Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Валиуллина Гульнар Шариповна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности;

5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

  на тему «Правописание удвоенных согласных в корне слова»

учителя начальных классов

Валиуллиной Гульнары Шариповны

2020 г., г. Кукмор

Тема: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание орфограмм корня

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

2.Способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

3.Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

4.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности;

5.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

6.Совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

Знать: правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.

Уметь: писать слова с удвоенными согласными в корне слова; находить способ проверки написания слова;

Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.

Познавательные:

- формировать умение применять свои знания на практике;

- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;

- включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи.

Коммуникативные:

- формировать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- формировать умение планировать время при решении поставленной учебной задачи;

- формировать умения выполнять свои действия по алгоритму;

- формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные:

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала;

- формировать самостоятельность мышления, креативность и оригинальность.

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 

Настрой на работу.

- Ребята, прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова                                                                  

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Девиз нашего урока:

 «Учись, смекай, активным будь!

  И к знаниям откроешь путь!»

- Как вы понимаете это выражение?

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Ответы детей

II. Актуализация знаний

Цель: Подготовка обучающихся к осознанию потребности к построению нового способа действий

-Наш урок мы начнем с минутки чистописания.

 

Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня тринадцатое декабря. Классная работа.

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

мм         пп         лл        рр                                     

– Можно ли сказать, что это слоги?

– Какая буква может быть лишней?

– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка.

– В каком порядке записали буквы?

– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв?

– Поиграем в игру «Доскажи словечко»                                  

1) Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный …  

2) Простудился я вчера

Голова болит с утра

Я закашлялся, охрип

У меня наверно ...

3) Вдоль дороги по бокам

Липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее

Этот путь зовут …

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?

Класс, грипп, аллея

– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.

– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах и выделите корень в каждом слове.

-Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный

П – обозначает глухой согласный звук

лл, мм, пп, рр,

Согласные, удвоенные

- Класс

- Грипп

- Аллея

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

Физминутка

– Сегодня мы с вами будем не просто учениками, а учениками - исследователями.
– Как вы думаете, что может быть  объектом исследований на этом уроке? 

– Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? 

- Ребята, в какой части слова находятся  удвоенные согласные

– Какие орфограммы корня мы знаем? 

– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? 

– О правописании парной  согласной? 

– О непроизносимой согласной? 

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенной согласной в корне?

– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?

- Как убедиться в правильности написания удвоенных согласных в корне слова?

– А какие цели мы должны перед собой поставить? 

Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

- Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне
- Активными, внимательными, помогать друг  другу 

- В корне слова.

- Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная

- Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением.  Например, …
- Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук. Например, …
- Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо. Например, …

Предположения детей

- По орфографическому словарю

-Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Определить способы и средства для реализации учебной деятельности. 

 1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова.  

1) Если в доме много (с, сс)ора,

Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.

– Объясните их значение

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:

Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),

Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),

Чем получить ангину или гри (п, пп)

Проверь себя на экране выходит

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие?

2. Проблемный вопрос:

- Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных?

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго?

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

- Сор — мусор,

ссора — разлад, разногласие

1)Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

2) Спросите, не повысив тона:

Что больше центнер или тонна?

3) Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

4) Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Дети называют слова – рифмы

Сора – ссора, тона – тонна, балл – бал, гриб - грипп

-В написании, лексич. значении

Делают вывод, двойные согласные мы произносим долго

- Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать

V.Реализация построенного проекта.

Цель: Построение и фиксация нового знания.

Классификация слов

– Распредели слова по группам

Килограмм, металл, перрон, Анна, коллекция, балл, колонна, пассажир, троллейбус, ванна, телеграмма, территория, класс.

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными?

- Как произносятся удвоенные согласные в этих словах? Сделайте вывод.

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую

При переносе двойные согласные

разделяй!

кас – са                    цен – ный подарок

тен – нис                 рус – ский язык

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Запишите эти слова.

1 вариант                                   2 вариант

шо-ссе                                   акк-уратно

один-надцать                        пер-рон

расс-каз                                 с-сора

хок-кей                                   груп-па

суб – бота                              бас - сей

1 способ:

мм  килограмм, телеграмма 
нн   Анна, колонна, ванна, 
лл  металл

коллекция, балл, троллейбус
рр  перрон, территория                
СС пассажир, класс

2 способ:

телеграмма        килограмм 

Анна                     металл

колонна               балл

ванна                    класс
коллекция

троллейбус

перрон

территория

пассажир

- К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй  — слова, в которых не произносится долгий согласный звук,  т.  е.  он произносится быстро и без затруднения   

1 вариант  

один-надцать, хок-кей,  суб – бота

2 вариант  

пер-рон, груп-па, бас - сей

     Если у вас все 3 слова выписаны правильно – 5 баллов, 2 слова – 4 балла, 1 слово – 3 балла                                            

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Применить новые знания в типовых заданиях.

Работа по учебнику: с. 105, упр.183

3 ученика выполняют задания у доски

VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой.

Цель: Закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях.

–Ребята, сейчас для вас наступило время для самостоятельного задания.

- Сейчас вы, поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные в корне слова». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

Карточка №1 (задание на «3»)

* Прочитай слова.

* Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова.

* Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

 Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

Карточка №2 (задание на «4»)

  • Прочитай текст.
  • Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.
  • Раздели эти слова для переноса.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. 

 Карточка №3 (задание на «5»)

  • Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек?
  • Спиши, подчеркни удвоенные согласные.
  • Выполняй задание в карточке.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………  .

2. После взлёта самолёт медленно убирает ………………………..  .

3. По широкому ……………………….. мчались машины.

4. Тенистая ………………… привела нас к домику с ……… .

5. Осенью вся наша семья болела ……………………  .

6. ………………стояли на перроне вокзала.

шасси

класс

шоссе

коллектив

аллея

терраса

грипп

пассажиры

Карточка №1

Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

Карточка №2 

В клас-се, Фи-липп, кол-лек-цию, Ал-ла, крос-свор-ды,  груп-па, Ки-рилл, бас-сейн, хок-ке-ист, Ин-на, тен-нис.

1.Дети нашего класса - это дружный коллектив.

2. После взлёта самолёт медленно убирает шасси.

3. По широкому шоссе мчались машины.

4. Тенистая аллея привела нас к домику с террасой.

5. Осенью вся наша семья болела гриппом.

6. Пассажиры стояли на перроне вокзала.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Повторить пройденный материал

Творческая работа (в группах)

– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

•        Суббота, Одесса, касса, пассажир.

•        Класс, теннис, хоккей.

Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Соотнести цели урока и его результата.

К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

– Какой новый секрет русского языка вы узнали?

– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?

– Как проверить написание удвоенных согласных в корне слова?

Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу?

– Чему учились на уроке?

- Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных?

-Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласный произносится долго.

– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

– Оцени свою работу на уроке.

Все получилось, было легко и интересно на уроке -  прикрепите значок зеленого цвета

Я испытывал трудности, но старался  – красного цвета 

- Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Ответы детей

- Нельзя, их нужно запомнить

- Их невозможно проверить, если сомневаетесь, слово находим в орфографическом словаре

- Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными,

познакомились с новыми словами

- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят

X.Домашнее задание

(дифференцированное задание)

1.Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках

Фамилия, имя

нн

сс

тт

рр

                        

2. Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.

ВСЕМ учить словарные слова с удвоенными согласными на стр. 126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект урока по русскому языку по теме Непроизносимые согласные в корне .(обобщение)

Тема:   Непроизносимые  согласные в корне слова  (обобщение).Цель: Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделирован...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах;воспитывать интерес к русскому языку и чтению....

Урок русского языка 2 класс. Удвоенные согласные в корне слова.

Урок направлен на закрепление  умения обнаруживать удвоенные согласные в словах....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Методжический материал включает в себя: конспект урока, карточки (раздаточный материал)....