Разработка урока обучение грамоте "Сопоставление звуков Б-П"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Предлагаю конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Сопоставление звуков Б - П".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sopostavlenie_bukv_b_i_p._1_klass.docx | 25.92 КБ |
urok_sopostavlenie_slogov_i_slov_s_b_i_p.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 1 класс.
Тема | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. |
Задачи урока | Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Б и П, развития связной речи. |
Тип урока | Закрепление изученного материала. |
Личностные результаты | Осознают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий, понимают учебную задачу и стремятся её выполнить. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические: сопоставляют слоги и слова с буквами Б и П. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения; дают оценку своим действиям. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Чтение слогов и слов с изученными буквами, чтение предложений и коротких текстов. Согласные, слого-звуковой анализ слов, парные звонкие и глухие согласные. |
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Эмоциональный настрой.
- Настроенье каково?
- Настроенье - во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
3. Приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Что в жизни может вас удивить?
(Явления природы, сюрпризы, неожиданные события, открытия и т.п.)
- А может ли вас что-то удивить в школе?
(Новые знания, открытия по разным учебным предметам).
-Надеюсь, что на этом уроке будет чему удивиться и поучиться.
Прислали как-то в школу
Странное письмо.
В нём только: «Помогите!»
Смотрите, вот оно!
На экране текст: ПОМОГИТЕ! ВИКТОР ПЕРЕСТУКИН.
- Помните мальчика, который не хотел учиться и попал в страну невыученных уроков? Наверное, ему понадобилась наша помощь. Вы готовы ему помочь?
III. Постановка учебной задачи.
1. Создание проблемной ситуации.
Вите нужно было составить и правильно написать два предложения.
ЗИНА И ИРА __ИЛИ СОК.
ВОВА И РОМА __ИЛИ В __АРА__АНЫ.
- Попытайтесь прочитать, что составил мальчик. Выскажите своё мнение. (Дети читают, высказывают предположения).
- С какими буквами у мальчика проблема? (С буквами Б и П).
- Можете предположить, какой будет тема нашего урока?
( Чтение слогов и слов с буквами Б и П).
- Правильно. А также – сопоставление (сравнение) слогов и слов с буквами б и п.
2. Планирование своей деятельности.
- Прежде, чем мы напишем Вите ответ, мы сами должны детально во всём разобраться. А для этого нам необходим план действий.
- Чтобы правильно написать буквы в словах, что надо знать? (Какие звуки они обозначают).
- Правильно. А чтобы различать звуки, что надо знать? (Их характеристику).
- Правильно. Поэтому предлагаю вам такой план действий.
План работы
1) Провести эксперимент со звуками, которые обозначаются буквами Б и П.
2) Дать им сравнительную характеристику.
3) Научиться правильно читать слоги и слова с этими буквами.
- Согласны?
IV. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Звуковой анализ слов.
- Давайте составим схему проблемного слова из первого предложения. (У доски ученик).
- А теперь второго. (У доски ученик).
- Что заметили? (Схемы одинаковые).
- А как звучат слова, одинаково?
- А вас ничего не удивляет? Схемы-то одинаковые, а слова – разные. Как же так?
2. Эксперимент. Поиск путей выхода из проблемной ситуации.
- Давайте разбираться. Попробуем себя в роли учёных-лингвистов и проведём эксперимент, чтобы понять такое интересное и удивительное явление в русском языке.
Работа в парах.
- Назовите первый звук в слове ПИЛИ. А теперь первый звук в слове БИЛИ.
- Вот их мы и будем сейчас исследовать.
- Сначала исследуем звук П’. Повернитесь друг к другу и наблюдайте за движением рта при произношении звука. Медленно произносим.
- Какое препятствие встретил звук? (Губы).
- Сделайте вывод. (Это согласный).
- Какой ещё это звук? (Поднести руку к голосовым связкам).
- Сделайте вывод и скажите друг другу на ушко, какой звук. Теперь озвучим правильный ответ. (Глухой).
- Какой гласный стоит после П’? Сделайте вывод. (Мягкий звук).
- А теперь подведём итог эксперимента. Дайте полную характеристику звуку. (П’ -согласный, глухой, мягкий).
- Запомните это.
На экране таблица
[ П’] |
СОГЛАСНЫЙ |
ГЛУХОЙ |
МЯГКИЙ |
Аналогичная работа со звуком Б’.
На экране таблица
[ Б’] |
СОГЛАСНЫЙ |
ЗВОНКИЙ |
МЯГКИЙ |
3. Выводы.
На экране таблица.
[ П’] | [ Б’] |
СОГЛАСНЫЙ | СОГЛАСНЫЙ |
ГЛУХОЙ | ЗВОНКИЙ |
МЯГКИЙ | МЯГКИЙ |
- А теперь сравним характеристики звуков. Чем они похожи?
- А чем отличаются? (Один - звонкий, второй – глухой). Как мы называем такие звуки, которые произносятся одинаково, но при произношении одного голосовые связки работают, а другого – нет? (Парные звонкие и глухие согласные).
- Какой буквой обозначается звук [ П’]?
- Какой буквой обозначается звук [ Б’]?
- Какой ещё звук обозначает буква П, Б?
4. Выполнение задания.
- Теперь мы можем вставить пропущенные буквы в предложениях.
(ПИЛИ – первый звук П’, обозначаем буквой П). Аналогично остальные случаи.
5. Работа со слоговой таблицей.
- Рассмотрите таблицу. У Вити и тут возникли проблемы. Помогите ему вставить правильно слоги в пустые ячейки таблицы. Работа «цепочкой» с комментированием.
У детей таблицы
И | Е | А | О | У | Ы | |
Б | БИ | БА | БУ | |||
П | ПЕ | ПО | ПЫ |
- Давайте прочитаем эти слоги.
1) Чтение хором по строчкам.
2) Чтение хором по столбикам.
3) Чтение твёрдых слияний.
- Как вы их определили (По гласным А, О, У, Ы).
4) Чтение мягких слияний.
- Какие гласные показали нам, что согласный следует произносить мягко?
- Вы меня удивили своими умениями работать в паре и своими знаниями. Физкультминутка.
VI. Закрепление полученных знаний и применение их на практике.
1. Работа с текстом учебника «Барсик» на стр. 102.
1) Создание ситуации успеха. Чтение подготовленным учеником текста.
- Видите, как можно научиться читать, если читать систематически? А зачем уметь читать?
- Прочитайте текст шёпотом самостоятельно.
2) Беседа по содержанию:
- Как зовут мальчика?
- Что сделал Витя?
- Из чего он составил слово?
- Кто откатил кубики?
- Какое слово получилось?
- Почему слова Виталик и Барсик пишутся с большой буквы?
3) Чтение «цепочкой».
4) Творческая самостоятельная работа.
На доске слово: КОМПОТ составлено из букв азбуки.
- Какие три буквы откатил котёнок? Кто их уберёт?
- А теперь я вам предлагаю игру «Кто больше?». Составьте и запишите как можно больше слов, которые начинаются с этих букв. Времени у вас 1 мин.
Дети пишут на листочках.
- А победителя я назову на следующем уроке, когда проверю ваши работы.
- А смог бы Витя Перестукин составить слова? Почему? Какие буквы он не смог различить? А вы можете?
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Игра «Правильно-неправильно».
- Приготовьте сигнальные карты и покажите, правильны ли мои утверждения.
1) Витя П. не смог написать слова с буквами З и С,
2) Буква Б обозначает звуки Б и Б’.
3) Звук П – звонкий согласный.
4) Буквы И, Е – показатели твёрдости согласных.
5) Перед гласными А, О,У, Ы согласный звук произносится твёрдо.
2. Беседа:
- Что сегодня на уроке вас удивило?
- Что понравилось делать больше всего?
- Какие встретились трудности?
- Оцените свою работу по шкале на листочке.
Удивительный урок
Мы закончим с вами в срок.
А теперь весь класс встаёт.
Перемена настаёт!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Витя перестукин ПОМОГИТЕ!
ЭКСПЕРИМЕНТ
[ П’ ] СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ И
[ Б’ ] СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ МЯГКИЙ И
[ П’ ] [ Б’ ] СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ЗВОНКИЙ МЯГКИЙ МЯГКИЙ
Б - П ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
КОМПОТ КОТ ОМП
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»
Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д; формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Разработка урока обучения грамоте Звук и буква Щ,щ.
Разработка урока обучения грамоте Звук и буква Щ,щ....
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...