Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным) в корне слова.
Планируемые результаты
Предметные
знать: правило “правописание слов с нулевым звуком в корне”.
уметь: применять правило при выполнении упражнений.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30.04.19 ФИО учителя: Добрикова В.Н.
Школа: 148 ФИ студента: Насибуллина Милена, 36 гр.
Класс: 2 «Г» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 209
Конспект урока русского языка
Тема: Самое загадачное чередование согласных в корне слов.
Чередование настоящего звука с нулевым звуком.
Цели деятельности учителя: повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным) в корне слова.
Планируемые результаты
Предметные
знать: правило “правописание слов с нулевым звуком в корне”.
уметь: применять правило при выполнении упражнений.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: систематизация знаний.
Оборудование: УМК Система «Перспективная начальная школа» учебник Русский язык 2 кл.: Учебник: В 3 ч./ Е.И. Матвеева.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2 .
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Фронтальная форма работы -Здравствуйте ребята, меня зовут Милена Ранисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Теперь все посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся на свои места. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа
Практический: чтение упражнения, совместное обсуждение Вид упр.: списывание с доп.заданиями Наглядный: презентация Словесный: беседа, обсуждение Частично-поисковый: наблюдение; выбор ответа на поставленный вопрос. Выборочное воспроизведение с комментированием. | 5 мин | Фронтальная форма работы -Ребята, начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Открыли рабочую тетрадь на с. 65. -Будем проверять упражнение таким образом: 1 предложение - 1 ученик. Отвечающий должен прочитать предложение, объяснить написание слова, где пропущена буква. Кто хочет начать? -Какие слова указывают на то, что природа для автора живая? -Замечательно! Кто зачитает нам грамматическую основу из выделенных предложений? -И последнее, кто готов выйти к доске и записать звуками слово “час”, и потом зачитать характеристику каждого звука. -Отлично! Вы все справились с домашним заданием, что меня очень радует. | Воспринимают поставленную им задачу. -Солнце над лесом, Лучами играет. В слове “солнце” попущена буква “л” - это нулевой звук. Проверочное слово “солнечный”. -Дальше деревня В поля убегает. В слове “деревня”, в корне “дерев” пропущены буквы “е”. Это словарное слово, его нужно запомнить. “Поля” - пропущена буква “о” в корне “пол”. Проверочное слово - поле. “Убегает” - в корне “бег” пропущена буква “е”, проверочное слово бег, разбег... -Солнце село. Поздний час. А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она. -играет,убегает, село, ходит... -деревня (пред.) убегает (дей.); волна (пред.) ходит (дей.) - [ч’ас]. ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко), шипящий а — [а] — гласный, ударный с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный). В слове 3 буквы и 3 звука. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции. |
III. Постановка учебной задачи Языковой анализ: выборочное списывание с доп.заданиями Практический: выполнение упражнения Словесный: беседа Наглядный: рассматривание слайда Подводящий диалог | 5 мин | -Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Посмотрите на слайд. Вам дан маленький текст, где есть различные орфорграммы. Ваша задача записать в тетради только те слова, где есть нулевой звук, и устно подберите к ним проверочные слова. Всем понятно задание? Как закончите, поднимите руку, мы вместе проверим. Я поз...но проснулся. Ярко св...тило со...нце. У меня было ч...десное настроение. В нашем саду распустились прелес...ные цветы. -Давайте сейчас быстро проговорим остальные орфограммы из текста... -Ребята, слова с какими орфограммами вы выписали? -Как вы думаете, над чем мы будем работать? Какой будет тема нашего урока? -Верно, а кто сформулирует цели? -Отлично. Сегодня мы с вами будем повторять правописание слов с нулевым звуком. Будем выполнять различные упражнения по теме. | Слушают задание от учителя. Выписывают в тетради слова, с нулевым звуком: Поздно - в корне “позд” пишем “д”, пров.слово - опоздание, опоздать. Солнце - в корне “солн” пропущена “л”. Пров.слово - солнышко... Прелестные - в корне “прелест” пропущена “т”, пров.слово - прелесть(и)... Отмечают оставшиеся орфограммы в словах. -Мы выписали слова с нулевым звуком... -Мы будем повторять написание слов с нулевыми звуками... - повторить правило по орфограмме “правописание слов с нулевым звуком”, выполнить упражнения по теме. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: объяснение упражнения Практический: выполняют упражнение Вид упр.: списывание с доп. заданиями Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия Частично-поисковый: наблюдение; выбор ответа на поставленный вопрос Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия Частично-поисковый: наблюдение; выбор ответа на поставленный вопрос Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия | 11 мин | Индивидуальная и фронтальная формы работы. -Откройте учебники на с.140 и найдите упр.147. Кто прочитает вслух задание? -Вам даны два столбика со словосочетаниями. В одном столбике по 6 словосочетаний. Видите, что перед словосочетаниями стоят скобки? В них вам нужно написать проверочное слово к слову из данного словосочетания. -Вы будете работать по вариантам. 1 варианту достается первый столбик, а 2 - второй. Пишете так же в столбик, сначала проверочное слово, потом само слвосочетание. Не забывайте подчеркивать орфограммы в словах. После, вы обменяетесь с соседом тетрадями и проверите его работу. Если найдете ошибку или вам кажется, что есть ошибка - вам нужно будет аргументировать свой ответ, доказать, что это ошибка. -Поднимитесь со своих мест. Давайте проведем динамическую паузу. Физминутка | Слушают учителя. Ученик читает вслух задание. Выполянют задание. Примерные ответы детей: Провер.слово (весточка/известен),есть буква Т, поэтому мы пишем - известТный поэт. Провер.слово (власть),есть буква Т, поэтому мы пишем - властный голос. Провер.слово (честен),есть буква Т, поэтому мы пишем - чесТный поступок. Провер.слово (место),есть буква Т, поэтому мы пишем - месТное время. Провер.слово (опасен),нет буквы Т, поэтому мы пишем - опасный зверь. Провер.слово (уста),есть буква Т, поэтому мы пишем - усТный ответ. Провер.слово (чудесен),есть буква Т, поэтому мы пишем - чудесный день. Провер.слово (прелесть),есть буква Т, поэтому мы пишем - прелесТный день. Провер.слово (контраст),есть буква Т, поэтому мы пишем - контрасТный душ. Провер.слово (горесть),есть буква Т, поэтому мы пишем - горесТный взгляД, пишем Д - это парная согласная в корне, взгляДы. Провер.слово (прекрасен),нет буквы Т, поэтому мы пишем - прекрасный день. Провер.слово (вкусен),нет буквы Т, поэтому мы пишем - вкусный обеД - парная согласная в корне, обеДать. Обмениваются тетрадями. Осуществялют проверку. Повторяют движения за героями видеоролика. | П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания Л.: уметь воспринимать новую информацию. К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: выполнение задания. Практический: выполнение упражнения. | 7 мин | Индивидуальная форма работы. -Сейчас проведем небольшой словарный диктант. Я буду диктовать вам слова, с различными орфограммами. А вы будете их фиксировать у себя в тетрадях и подчеркивать орфограмму. Каждое новое слово один из вас будет записывать на доске, и мы вместе будем обсуждать наши действия. Праздник, молоко, ненастный, снег, капустный, чудный, грустный, телефон, здравствуй, чаща. | Воспринимают поставленную им задачу. Записывают слова в тетрадях, подчеркивают орфограмму, участвуют в обсуждении, по одному работаю у доски. | П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: самостоятельная работа, взаимооценка. | 6 мин | Индивидуальная форма работы. -Вы получили карточки для самостоятельной работы. Карточки у вас по вариантам - 1 и 2. В карточках будет дан текст, в нужных словах, вам нужно вставить пропущенные буквы, при этом вы должны выделить корни в этих словах. Потом вы сдадите мне свои работы, до конца урока их проверят, на перемене узнаете свои оценки. Кто не понял задание? В...сна Последний сне... сходит с п...лей. Звенят по оврагам ручейки. Л...мают зимний лё... реки. В...сной ож...вает з...мля. На д...рев...ях набухли клейкие поч ...ки. Появились первые цв...ты. Ходят по п...лям и доро...кам гр...чи. Вес...ло чирикают шустрые в...р...бьи. Птицы рады со...нцу. | Воспринимают услышанное учителем. Приступают к выполнени самостоятельной работы. | Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа Наглядный: презентация Словесный: беседа | 4 мин | Фронтальная форма работы. Индивидуальная форма работы. - Ребята, сегодня мы с вами повторяли правило написания слов с нулевым звуком в корне. -Что такое нулевой звук? -Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? -Замечательно! -Посмотрите на слайд. Вам дан текст. Ваша задача - прочитать текст и исправить ошибки. Будем работать в определенном порядке: с первого предложения. Кто нашел ошибку - поднимает руки и доказывает, что там есть ошибка. -Внимательно изучите текст... Кто готов ответить? В саду. У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья. Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки. | Выслушивают вопросы учителя, осмысливают их, дают свои ответы: -Это непроизносимая согласная в корне слова. -Сначала нужно подобрать проверочное слово, например, солнце, нулевой звук “л”, проверочное слово - солнышко, солнечный. В проверочных словах согласная “л” не исчезает, значит в слове “солнце” нужно писать букву “л”. Приступают к упражнению.
Изучают текст на слайде. Находят ошибки в тексте. Танюши - это собственное имя, пишется с большой буквы. В саду - предлоги с существительными пишутся раздельно. УхажИвает - жи/ши пиши через “И”. Марья - имя собств., пишется с большой буквы. ПушИстые, окружИли - жи/ши пиши через “И”. ЧУдесные - чу/щу пиши через “У”. БабоЧКи - ЧК/ЧН пишутся без “ь”. | П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К.: умение полно и точно выражать мысли К.: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: обобщающая беседа | 3 мин | Деятельностная -Ребята, как звучала тема нашего урока? -Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? - Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке? - Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: -Отлично, урок окончен, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. Отвечают на вопросы, делятся мыслями. Записывают домашнее задание. | П.: построение речевого высказывания П.: осуществление синтеза Р.: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".
План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Конспект урока по русскому языку 2 классТема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Цели: учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать внимание, мышление...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание ор...