Технологическая карта по русскому языку для 3 класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Шроо Татьяна Александровна

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи урока.

Обучающие: формировать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

  1. охарактеризовать грамматические условия определения одушевленности/ неодушевленности существительных;

Развивающие: совершенствовать умение школьников создавать монологическое высказывание (логически излагать свои мысли, аргументировать и доказывать) в процессе устного ответа по предмету; развивать аккуратность, грамотность при письме; развивать зрительное и слуховое внимание школьников через организацию работы с различными средствами наглядности (анализ языкового материала на слайдах, слуховое восприятие художественного текста);

  1. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитательные: развивать интерес к русскому языку; воспитывать у школьников интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке; формирование осознания смысла своих учебных действий

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют анализ слова, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rus._yaz_shroo_t.a.docx107.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №18»

(МБОУС(К)Ш№18)

Урок русского языка в 3в классе по теме:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

                                                    Подготовила учитель начальных классов

                                                                                                                                       Шроо Татьяна Александровна

2018 год

г. Новый  Уренгой

                                                                   

                                                                           Технологическая карта урока

        

Ф.И.О. учителя: Шроо Татьяна Александровна    

Класс: 3 «в».

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи урока.

Обучающие: формировать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

  1. охарактеризовать грамматические условия определения одушевленности/ неодушевленности существительных;

Развивающие: совершенствовать умение школьников создавать монологическое высказывание (логически излагать свои мысли, аргументировать и доказывать) в процессе устного ответа по предмету; развивать аккуратность, грамотность при письме; развивать зрительное и слуховое внимание школьников через организацию работы с различными средствами наглядности (анализ языкового материала на слайдах, слуховое восприятие художественного текста);

  1. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитательные: развивать интерес к русскому языку; воспитывать у школьников интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке; формирование осознания смысла своих учебных действий

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют анализ слова, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия и термины: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Начальная форма имени существительного. Лексическое значение слова.

Образовательные ресурсы: Учебник Русский язык авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение» 2016 год, с. 12–14. Схема «Имя существительное», наглядный материал, разноуровневые карточки , тест, мультимедийная презентация, индивидуальные компьютеры.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

                                                                                 Ход   урока

     Этапы   урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Мотивирование к учебной деятельности

2 мин

2.Актуализация знаний

 7 мин

Здравствуйте ребята, гости.                           Слайд 1-2

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости рады им всегда.

Так начнём работать? Да!

Прозвенел звонок и вот

Начинается урок.

Выберите солнышко (кто уверен в своих силах) или тучку (кто опасается, не уверен, сомневается)

Тихо в классе,

Тихо в школе,

Всё на месте,

Все готовы?

Тихо сели.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".                                                   Слайд 3

Как вы ее понимаете?

-Мы получили приглашение в гости от одной части речи.

Её имя зашифровано в телеграмме.

Отгадайте часть речи и узнаете, у кого мы сегодня погостим.

Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам                             Слайд 4

-Вспомните определение имени существительного.

Начните со слов: «Имя существительное – это …»

                                                                       

-Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи.

-Первобытные люди, далёкие наши предки, познавая окружающий мир, давали названия незнакомым предметам. Эти названия закрепились в нашем языке.

Без имени существительного невозможно общаться.

Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных:

Холодный - …                                    Слайд 6

дружный - …

снежный - …

добрый - …

радостный  - …

Посмотрите на образованные существительные. Что они обозначают?

Помните! Предметом считается не только то, что можно увидеть или потрогать, а вообще всё, о чём можно спросить  кто это?  что это?

- А скажите мне, пожалуйста, зачем вам необходимо изучать данную часть речи? Где вам в жизни могут пригодиться данные знания?

-Предлагаю составить кластер по теме «Имя существительное».    

Работа в группах.

_Проверяем.                        

C:\Users\Татьяна\Desktop\ha6daa09.jpg    C:\Users\Татьяна\Desktop\54e74320.png

-Выбирают тучку или солнышко и прикрепляют на доску.

+Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей 

+Мы каждый день узнаем что-то новое.

+ Мы изучаем тему: «Части речи. Имя существительное».

+Существительное

Слайд 5

+Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая называет предметы и отвечает на вопросы   кто? или что?

Например, слонёнок, улитка, лампа, книга, ручка.

+Образуют слова

Холодный - …(холод)

дружный - …(дружба)

снежный - …(снег)

добрый - …(доброта)

радостный  - …(радость)

+Составление кластера: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?        

+ Составляют кластер

                Существительное

                                 

                       Часть речи

                     Предмет

                       

Кто?

Что?

                

Одушевлённые

Неодушевлённые

3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание   

 9 мин  

Работа в парах.                                                                                                                  1 пара:

1. Чтобы определить тему урока, вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали.             Слайд 7

Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа, собака, вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: кно..ка, м_роз, чудес_ый,_года, ненас_ный, кон_ки.

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку.

У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.

2 пара

1. Чтобы определить тему , вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали. Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа, собака, вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: ч_вствовать, приклю_ения, мальч...к, грус_ный, доч...

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку. У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.

3  пара

Задание

1. Чтобы определить тему урока, вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали.                                              Пассажир, медведь, тетрадь, ворона, астра, сосна, ученик, снег, муха, школа, собака, вода.

2. Сформулируйте тему урока.

3. Вставьте в слова пропущенные буквы: ра...бежался, чудес...ый, п...ссажир, прелес_ный, мыш...

Из вставленных букв составить слово, расположив их по порядку. У вас получилась одна из задач урока. Подойдите к столу учителя, найдите ваше слово, прикрепите на доске.

- Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?

- В каком порядке вы бы поставили эти слова?

Вывод:

-Что объединяет слова первой группы?

- Что объединяет слова второй группы?

-Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными?

- Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными?

- Определите тему урока.

Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».               Слайд 8

Что сегодня нового узнаем об имени существительном?

- Чему будете учиться на уроке?

+Подходят к столу учителя, находят слово, прикрепляют к доске на доске.

п

о

н

я

т

ь

+Подходят к столу учителя, находят слово, прикрепляют к доске на доске.

у

ч

и

т

ь

+Подходят к столу учителя, находят слово, прикрепляют к доске на доске.

з

н

а

т

ь

В таком порядке

+ Отвечают на вопрос кто? называют людей, животных

Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения

+Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

+Будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4.Физминутка

2 мин

А сейчас немного отдохнём –                         Слайд 9

Физминутку - проведём!

Во время паузы после каждого слова вы будете выполнять движения.

Если это одушевленное имя существительное – ~ поднимите руки вверх, если неодушевленное - руки вперёд.

Если встретили другую часть речи, то надо присесть.

Кролик; яблоко; жёлтый; отец; музыкант; уходить; ты; гроза; лететь; ребёнок; злая; собака; часы; сказочный; день; солдат; смех; цвести; цветок.

Или музыкальная физминутка «Четыре стихии»

                                                                           Слайд 10

+Выполняют упражнения

5. Работа над темой урока

10 мин

6.Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

 6 мин

1. Работа в парах.                        Слайды 11  -16                                                                  - Будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Гусеница, учебник, море, мышка, солдат, роза, карась, чайка, ледокол, снег, баран.

- Оцените свою работу в группах.

Посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-б класса.

одушевленные       неодушевлённые                                                          

гусеница                 гусеница                                                                    

роза                         роза                                                                                    

мышка                    мышка                                                                          

солдат                     учебник                                                                              

карась                     море                                                                    

чайка                      ледокол                                                                              

баран                      снег                                                                              

                                                                                         

- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика?

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?                          

Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.

- От чего это зависит?

- Как называются такие слова?    

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.

1 вариант – мышка – одушевленное

2 вариант – мышка – неодушевленное

3 вариант – гусеница – одушевленное

4 вариант – гусеница – неодушевленное

5 вариант – роза – одушевленное

6 вариант – роза – неодушевленное

- Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу.

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.                                                                                   -Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?                                                               Где можем уточнить? (Уточняют в толковом словаре значения слов, в учебнике вычитывают правило. Сравнивают со своими предположениями.

2.Работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.                                                                            - С какой целью проводим самостоятельную работу?                                                                                     1 уровень                                                                                                                               Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.  Синица, лед, снегирь, шарф, шуба,  Снегурочка, зима.                                                                                                              2 уровень                                                                                                                      Спишите предложения. Над существительными  надпишите од. или неод.   Наступила зима.  Белое пушистое одеяло  укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.                                                                                                           3 уровень Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.                                                                                                                            К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые. На, орехи, приготовила, белка, зиму.                                                                                                                     

Самопроверка (ответы на карточках с обратной стороны)  и взаимопроверка 3 уровня.                                                                      

+Ученица сомневалась, не знала куда записать.

Слайд 11

+От лексического значения слова в предложении.

Мышка (животное, компьютерная )                                         гусеница (насекомое, танка)                                                    

роза (имя, цветок)

+Многозначные

+Киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук

+Салихов М., Вакуленко Д, Гаджиев Э.- составляют предложения из данных слов

(индивидуально по карточкам)

+Оцените свою работу

+ Закрепить , полученные знания 

+Выполняют разноуровневые карточки.

+Закрепить, полученные знания

1 уровень-Вакуленко Д., Салихов М., Гаджиев Э.

Синица, лед, снегирь, шарф, шуба,  Снегурочка, зима.                                                                                                             

2 уровень - Азизли У., Усенко Т.,Мисюта И.

Наступила зима.  Белое пушистое одеяло укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.                                                                                                           

3 уровень-Топалов А., Клековкина А.

К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые. На, орехи, приготовила, белка, зиму.                                                                                                                     

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

3 мин

- Чтобы проверить хорошо ли вы поняли тему урока, я вам предлагаю ответить на вопросы теста:    

Индивидуальная работа по компьютеру.

1).На какие вопросы отвечают имена существительные?

а) Кто? Что?                                                                                                                             б) Какой? Какая? Какое? Какие?                                                                                                  в) Что делать? Что сделать?                                                                                                                    г) Как? Почему?

2).Какие слова называются неодуш. им. сущ?

а) Слова, обозначающие людей.                                                                                                                                 б) Слова, обозначающие остальные предметы, кроме людей и животных.                        

в) Слова, обозначающие людей и животных.                                                                                г) Слова, обозначающие животных.

3).Укажи имена существительные:

а) Добрый                                                                                                                     б) Голодно                                                                                                                                     в) Синица                                                                                                                                       г) Кормить

4).Укажи одушевленные имена существительные.

а)  Дерево                                                                                                                                          б)  Забота                                                                                                                                       в)  Снег                                                                                                                                           г)  Люди

  1. 5).Как узнать одушевленное существительное или неодушевлённое?

а) задать вопрос                                                                                                                      б) определить значение слова                                                                                                         в) задать  вопрос и определить значение слова                                                                                    г) спросить у товарища

Самопроверка: 1-а  2-б   3- в  4- г    5 – в                                                                                                                                                                                                                   - Что мы хотели узнать сегодня на уроке?                                                                                                                                                                        - Что надо сделать, чтобы определить одушевлённое  или  неодушевлённое имя сущ.?                                                               Поиграем в игру.                                   Слайд 17

Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет».

Среди данных слов найдите лишнее.

Объясните, почему вы выбрали это слово.

Наш урок подошёл к концу.

Вы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:                                                                                                                                         Я узнал …                                                                                                                                                      Я вспомнил…                                                                                                                                                      Я тренировался …                                                                                                                                            Я горжусь …

Солнышки и тучки (что осталось непонятным)

+ Отвечают на вопросы теста

+Самопроверка: 1-а  2-б   3- в  4- г   5 – в

+Как отличить одушевлённое имя существительное от неодушевлённого.

+ Определить значение слова, задать вопрос                                                             

+Находят лишнее слово и объясняют

                     Слайд 18

Солнышки и тучки (что осталось непонятным)

-Ученики изменяют или оставляют картинки (по итогам урока)

C:\Users\Татьяна\Desktop\ha6daa09.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\54e74320.png

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

1мин

Пополните составленную нами сегодня на уроке памятку- кластер «Одушевлённые/неодушевлённые имена существительные» своими примерами (по 5 примеров одушевлённых и неодушевлённых имён существительных).                                         Слайд 19

Оцените свою работу на уроке. Учитель комментирует. (согласен или нет)    

Слайд 20   Спасибо за работу и внимание!                                  

+ Показывают карточки с оценками. (2,3,4,5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...