Конспект урока "Правописание слов с безударными гласными в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок позволит развить у учащихся орфографическое умение написания слов с безударными гласными в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Русский язык 3 класс | ||
Учитель | Прокопенко Лариса Геннадьевна | ||
Тема урока | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||
Тип урока | Комбинированный урок. Урок отработки умений и рефлексии. | ||
Цель урока | Отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне слова путём подбора однокоренных слов и изменением формы слова. | ||
Задачи урока | образовательные | развивающие | воспитательные |
-закрепить элементарные знания грамматической теории; -способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков. •Способствовать закреплению умения подбирать проверочные слова для слов с безударным гласным звуком в корне; •Способствовать формированию умения подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме, работать в группах; | - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор, развивать речь, выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания. | -воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету, самостоятельности, взаимовыручки. | |
Предметные результаты | -находить в словах орфограммы; -подбирать проверочные слова; -объяснять написание слов с орфограммами; -использовать алгоритм проверки безударных гласных в корне слова; -овладеть изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; -подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова. | ||
Планируемые результаты | Личностные: - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -осознание практической значимости изучаемого материала; -освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность); - проявление интереса к познанию русского языка. Метапредметные: Регулятивные -умение формулировать учебную задачу; -овладение способами решения учебной задачи; - планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; - ориентирование в разных способах выполнения заданий; -учёт правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; - умение оценивать свою работу на уроке; - проверка и оценивание работы своего одноклассника. познавательные -систематизировать и углубить свои представления о безударном проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова; -осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи; - формировать навыки работы с информацией; -продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, определять последовательность, обобщать; -развивать умение представлять информацию. коммуникативные - в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе группе. | ||
Методы и формы обучения: | Словесный, наглядный, практический, частично- поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, тренажер к учебнику, учебник 3 класс: В.П.Канакина Русский язык. | ||
ХОД УРОКА |
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Какое настроение у вас сейчас? - Чего ожидаете от урока? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Молодцы! Садитесь на свои места! | Подготовка рабочих мест. Настроились на работу. | Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения Регулятивные: учатся самоорганизовываться Личностные УУД формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация знаний, постановка проблемы. Цель: - повторить знания об орфограммах в корне слова; - формировать умения группировать слова по типу орфограмм; - выявлять гласные в слабой позиции.
| Чистописание. - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Записать дату и вид работы. На доске записаны слова: Б..рёза, в..да, м..чи, яг_да, сах..р, р..ка, ..зык, тр..ва. -Что у них общего? -В какой части слова? -На какие группы можно разделить данные слова? -Что вы знаете о правописании данных орфограмм? Запишите эти буквосочетания в одну строчку. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Разминка для рук Мы ладошкой потрясём, аоеия Оцените свою работу. | Делят слова в два столбика. Дают определение этим словам. Называют безударные гласные, которые в безударной позиции находятся в опасности. Записывают строчные буквы в соединении. | Познавательные: - применять на практике учебные знания; - учатся искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: -учатся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Предметные: находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока. | 1. Постановка и решение проблемы: Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова -Почему надо проверять? -Всегда ли можно проверить? 2. Определение темы. Как называется орфограмма в корне слова? -В какой части слова эти орфограммы? - -Значит тема урока… - Тема новая для вас? В соответствии с темой поставьте цель. 3. Постановка цели урока -Поставьте перед собой цель и задачи, что бы вы хотели от урока, использую опорные слова:
в учебнике на с.104. | 1.. Постановка и решение проблемы: Правила написания безударных гласных в корне слова. Это «опасное» место – буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова. 2) Определение темы Формулируют тему и цель урока Правописание слов с безударными гласными в корне 3) Постановка цели урока -закрепить умение проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне. С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока: ПОВТОРИМ УЗНАЕМ ПРОВЕРИМ Задачи Повторить способы проверки безударного гласного в корне. Отработать алгоритм проверки безударного гласного в корне. | Познавательные: -умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; -создавать проблемную ситуацию и решать ее; Регулятивные: - выявлять и находить «опасные» места и подбирать проверочные слова. - ставить учебную задачу Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: — формулировать собственное мнение; -учатся слушать, определять общую цель и пути её достижения. — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения - работать с алогоритмом. - умение обобщать, делать выводы. |
IV. Работа по теме урока.
Цель: построение алгоритма, повторить и закрепить слова с проверяемой и непроверяемой орфограммой. |
Что? Где? Как надо проверять? Чем? (Вариант: Безударный гласный звук в корне надо проверять, для этого изменяем слово так, чтобы безударный гласный зву стал ударный.) - Проверьте, работает ли правило? Если буква гласная вызвала сомненье, Ты немедленно ее ставь под ударенье. -Как это можно сделать? (Меняем форму или подбираем однокоренное слово)
С_лить, к_рмушка, д_лёкий, з_рно, пч_линый, уд_вительный, пл_сунья, зап_сать. Представлены слова разных частей речи. И важно находить в словах разных частей речи безударные гласные в корне слова. А их всего пять. АОИЕЯ.
- Выделяют корень, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные буквы.
1 ряда записывают слова с безударной гласной буквой О, 2 ряд записывают слова с безударной гласной Е в корне слова, 3 ряд записывает слова с безударной гласной И в корне слова. Рисунок, вечерний, вишневый, овёс, скворец, ветер.
-Оцените себя. | 1.Выдвигают предположения, выбирают слова. Доказывают. Выходят к доске и исправляют ручкой. Подтверждают предположение. Работа по алгоритму. Проговаривают правило проверки безударных гласных в корне. Называют способы проверки проверяемого безударного гласного звука в корне слова. Ученики выходят к доске и вписывают гласные буквы в корне слова. Выделяют корень в словах. | Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; - воспринимать слова с проверяемой и непроверяемой орфограммой на слух; - находить чужие ошибки и исправлять их, доказывая правильность написания. — выполнять самопроверку учебного задания; — контролировать своё поведение Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. Познавательные: -систематизировать и углубить свои представления о безударном гласном звуке в корне слова; -осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач. Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий. - умение оценивать свою работу на уроке - умение работать индивидуально, в группе и в классе. Коммуникативные: -участие в коллективном обсуждении проблемы, -умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями; |
Динамическая пауза (физкультминутка) Цель : - смена вида деятельности | Физкультминутка для глаз. | Выполняют упражнения Физкультминутка (для глаз) Пролетает самолет, с ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом) Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) Я мотор завожу и внимательно гляжу. (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом) Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют летательные движения) | Здоровьесберегающая . Смена вида деятельности. Физкультминутка для глаз. |
2)Проверим ( Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы. Умение находить ошибки и исправлять их. | Найдите ошибки в письме Незнайки. Книги тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. -Он писал предложение о книге, но допустил ошибки. Посчитайте, сколько? (5) -Какие ошибки вы здесь встретили? Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную букву напишите. В случае затруднения нужно обратиться к словарю. -Давайте исправим ошибки (объяснения детей) Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке. -Выстройте алгоритм исправления ошибок. - Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь? – Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему? Для чего нам нужна книга? Оценивают работу. | Работа с предложением, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. Учащиеся списывают текст, исправляя ошибки. Выходят к доске и исправляют ошибки. Сверяют по эталону. | Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Регулятивные ууд: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. |
3) Поиграем и повторим. Цель: подбирать проверочные слова через игру. | Игра на тренажере. Итог игры. Какие орфограммы представлены в игре? -Что нужно сделать, чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова? - Как мы можем проверить безударный гласный звук в корне слова. | Ученики выходят к доске и выбирают карточки с проверочными словами и цепляют на корзины лосей. | Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией. Коммуникативные: - в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; - адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. |
4). Узнаем. Цель: организовать усвоение учениками новых знаний в правописании безударных гласных в корне слова. |
На доске картинки и слова. Звучат слова одинаково, но пишутся гласные в корне разные, так как лексическое значение разное. Все зависит от контекста, от предложения или словосочетания, в котором находится слово.
| Разбирают слова, подбирают проверочные слова и делают вывод о том, какую букву нужно вставить в том или ином случае. Выходят и вставляют в слова словосочетаний нужные гласные буквы. После выполняют упр.196. Каждый ряд выполняет своё предложение, где встречаются слова, которые одинаково произносятся, но содержат в себе разное лексическое значение и в корнях пишутся разные гласные буквы. | Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, картинки для решения учебной задачи, видеть различия и путем проверочных. Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Высказывать свою точку зрения. Регулятивные ууд: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ориентироваться в разных способах выполнения заданий. Умение оценивать свою работу на уроке и своего соседа. |
5) Обобщим Самостоятельная работа. Цель: повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова, выбирать и записывать нужную гласную букву. | Самостоятельная работа. Резерв. -Перед вами орфографическая задача. -Учитель раздает карточки. -Как вы думаете, что нужно сделать? Как будем рассуждать? -Как называется орфограмма? -Проверим, вспомним составленный алгоритм. | Выполняют самостоятельную работу - Сдают карточки. | Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Работать индивидуально. Регулятивные ууд: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Обобщение и итог урока. Цель: уточняют алгоритм проверки безударных гласных в корне; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Выставление оценок | 1) Подведение итогов урока Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод) Если буква гласная вызвала сомнение, Ты немедленно ее ставь под ударение. -Вернёмся к началу урока: -Какая тема? -Задачи? -будем учиться различать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. -выяснить, какая буква, написание которой надо запомнить или проверить -искать способы проверки безударных гласных. -Достигли мы этих задач? -Ответьте на вопросы: -Я закрепил… -Я повторил… -Мне удалось… 2) Учитель даёт краткий анализ работы на уроке. 3) Комментирует работу на уроке, выставляет оценки. | 1) Подведение итогов урока Делают вывод: -закрепить умение различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной Задачи Повторить способы проверки безударного гласного в корне. Отработать алгоритм проверки безударного гласного звука в корне. Планируют с учителем продолжать работать над безударной гласной в корне слова. | Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке; учатся устанавливать соответствие полученного результата; поставленной цели; Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения -умение правильно оценивать свои знания -уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; |
Домашнее задание. Цель: продолжить работать над орфограммой в домашних условиях. | Домашнее задание с.108 упр.202 | Ученики записывают домашнее задание. | Регулятивные ууд: принимают |
Список литературы:
- Электронное приложение к учебнику 3 класс «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
- Учебник 3 класс «Русский язык» Школа России, В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
- Н.С.Мельник «Русский язык. Учебное пособие для 3 класса».
- Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Н.Н.Ушаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)
Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
Конспект урока "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"
Конспект урока 3 класс ОС Школа 2100...
конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова
На уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной,...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...
Конспект урока "Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова" 3 класс УМК "Школа России"
Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова...