№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД (конкретизиро вать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) | Время (в мин.)
| Средства обучения |
I. | Организа ционный момент | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Поприветствуйте наших гостей, которые пришли посмотреть, что вы знаете и умеете по предмету и как применяете полученные знания на практике. Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Запишите число, классная работа. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих возможностях, знаниях!
| Дети организуются для работы. Запись даты: 6 октября | КоммуникативныеПроявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | 2 мин. |
Алгоритм посадки во время письма. Слайды №1,2
Слайды №3,4
|
2. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся.
| - Проверим домашнее задание: тетради ваши сданы на проверку, поэтому по памяти -Какие слова вы подобрали к схемам?
- Что повторили? Для чего? - Какие знания и умения нам необходимы на уроке? -Какие правила и законы нам могут пригодиться на уроке?
-Кто испытал затруднения при выполнении задания? -Где можно было получить нужную информацию?
| -Ответы детей. (разбор любых четырёх слов по составу)
-Можно было посмотреть таблицу на стр.52 в учебнике.
| Предметные: понимают задание, как его надо выполнять. Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| 3 мин. |
|
3. | Актуализация знаний.
| На экране высвечивается слайд со словами К.Г.Паустовского: Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». -посмотрите на экран и скажите, как вы понимаете высказывание известного вам писателя К.Г.Паустовского? -Правильно, ребята. Русский язык богат. Каждый человек должен стремиться к культуре речи, бережно относиться к языку, быть грамотным. -Посмотрите ещё раз на высказывание К.Г.Паустовского и скажите какая орфограмма « спряталась» в словах?
-Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, выделите орфограмму и объясните её написание.
Коррекция и помощь в формулировании ответов. |
Мнения детей. -Русский язык богатый. В нём много разных слов, которыми можно выразить свои чувства. -Каждый человек должен быть грамотным.
-Я вижу слово с непроизносимой согласной, солнце. -Есть слова с парной согласной, трав, слов, лесов. -Больше слов на правописание безударной гласной в корне слова, воды, дождей, лесов, полей, цветов. -Да, есть слова с проверяемой гласной, а есть слова с безударной гласной в корне, которую нужно запомнить.
Взаимопроверка (слайд№7) | Предметные: понимают задание, как его надо выполнять. Метапредметные : Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | 3 мин. | Слайд № 5
Слайд №6 |
4. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Постанов ка цели и задач урока. |
- Самоопределение деятельности
Кто догадался, какова же тема урока?
-Мы определили тему урока. -Какие задачи ставим перед собой?
(Коррекция и помощь в формулировании ответов) -Правильно, ребята. В течение урока мы будем отвечать на вопросы ЧТО |
НАДО ПРОВЕРЯТЬ? | ГДЕ | КАК | ЧЕМ | ДЛЯ ЧЕГО |
Мы определили тему урока, поставили цель урока. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании слов с безударной гласной в корне слова. Попытайтесь доказать себе, что вы умеете и слышать, и видеть безударные гласные в словах. Если удастся это сделать- тогда можно с уверенностью сказать, что у нас всё получится. | Чтение слайда.(Слайд «Правописание слов с безударной гласной в корне слова») -Будем проверять свои знания. -Будем учиться подбирать проверочные слова. -Посмотрим, чему научились и что знаем по этой теме. -Будем учиться не делать ошибок, а то скоро контрольная работа.
| Предметные: формулировать тему урока, учебную задачу. Личностные: проявлять любознательность при получении знаний. Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
| 3 мин | Слайд №7 |
5. | Примене ние знаний и умений в новой ситуации .
| - Алгоритм действий при проверке безударных гласных в корне слова.
-Посмотрите на доску и скажите, какие буквы лишние? -Правильно. ( На доске остались буквы: а, о, и, е, я ) -Что объединяет эти буквы? -Правильно, это гласные , которые могут стоять в слабой позиции. -Ответим на первый вопрос: что надо проверять? Почему? Где надо проверять? Раз у нас речь пойдёт об орфограмме в корне слова, значит надо вспомнить, что такое корень слова. -Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему? -Можно ли доверять гласной на слух? Почему? -Как надо проверять? -А ещё как? Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова? Вывод: Как проверить безударную гласную в корне? На экране высвечивается правило. Чем надо проверять? -Все ли гласные можно проверять применяя это правило? - Как называют слова, в которых нельзя проверить безударную гласную? -Как поступить в этом случае? -Хотите попробовать выполнить работу с безударными гласными без ошибок?
| - Буква ё, потому что она всегда стоит под ударением. - Буква у , так как в слабой позиции её проверять не надо.
-Они обозначают гласные звуки, это гласные-мины, на которых можно взорваться. - Гласные а, о, и, е, я могут стоять в слабой позиции. -Надо проверять в корне слова. - Корень- это главная часть родственных или однокоренных слов. - Безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях нельзя проверять ударением. Для этого есть другие правила. -Безударной гласной на слух доверять нельзя, её надо проверить. -Надо подобрать проверочное слово. Дети проговаривают правило хором. -Если безударная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение. -Нет, не все слова. - Слова с непроверяемой безударной гласной в корне называют словарными. -Написание таких слов нужно запомнить или посмотреть в словаре. -Попробуем. | Предметные: выстраивают модель алгоритма; формулируют правило.
Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о глаголе; уметь формулировать правило. Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге.
| 4 мин | Слайд №8 (а о и ё е у я)
Слайд№9 а, о, и, е, я
Слайд№ 10 На экране высвечивается правило. |
6. |
Физминутка музыкаль ная. Цель: Снять напря жение с мышц шеи, лица, рук, ног, спины. | -Перед выполнением нелёгкого задания отдохнём. Наберёмся сил.
|
Выполняют упражнения вместе с героями слайда | Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу Формирование коммуникативных умений. | 2 мин. | Слайд № 11 |
7. | Закрепле ние | -- Какую годовщину Победы отмечает наш народ в этом году? - Сегодня мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа. Сегодняшний урок посвящаем победе Советского народа над фашистами. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.
А сейчас каждый сможет проверить свои знания по данной теме. Упражнение «Закрой окошки» и выдели корень слова. От смелого смерть б-жит, враг перед смелым др-жит. Б-яться смерти – поб-дителем не быть. Одно нужно стр-не – быть храбрым на в-йне. - Что повторили? - Для чего вы выполняли это задание? Оцените свою работу на этом этапе. Являются ли эти действия новыми для вас? - Самостоятельная работа по учебнику упр.90 стр. 57
Работа в парах. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте соседа. У кого нет ошибок, поставьте «+». - У кого есть ошибки, руку поднимать не нужно, мысленно скажите себе: « Я должен повторить алгоритм проверки и написания безударной гласной в корне слова.» - Поднимите руку те, кто может похвалить соседа. - Что мы проверили? - Какие слова вызвали затрудненния? -Кто может помочь Саше проверить слова раскалилось и раскололось? -Повторите, что мы закрепляем сегодня на уроке? - Поднимите руку, кто считает, что хорошо усвоил тему правописания слов с безударной гласной в корне слова ?
|
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
-Слова раскалилось и раскололось. -Раскалилось(железо)-стало очень горячим-накал, а полено раскололось- колет. | Предметные: применять знания в выполнении задачи.
Метапредметные : Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
| 10 мин. |
Слайд № 12
Слайд № 13 (Для взаимопроверки)
Слайд № 14 (Для взаимопроверки) |
8 | Обобще ние и системати зация знаний | Уровневая самостоятельная работа. Сегодня мы с особым чувством вспоминаем о годах великой Отечественной войны, трагическом историческом событии в жизни нашего народа.Эта страшная война длилась долгие четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего. -А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. Сейчас вам предстоит справиться с трудным заданием. - 1.Прежде чем начинать работу, вы должны выбрать задание по уровню сложности. (выбрать из трёх вариантов) Красный– сложный уровень Зеленый– средний уровень Синий– слабый уровень. 2. Самостоятельная работа по карточкам. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно предложить выполнить практическое задание (Компьютер, электронное приложение)
|
Самостоятельная работа учащихся
-70 лет Победы в Великой Отечественной войне. -Мы и проект выполняли «Живи и помни».
Дети выбирают из трёх вариантов.(3 уровня)
| Предметные: Учащиеся отработают правило проверки безударной гласной в корне слова. Познавательные: выполняют задания творческого и поискового характера; Регулятивные: определяют успехи и трудности.
Коммуникатив ные: -принятие решения;
| 5 мин | 1.Индивидуальные карточки Красный– сложный уровень К выделенному слову подбери однокоренное с безударной гласной в корне слова Если ты храбр – покажи свою храбрость на поле боя. Один в поле не воин. Смерть бежит от штыка храброго. Дополни пословицу: С р-дной _____ умри , а не _____. Для Родины св-ей ни сил, ни жизни не____ Зеленый– средний уровень Замените предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму. - Человек, который выиграл сражение. (Победитель)
- Антоним слова мир.(Война)
- Награды за боевые заслуги
Во время войны.(Ордена и медали) - Смелый, отважный человек.
(храбрец) - Человек, принимающий учас
тие в военных действиях(Боец)
Синий– слабый уровень. Вставь пропущенную букву, напиши Проверочное слово. . Г-рдится отец, что у него сын хр-брец. Б-яться смерти – поб-дителем не быть.
2.Компьютер, электронное приложе ние |
9 | Итог урока | - Проверка.
Какой темой объединены все слова в ваших карточках? - Рассказ о Тихвине.
- Тихвину принадлежит большая роль в событиях первого периода войны, в битве за город Ленинград. - Когда фашисты окружили г. Ленинград кольцом блокады, в город трудно было доставить продовольствие. Единственная ниточка, которая связывала город со всей страной, была железная дорога. Гитлеровцы хотели отрезать и эту связь, чтобы г. Ленинград сдался. Они бросили все силы на захват г. Тихвина. 8 ноября 1941 года, после ожесточённых боёв, фашисты овладели им. Лишь 1 месяц находился Тихвин под властью гитлеровцев. Но и за этот срок они сожгли и уничтожили много жилых домов, учреждений, школ, все библиотеки, краеведческий музей. Тихвинский монастырь был превращён гитлеровцами в застенок, где они жестоко расправлялись с мирным населением. Захватив Тихвин, фашистские танковые колонны двинулись дальше вглубь нашей страны, но были остановлены у д. Астрача, где советские бойцы стояли насмерть. 9 декабря г. Тихвин был освобождён. Освобождение Тихвина позволило усилить подвоз продовольствия, и 25 декабря 1941 года хлебный паек, выдаваемый ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта, был увеличен на 75 - 100 граммов.
Поэтому, ребята. г. Тихвину и д. Астрача принадлежит большая роль в событиях первого периода войны, в битве за город Ленинград. Каждый приезжающий теперь в Тихвин обращает внимание на свидетельства героического прошлого города-воина. Неподалеку от деревни Астрача, на стыке с Тихвинским районом, находится мемориал погибшим во время Великой Отечественной войны (мемориал "Воинам-освободителям). Там похоронено более 600 солдат. И традиционно 9 мая каждый год здесь собираются ветераны, блокадники из Тихвина, Бокситогорска, Пикалева. – Проверяем! - Почему решили выбрать именно эту карточку?
Определите качество успеха. Зелёный – хорошо усвоили материал; Жёлтый– не хватает практических навыков, плохо знаю таблицу умножения. Красный – еще нужно работать, много допускаю ошибок.
2 Кто хочет проверить своё умение определять на слух безударную гласную в корне слова? -Пишем небольшой диктант? .Война не обошла стороной ни один город, ни одно село, ни одну семью. Вот что написал Саша Шнуров (текст диктанта) Мы живём в небольшом селе Анисимово. Более трёхсот моих односельчан погибли на фронтах войны. Каждая семья потеряла родного человека. (самопрверка) - Пришло время подвести итоги нашей работы. - Чему был посвящен урок? - Что повторили? - Что нового узнали? Какую цель ставили? Достигли цели? Какое задание было интересным? При выполнении какого задания испытывали трудности? Кто стал считает, что стал грамотнее? Заполним лист самооценки. - Какой праздник отмечала вся наша страна?
- Полезен ли для вас был сегодняшний урок? - Сегодня мы повторили пройденный материал, а также вспомнили о том, что 9 мая наша страна отмечала 70 годовщину Великой Победы. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
ВЫВОД: Сегодня мы думали, рассуждали, слушали, считали, писали. - Вы сегодня доказали, что совместный труд, стремление узнать что-то новое привело вас к победе. |
-Тема войны и храбрости.
-
Хотелось проверить себя.
Ученики показывают светофорики
-Конечно хотим проверить, скоро ведь диктант.
Запись предложений под диктовку.
- Мы повторяли правописание слов с безударной гласной в корне слова. - Наша цель была: Развивать умение проверять написание безударных гласных в корне слова. -Мне интересно было исправлять ошибки в тексте. - Интересно было выполнять практическое задание на компьютере. -Трудновато было найти проверочные слова к словам раскалилось(железо) и ракололось(полено)
|
Предметные: применять знания в выполнении задания.
Метапредметные : Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников
Личностные: Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересован ность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
| 8 мин |
Слайд (Самопрверка) |
10 | Информа ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне нию .
| Домашнее задание для тех, кто не боится трудностей – стр.57, упр.91 для всех – Рабочей тетради самостоятельно выбрать и выполнить упражнение по теме нашего урока. Прочитайте задание про себя ,что будете дома делать? У кого есть вопросы?
|
| Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Личностные: осознавать смысл изучения.
| 2 мин |
|
11. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: формировать у школьни ков самооцен ку. | Цели: - оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после урока. - Возьмите соответствующий смайлик и прикрепите на доску.
не испытывал трудности, было легко
были затруднения, с помощью учителя преодолел их. не смог выполнить задание Продолжите мои предложения: -Было интересно… -Было трудно… -У меня получилось…
заполняем рефлексивные листы
Оправдались ваши желания об уроке? Прошу ответить в рефлексивных листах.
Рефлексивный лист
Мне было _______________ на уроке. (интересно, скучно, легко, трудно) Я учился ____________________________
Я работал (а) с____________настроением.
Мне было сложно, когда ___________________.
Сегодня на уроке я заслужил (а) отметку______________
2.- Давайте оценим свою работу (светофорик). Определите качество успеха. Зелёный – хорошо усвоили материал; Жёлтый– не хватает практических навыков, плохо знаю таблицу умножения. Красный – еще нужно работать, много допускаю ошибок.
Оценки за урок…. - Сколько «+» у вас?
|
|
| 2 мин |
|