| Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности | 1.Орг. момент (психологический настрой) | 1. Психологический настрой на деятельность. Учитель: Здравствуйте всем говорить я готова. Все дети: Здравствуйте старинное русское слово. Мальчики: Какие вы хорошие, красивые! Девочки: Какие вы умные и сильные! Учитель: Давайте будем дружно жить! Всем помогать и всех любить! Приветствие гостей. Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать, Начнем же урок, не будем зря время терять!
Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы….» ( выслушиваются ответы 3-4 учащихся). А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Покажите сигнальными значками как вы настроены на работу.
Итак, за работу! - Записывают в тетради число, классная работа.
| Задаёт вопросы. Читает стихотворение.
| Отвечают на вопросы.
Дети записывают в тетради число, классная работа
| КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
Подготовка к работе на основном этапе. | 2.Этап самоопределения | Начнём урок с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать, какие буквы будем писать, давайте отгадаем загадку. Украшал ночную синь Серебристый апельсин, А прошла неделька только – От него осталась долька. Поставьте ударение в этом слове. На какой звук в слове падает ударение? К какой группе мы относим этот звук, когда ставим ударение? Мы его хорошо слышим? А какой звук мы слышим без ударения? Запишите красиво строчную буквуу Какие буквы можно добавить к букве у,звуки которых мы слышим всегда чётко в любой позиции? Допишите их к нашей букве у. А какие гласные мы слышим плохо, когда на них не падает ударение в словах? Запишите эти буквы во вторую строчку: аоеияяиеоа Поменяйтесь тетрадями , найдите самую красивую букву и подчеркните. Коррекция оптической дисграфии - Расшифруйте слова и запишите в тетрадь. ↑ - б, ↓ - д ↑есе↓а, ↑рига↓а, ↑орь↑а.
| Читает загадку, задаёт вопросы
|
Луна
На [ а] Ударный да без ударения [у ]
а о э и я е ю ы
э ы
а о е и я нет | ПУУД: Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.Определять умения на основе изученного правила. Определить круг своего не знаю на этом этапе урока. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
|
|
С какой орфограммой мы познакомились на прошлых уроках? Какое правило написания безударных гласных мы знаем?
СТИХ Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение.
Какие умения сегодня на уроке мы будем закреплять?
Сформулируйте тему урока.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ | Задаёт вопросы. | Умение проверять безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова, а для этого надо уметь подбирать однокоренные слова. | РУУД: Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи. |
Усвоение изученных знаний и способов действий | 3. Этап учебно – познавательной деятельности
| Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете новую тайну. - Сегодня я предлагаю вам провести урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей). - А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! - Сегодня нам с вами предстоит выяснить, как от значения слова зависит выбор правильной буквы в корне. Исследовать тему мы будем по этапам. План исследования - Работа с однокоренными словами.
- Объясни значение слов.
- Изучаем новое правило.
- Решаем орфографические задачи.
- Проблемная ситуация.
- Работа корректора.
- Итог исследования.
|
|
|
|
Реализация построенного проекта | Этап первый “Работа с однокоренными словами”. | Итак, первый этап нашего исследования. - Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка. Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: “Спишите их. Только - не спешите”. Все пишут, а Алёша - нет…- Почему ты не работаешь, Алёша? - А я не знаю, что надо делать. То вы говорите “спишите”, то “не спишите”… -Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся? - Как правильно записать эти слова? - Покажите на своих веерах букву? сп..шите - пишут не сп..шите - спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово). - Отлично справились с заданием, значит, легко нам будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных.
|
|
Алёша подумал, что “спишите” и “спешите” имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.)
|
|
| Мозговой штурм. Этап второй. “Объясни значения слов”. | Объясни с помощью однокоренного слова кого так называют? л_нивый | с_лач | гр_знуля | ч_стюля | б_гун | ст_рушка |
- А теперь решите орфографические задачи. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Не забывайте подчеркивать вставленную букву. 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант– 2 столбик. Самостоятельно с последующей проверкой. Первый вывод: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву в корне? |
|
|
|
|
Этап третий. “Изучаем новое правило”
| - Прочитаем новое правило. - Появляется новое правило (Вывесить табличку- правило.) Дети читают ее вслух. Внимание! В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. Объяснение значения слова – это способ проверки корней! |
ФИЗМИНУТКА. Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали. Ножками потопали 1, 2, 3. Ручками похлопали 1, 2, 3 Мы походим на носках, а потом на пятках, Все проверили осанку и свели лопатки. - В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах: носами – ''о'' (рисуем носом) ногой - ''о'' бедром - ''е'' глазами – ''а''
|
|
|
|
Первичное закрепление во внешней речи | Этап четвертый “Реши орфографические задачи”
| Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи на подготовленных листах Как будете действовать, вставляя нужную букву? (Будем объяснять значение слова) Карандаш к работе готов? Зап . вать лекарство (пить) Зап . вать песню (петь) Б . чок для мусора (бак) Ложись на б . чок (бок) - Вывод: Что помогало нам решать орфографические задачи? (ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ) - Почему? (Указать на правило и зачитываем его вместе из рамочки на доске) - Потому, что объяснение значения слова – это способ проверки корней.
|
|
| Регулятивные: Планирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
| . Этап пятый “Проблемная ситуация”
| 1. (На доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.) Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось. Дима написал своему дружку Пете записку: "приходи с мечом, вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. — Ну как? — Спросил Дима вернувшуюся сестру. — Отнесла. Сказал, что к шести часам придет. — Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему так получилось? 2. Художник по фамилии Путаников нарисовал такие картины. Скажите, какие слова он перепутал?
Мальчик пол.скал собаку. - Устно ребята доказывают выбор букв, а письменно записывают эти пары сочетаний. 3. Вставить в предложение подходящее по смыслу слово.
- Вывод: С заданием справились легко потому, что знаем новый способ проверки корней – это объяснение значения слова.
|
|
| Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Самостоятельная работа | Этап шестой “Работа корректора”.
| - Один ученик второго класса Ошибкин отдыхал летом в деревне у бабушки. И вот он решил написать письмо маме. Но Ошибкин не дружил с безударными гласными, поэтому в его письме оказалось немало странностей. Он разрешил показать вам это письмо. У бабушки летом хорошо. Я купался в рике. После даждей я хадил в лисок за гребами. - Исправьте ошибки, которые допустил Ошибкин Дети получают в печатном виде карточку с письмом Ошибкина и простым карандашом исправляют ошибки Проверка На экране правильный вариант. Оцените себя Кто справился с этим заданием – Кто пропустил 1-2 ошибки – Кто пропустил больше ошибок – |
|
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | . Этап седьмой “Итог исследования”.
| Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему? Правило! - Это и есть еще одна открытая нами тайна! - Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. - А для проверки знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю задание. - Отметьте точками, какую букву нужно вставить в данные слова.
- п.тно
- гр.за
- д.жди
- д.ска
- тр.ва
- п.сьмо
- л.сник
- з.мля
- цв.ты
- сл.ны
|
| о | а | и | е | я | 1 |
|
|
|
| . | 2 | . |
|
|
|
| 3 | . |
|
|
|
| 4 | . |
|
|
|
| 5 |
| . |
|
|
| 6 |
|
| . |
|
| 7 |
|
|
| . |
| 8 |
|
|
| . |
| 9 |
|
|
| . |
| 10 | . |
|
|
|
|
|
.-Соедините по порядку полученные точки - На какую wbshe похоже? |
|
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. |
IX Рефлексия учебной деятельности. Д/з | 7.Рефлексия | - Чему научились на уроке? - Как проверить безударную гласную в корне? - Всё ли понравилось на уроке? - Кого бы вы похвалили? - Кому помогли? Вот закончился урок. Он пошёл, ребята, впрок.
Кто хорошо научился проверять орфограмму безударный гласный в корне? А кто испытывает некоторые трудности? А кому ещё нужна помощь?
Домашнее задание: Облачка разного цвета, чем труднее задание, тем облако темнее. |
|
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: проанализировать и оценить свою работу на уроке Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|