Конспект урока "Правописание слов с безударными гласными в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Прокопенко Лариса Геннадьевна

Урок позволит развить у учащихся орфографическое умение написания слов с  безударными гласными в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Русский язык 3 класс

Учитель

Прокопенко Лариса Геннадьевна

Тема урока

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Тип урока

Комбинированный урок. Урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока

Отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне слова           путём подбора однокоренных слов и изменением формы слова.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

 -закрепить элементарные знания грамматической теории;

-способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.

 •Способствовать закреплению умения подбирать проверочные слова для слов с безударным гласным звуком в корне;

•Способствовать формированию умения подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме, работать в группах;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор, развивать речь, выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

-воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету, самостоятельности, взаимовыручки.

Предметные результаты

-находить в словах орфограммы;

-подбирать проверочные слова;

-объяснять написание слов с орфограммами;

-использовать алгоритм проверки безударных гласных в корне слова;

-овладеть изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма;

-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.

Планируемые результаты

Личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность);

- проявление интереса к познанию русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные

-умение формулировать учебную задачу;

-овладение способами решения учебной задачи;

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентирование в разных способах выполнения заданий;

-учёт правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- умение оценивать свою работу на уроке;

- проверка и оценивание работы своего одноклассника.

познавательные

-систематизировать и углубить свои представления о безударном проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

-развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи;

- формировать навыки работы с информацией;

-продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, определять последовательность, обобщать;

-развивать умение представлять информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе группе.

Методы и формы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично- поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, тренажер к учебнику, учебник 3 класс: В.П.Канакина Русский язык.

        

ХОД УРОКА

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 – Какое настроение у вас сейчас?

- Чего ожидаете от урока?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Молодцы! Садитесь на свои места!

Подготовка рабочих мест. Настроились на работу.

Коммуникативные:

учатся совместно договариваться о правилах поведения

Регулятивные:

учатся самоорганизовываться

Личностные УУД

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Цель:

- повторить знания об орфограммах в корне слова;

- формировать умения группировать слова по

 типу орфограмм;

- выявлять гласные в слабой позиции.

     

Чистописание.

- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Записать дату и вид работы.

На доске записаны слова:

Б..рёза, в..да, м..чи, яг_да, сах..р, р..ка, ..зык, тр..ва.

-Что у них общего?

-В какой части слова?

-На какие группы можно разделить данные слова?

-Что вы знаете о правописании данных орфограмм?

Запишите эти буквосочетания в одну строчку.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Разминка для рук

Мы ладошкой потрясём, 
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

аоеия

Оцените свою работу.

Делят слова в два столбика.

Дают определение этим словам.

Называют безударные гласные, которые в безударной позиции находятся в опасности.

Записывают строчные буквы в соединении.

Познавательные:

- применять на практике учебные знания;

- учатся искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: -учатся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Предметные:

находить в словах орфограммы;

подбирать проверочные слова;

объяснять написание слов с орфограммами.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока.

1. Постановка и решение проблемы:

Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова

-Почему надо проверять?

-Всегда ли можно проверить?

2. Определение темы.

Как называется орфограмма в корне слова?

-В какой части слова эти орфограммы?

- -Значит тема урока…

- Тема новая для вас? В соответствии с темой поставьте цель.

3. Постановка цели урока

-Поставьте перед собой цель и задачи, что бы вы хотели от урока, использую опорные слова:

  • повторим…(правила правописания безударных гласных в корне слова);
  • узнаем…(новое по этой теме;
  • проверим…(свои умения применять правила).
  • Отработаем алгоритм.
  • 4. Работа с правилом

в учебнике на с.104.

1.. Постановка и решение проблемы:

Правила написания безударных гласных в корне слова.

Это «опасное» место –

буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова.

2Определение темы

Формулируют тему и цель урока

Правописание слов с безударными гласными в корне

3) Постановка цели урока

-закрепить умение проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне.

С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока:

ПОВТОРИМ

УЗНАЕМ

ПРОВЕРИМ

Задачи

Повторить способы проверки безударного гласного в корне.

Отработать алгоритм проверки безударного гласного в корне.

Познавательные:

-умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

-создавать проблемную ситуацию и решать ее;

Регулятивные:

- выявлять и находить «опасные» места и подбирать проверочные

слова.

- ставить учебную задачу

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение;

-учатся слушать, определять общую цель и пути её достижения.

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения

- работать с алогоритмом.

- умение обобщать, делать выводы.

IV. Работа по теме урока.

  1. Повторим.

Цель: построение алгоритма, повторить и закрепить слова с проверяемой и непроверяемой орфограммой.

  1. Выстройте алгоритм

Что?

Где?

Как надо проверять?

Чем?

(Вариант: Безударный гласный звук в корне надо проверять, для этого изменяем слово так, чтобы безударный гласный зву стал ударный.)

- Проверьте, работает ли правило?

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты немедленно ее ставь под ударенье.

-Как это можно сделать?

(Меняем форму или подбираем однокоренное слово)

  1. Проговариваем алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
  2. На доске слова:

С_лить, к_рмушка, д_лёкий, з_рно, пч_линый, уд_вительный, пл_сунья, зап_сать.

 Представлены слова разных частей речи. И важно находить в словах разных частей речи безударные гласные в корне слова. А их всего пять. АОИЕЯ.

 

- Выделяют корень, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные буквы.

  1. Учитель диктует слова, а ученики

1 ряда

записывают слова с безударной гласной буквой О, 2 ряд записывают слова с безударной гласной Е в корне слова, 3 ряд записывает слова с безударной гласной И в корне слова.

Рисунок, вечерний, вишневый, овёс, скворец, ветер.

  1. Повторение алгоритма.

-Оцените себя.

1.Выдвигают предположения, выбирают слова. Доказывают. Выходят к доске и исправляют ручкой.

Подтверждают предположение.

Работа по алгоритму.

Проговаривают правило проверки безударных гласных в корне.

Называют способы проверки проверяемого безударного гласного звука в корне слова. Ученики выходят к доске и вписывают гласные буквы в корне слова. Выделяют корень в словах.

Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- воспринимать слова с проверяемой и непроверяемой орфограммой на слух;

- находить чужие ошибки и исправлять их, доказывая правильность написания.

— выполнять

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о безударном гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач.

Регулятивные:

 - ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

- умение работать индивидуально, в группе и в классе.

Коммуникативные:

-участие в коллективном обсуждении проблемы,

-умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

Динамическая пауза (физкультминутка)

Цель :

- смена вида деятельности

Физкультминутка для глаз.

Выполняют упражнения Физкультминутка (для глаз) Пролетает самолет, с ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел,

поглядел.

(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и выполняют летательные движения)

Здоровьесберегающая .

Смена вида деятельности. Физкультминутка для глаз.

2)Проверим

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы. Умение находить ошибки и исправлять их.

Найдите ошибки в письме Незнайки.

  Книги тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке.

-Он писал предложение о книге, но допустил ошибки. Посчитайте, сколько? (5)

-Какие ошибки вы здесь встретили?

Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную букву напишите. В случае затруднения нужно обратиться  к словарю.

-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

-Выстройте алгоритм исправления ошибок.

 Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему? Для чего нам нужна книга?

Оценивают работу.

Работа с предложением, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. Учащиеся списывают текст, исправляя ошибки. Выходят к доске и исправляют ошибки. Сверяют по эталону.

Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Регулятивные ууд: учатся

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

3) Поиграем и повторим.

Цель: подбирать проверочные слова через игру.

Игра на тренажере.

Итог игры.

Какие орфограммы представлены в игре?

-Что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова?

- Как мы можем проверить безударный гласный звук в корне слова.

   Ученики выходят к доске и выбирают карточки с проверочными словами и цепляют на корзины лосей.

Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией.

Коммуникативные:

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

4). Узнаем.

Цель: организовать усвоение учениками новых знаний в правописании безударных гласных в корне слова.

  1. Организует фронтальную работу. 

На доске картинки и слова. Звучат слова одинаково, но пишутся гласные в корне разные, так как лексическое значение разное. Все зависит от контекста, от предложения или словосочетания, в котором находится слово.

  1. Выполнить упражнение  196 по рядам.

Разбирают слова, подбирают проверочные слова и делают вывод о том, какую букву нужно вставить в том или ином случае.

Выходят и вставляют в слова словосочетаний нужные гласные буквы.

После выполняют упр.196. Каждый ряд выполняет своё предложение, где встречаются слова, которые одинаково произносятся, но содержат в себе разное лексическое значение и в корнях пишутся разные гласные буквы.

Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, картинки для решения учебной задачи, видеть различия и путем проверочных.

Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Высказывать свою точку зрения.

Регулятивные ууд: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ориентироваться в разных способах выполнения заданий. Умение оценивать свою работу на уроке и своего соседа.

5)  Обобщим Самостоятельная работа.

Цель: повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова, выбирать и записывать нужную гласную букву.

Самостоятельная работа.

Резерв.

-Перед вами орфографическая задача.

-Учитель раздает карточки.

-Как вы думаете, что нужно сделать? Как будем рассуждать?

-Как называется орфограмма?

-Проверим, вспомним составленный алгоритм.

Выполняют самостоятельную работу - Сдают карточки.

Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Работать индивидуально.

Регулятивные ууд: учатся

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Обобщение и итог урока. 

Цель:

уточняют алгоритм проверки безударных гласных в корне;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

- намечают цели последующей деятельности;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Выставление оценок

1) Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод)

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно ее ставь под ударение.

-Вернёмся к началу урока:

-Какая тема?

-Задачи?

-будем учиться различать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова.

-выяснить, какая буква, написание которой надо запомнить или проверить

-искать способы проверки безударных гласных.

-Достигли мы этих задач?

-Ответьте на вопросы:

-Я закрепил…

-Я повторил…

-Мне удалось…

2) Учитель даёт краткий анализ работы на уроке.

3) Комментирует работу на уроке, выставляет оценки.

1) Подведение итогов урока

Делают вывод:

-закрепить умение различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Задачи

Повторить способы проверки безударного гласного в корне.

Отработать алгоритм проверки безударного гласного звука в корне.

Планируют с учителем продолжать работать над безударной гласной в корне слова.

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке;

учатся устанавливать соответствие полученного результата; поставленной цели;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

-умение правильно оценивать свои знания

-уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

- намечают цели последующей деятельности;

Домашнее задание.

Цель: продолжить работать над орфограммой в домашних условиях.

Домашнее задание

с.108 упр.202

Ученики записывают домашнее задание.

Регулятивные ууд: принимают
и сохраняют учебные задачи.

Список литературы:

  1. Электронное приложение к учебнику 3 класс «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
  2. Учебник 3 класс «Русский язык» Школа России, В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
  3. Н.С.Мельник «Русский язык. Учебное пособие для 3 класса».
  4. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Н.Н.Ушаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...