садимся за парты. - Как нужно работать, чтобы урок был успешным? - Что нам поможет быстро и правильно читать?
| Осуществляют самооценку готовности к уроку. | РУУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке. ЛУУД: осуществляют самоорганизацию. |
2. Актуализация знаний | «Минутка развития» 2 .Слайд со словом «время». - Наш урок начинается. С чего вам хотелось бы его начать? С минутки развития? Отлично. – Какие варианты заданий вы можете предложить для минутки развития? – Как можно использовать свое время? - Давайте составим «синквейн» со словом время Проверка домашнего задания. – Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено выполнению домашнего задания. Было и у вас домашнее задание. Какое? – Какую тему закончили изучать вчера? – Какие варианты домашнего задания были предложены? . Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения? – Что мы делаем с вашими произведениями? - Эта книга будет храниться в школе до тех пор, пока она (школа) существует. Но порой человеку удается создать такое, над чем не властно время. Знаете ли вы таких людей? | Являются активными участниками «минутки развития» – Можно поиграть в телеграмму. – Сочинить рассказ на эту тему. – Вспомнить пословицы со словом «время»; сказки о времени.) Составляют синквейн по алгоритму По пословице придумать сказку. Придумать свою загадку или потешку.) Дети представляют свои варианты домашнего задания. Авторы. Помещаем их в нашу книгу «Пробы пера». Учащиеся называют известных им композиторов, художников, поэтов.) | КУУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.. . РУУД: Вовлечь учащихся в учебную деятельность, развитие логических операций. Подвести учащихся к формулировке темы урока. |
3.Вовлечение в изучение новой темы. | 3 Слайд Портрет Эзопа - Сегодня мы познакомимся с таким человеком и его произведением. В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами: какие чувства вызвало у вас это произведение? Читает басню «Лисица и виноград» учитель.. | Слушают басню Высказывают свое мнение об услышанном | ПУУД: Формирование мотивации к обучению; умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; КУУД: Умение принимать позицию другого. . |
4.Самостоятельная работа | - Ребята, предлагаю вам самостоятельно поработать над текстом. Проанализируйте его по таблице. 4 Слайд (Учащимся раздаются листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград».) | Самостоятельно читают и анализируют текст басни по таблице ( Приложение 1) | РУУД:умение высказывать своё предположение. умение осознавать трудности и стремление к их преодолению |
5. Словарная работа | Кто может сам объяснить значение какого-нибудь слова из вызвавших затруднение? (Ответы детей.) Что будем делать со словами, значения которых не знаем? (Найдем их значение в толковом словаре.) | Дети находят в тексте слова с незнакомым лексическим значением. Предположительно: лоза, гроздья, обстоятельства. Работают со словарём. | ПУУД: умение находить информацию; КУУД: участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. |
6..Динамическая пауза | Организует физкультминутку. Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. Организует физкультминутку. | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки. | |
7.. Знакомство с новым литературным жанром. | – К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися у вас знаниями. - Итак, пора познакомиться с новым термином. Небольшой рассказ с поучением называется басней. 5 Слайд | Дают свои ответы опираясь на ранее полученные знания (Предположительные о т в е т ы детей: – Мне кажется, что это сказка, потому что здесь разговаривает лиса. – Я считаю, что такие события могли произойти на самом деле. Это рассказ. – В этом рассказе есть мудрость, она учит нас, заставляет задуматься. Эта мудрость похожа на пословицу.) | ПУУД :умение распознавать текст определенного жанра по формальным признакам. КУУД: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение. |
8.. Работа с учебником. | – Откройте учебники. Прочитайте определение басни про себя. – Попробуйте теперь своими словами сказать, что же такое басня. | Самостоятельно находят определение в учебнике. Дают формулировку понятию- басня. | |
9.. Знакомство с басней И. А. Крылова «Лиса и виноград». Работа в парах | – Какие произведения создавал Эзоп? ( Эзоп создавал басни.) 6 Слайд – Спустя много веков некоторые басни Эзопа по-своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басня «Лиса и виноград» появилась именно так. 7, 8, 9 Слайды Прослушивание аудиозаписи басни И. Крылова «Лисица и виноград» в исполнении Гафта. -Я предлагаю вам самостоятельно подготовить в парах выразительное чтение басни. Как вы считаете, с чего необходимо начать работу над басней? (Со словаря.) | Самостоятельно читают в парах. Работают над лексическим значением слов со словарём. Предположительно: рделись, яхонты, неймет, оскомина, отколь. Возможные виды работы: – по контексту догадаться о значении слов; – обратиться к толковому словарику учебника или большому толковому словарю. | РУУД: Целеполагание;. общеучебное - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; КУУД : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. ЛУУД: осознают значимость чтения; эмоциональную отзывчивость на прочитанное. |
10. Сравнение басен. | - А теперь давайте сравним басни Эзопа и Крылова по таблице ( Приложение 2) | Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова по таблице. | КУУД: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. ПУУД: извлекают информацию, представленную в разных формах. ЛУУД: осознают личную значимость в приобретении нового знания. |
11.Домашнее задание | – Ребята, помогите мне выбрать домашнее задание, которое поможет поближе познакомиться с басней. | Дети предлагают варианты домашнего задания. Например: выразительное чтение басен; заучивание одной из басен; иллюстрирование; вспомнить басни Крылова, которые изучали во втором классе... Задание выбирают по желанию. | ЛУУД: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности. |
12. Рефлексия. | – К сожалению, наш урок подходит к концу. Сегодня мы приоткрыли двери в новый литературный жанр «басню». -Кто хочет заглянуть за эту дверь и узнать, что нас ожидает на следующих уроках? - Кто доволен своей работой, встаньте. - А кто не доволен, останьтесь сидеть. Спасибо за урок! 10 Слайд | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. | РУУД: анализируют результаты своей деятельности. ЛУУД: стремление к успешности в учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Во время самостоятельного чтения учащиеся делают в тексте пометы, значение которых объясняется в данной таблице.
На основе этих помет будет строиться анализ произведения.
? | Слова с незнакомым лексическим значением |
! | Интересное (веселое, грустное, страшное ...) |
К | Красивые слова и выражения |
[...] | Главная мысль |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова п о т а б л и ц е:
Чем похожи? | Чем различаются? |
Сюжет Герои Основная мысль | Проза и стихотворная форма Кратко, более подробно |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Текст басни Эзопа « Лисица и виноград»
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
Алгоритм составления синквейна:
- Первая строчка - это ключевое слово в тексте. Заглавие.
- Вторая - два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
- В третье строке пишем три глагола, которые также характеризуют ключевое слово.
- Четвертая - предложение их четырех слов.
- В пятой излагаем вывод одним словом или словосочетанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/01/picture-13080.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/22/picture-97046.jpg)
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-73258-1357309031.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1201670-1579188878.jpg)
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...