Разработка урока обучение грамоте "Сопоставление звуков Б-П"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Смирнова Елена Николаевна

Предлагаю конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Сопоставление звуков Б - П".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 1 класс.

Тема

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Задачи урока

Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Б и П, развития связной речи.

Тип урока

Закрепление изученного материала.

Личностные результаты

Осознают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий, понимают учебную задачу и стремятся её выполнить.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

логические: сопоставляют слоги и слова с буквами Б и П.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения; дают оценку своим действиям.

Основное содержание темы, понятия, термины

Чтение слогов и слов с изученными буквами, чтение предложений и коротких текстов. Согласные, слого-звуковой анализ слов, парные звонкие и глухие согласные.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Эмоциональный настрой.

- Настроенье каково?

- Настроенье - во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

3. Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Что в жизни может вас удивить?

(Явления природы, сюрпризы, неожиданные события, открытия и т.п.)

- А может ли вас что-то удивить в школе?

(Новые знания, открытия по разным учебным предметам).

-Надеюсь, что на этом уроке будет чему удивиться и поучиться.

                     Прислали как-то в школу

                     Странное письмо.

                     В нём только: «Помогите!»

                     Смотрите, вот оно!

На экране текст: ПОМОГИТЕ! ВИКТОР ПЕРЕСТУКИН.

- Помните мальчика, который не хотел учиться и попал в страну невыученных уроков? Наверное, ему понадобилась наша помощь. Вы готовы ему помочь?

III. Постановка учебной задачи.

1. Создание проблемной ситуации.

Вите нужно было составить и правильно написать два предложения.

ЗИНА  И  ИРА   __ИЛИ  СОК.

ВОВА  И  РОМА  __ИЛИ  В  __АРА__АНЫ.

- Попытайтесь прочитать, что составил мальчик.  Выскажите своё мнение. (Дети читают, высказывают предположения).

- С какими буквами у мальчика проблема?  (С буквами Б и П).

- Можете предположить, какой будет тема нашего урока?

( Чтение слогов и слов с буквами Б и П).

- Правильно. А также – сопоставление (сравнение) слогов и слов с буквами б и п.

2. Планирование своей деятельности.

- Прежде, чем мы напишем Вите ответ, мы сами должны детально во всём разобраться. А для этого нам необходим план действий.

- Чтобы правильно написать буквы в словах, что надо знать? (Какие звуки они обозначают).

- Правильно. А чтобы различать звуки, что надо знать? (Их характеристику).

- Правильно. Поэтому предлагаю вам такой план действий.

План работы

1) Провести эксперимент со звуками, которые обозначаются буквами Б и П.

2) Дать им сравнительную характеристику.

3) Научиться правильно читать слоги и слова с этими буквами.

- Согласны?

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.

1. Звуковой анализ слов.

- Давайте составим схему проблемного слова из первого предложения. (У доски ученик).

- А теперь второго. (У доски ученик).

- Что заметили? (Схемы одинаковые).

- А как звучат слова, одинаково?

- А вас ничего не удивляет? Схемы-то одинаковые, а слова – разные. Как же так?

2. Эксперимент. Поиск путей выхода из проблемной ситуации.

- Давайте разбираться. Попробуем себя в роли учёных-лингвистов и проведём эксперимент, чтобы понять такое интересное и удивительное  явление в русском языке.

Работа в парах.

- Назовите первый звук в слове ПИЛИ. А теперь первый звук в слове БИЛИ.

- Вот их мы и будем сейчас исследовать.

- Сначала исследуем звук П’.  Повернитесь друг к другу и наблюдайте за движением рта при произношении звука. Медленно произносим.

- Какое препятствие встретил звук? (Губы).

- Сделайте вывод. (Это согласный).

- Какой ещё это звук? (Поднести руку к голосовым связкам).

- Сделайте вывод и скажите друг другу на ушко, какой звук. Теперь озвучим правильный ответ. (Глухой).

- Какой гласный стоит после П’? Сделайте вывод. (Мягкий звук).

- А  теперь подведём итог эксперимента. Дайте полную характеристику звуку.                (П’ -согласный, глухой, мягкий).

- Запомните это.

На экране таблица

[ П’]

СОГЛАСНЫЙ

ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ

Аналогичная работа со звуком Б’.

На экране таблица

[ Б’]

СОГЛАСНЫЙ

ЗВОНКИЙ

МЯГКИЙ

3. Выводы.

На экране таблица.

[ П’]

[ Б’]

СОГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

ГЛУХОЙ

ЗВОНКИЙ

МЯГКИЙ

МЯГКИЙ

- А теперь сравним характеристики звуков.  Чем они похожи?

- А чем отличаются? (Один - звонкий, второй – глухой). Как  мы называем такие звуки, которые произносятся одинаково, но при произношении одного голосовые связки работают, а другого – нет? (Парные звонкие и глухие согласные).

- Какой буквой обозначается звук  [ П’]?

- Какой буквой обозначается звук  [ Б’]?

- Какой ещё звук обозначает буква П, Б?

4. Выполнение задания.

- Теперь мы можем вставить пропущенные буквы в предложениях.

(ПИЛИ – первый звук П’, обозначаем буквой П). Аналогично остальные случаи.

5. Работа со слоговой таблицей.

- Рассмотрите таблицу. У Вити и тут возникли проблемы. Помогите ему вставить правильно слоги в пустые ячейки таблицы.  Работа «цепочкой» с комментированием.

У детей таблицы

И

Е

А

О

У

Ы

Б

БИ

БА

БУ

П

ПЕ

ПО

ПЫ

- Давайте прочитаем эти слоги.

1) Чтение хором по строчкам.

2) Чтение хором по столбикам.

3) Чтение твёрдых слияний.

- Как вы их определили (По гласным А, О, У, Ы).

4) Чтение мягких слияний.

- Какие гласные показали нам, что согласный следует произносить мягко?

- Вы меня удивили своими умениями работать в паре и своими знаниями. Физкультминутка.

VI. Закрепление полученных знаний и применение их на практике.

1. Работа с текстом учебника «Барсик» на стр. 102.

1) Создание ситуации успеха. Чтение подготовленным учеником текста.

- Видите, как можно научиться читать, если читать систематически? А зачем уметь читать?

- Прочитайте текст шёпотом самостоятельно.

2) Беседа по содержанию:

- Как зовут мальчика?

- Что сделал Витя?

- Из чего он составил слово?

- Кто откатил кубики?

- Какое слово получилось?

- Почему слова Виталик и Барсик пишутся с большой буквы?

3) Чтение «цепочкой».

4) Творческая самостоятельная работа.

На доске слово: КОМПОТ составлено из букв азбуки.

- Какие три буквы откатил котёнок? Кто их уберёт?

- А теперь я вам предлагаю игру «Кто больше?». Составьте и запишите как можно больше слов, которые начинаются с этих букв. Времени у вас 1 мин.

Дети пишут на листочках.

- А победителя я назову на следующем уроке, когда проверю ваши работы.

- А смог бы Витя Перестукин составить слова? Почему? Какие буквы он не смог различить? А вы можете?

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Игра «Правильно-неправильно».

- Приготовьте сигнальные карты и покажите, правильны ли мои утверждения.

1) Витя П. не смог написать слова с буквами З и С,

2) Буква Б обозначает звуки Б и Б’.

3) Звук П – звонкий согласный.

4) Буквы И, Е – показатели твёрдости согласных.

5) Перед гласными А, О,У, Ы согласный звук произносится твёрдо.

2. Беседа:

- Что сегодня на уроке вас удивило?

- Что понравилось делать больше всего?

- Какие встретились трудности?

- Оцените свою работу  по шкале на листочке.

                              Удивительный урок

                              Мы закончим с вами в срок.

                              А теперь весь класс встаёт.

                        Перемена настаёт!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте Урок подготовила Смирнова Елена Николаевна МБОУ НОШ №21 г. Южно-Сахалинска

Слайд 2

Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Слайд 4

Витя перестукин ПОМОГИТЕ!

Слайд 5

ЭКСПЕРИМЕНТ

Слайд 6

[ П’ ] СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ И

Слайд 7

[ Б’ ] СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ МЯГКИЙ И

Слайд 8

[ П’ ] [ Б’ ] СОГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ЗВОНКИЙ МЯГКИЙ МЯГКИЙ

Слайд 9

Б - П ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Слайд 10

КОМПОТ КОТ ОМП

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»

Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д;          формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Разработка урока обучения грамоте Звук и буква Щ,щ.

Разработка урока обучения грамоте  Звук и буква Щ,щ....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...