Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Буква я и её звуки" | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучение грамоте
УМК «Школа 2100»
автор Ташлыкова Оксана Геннадьевна – учитель начальных классов 1категории.
Тема: Строчная гласная буква «я» и её звуки.
Цели:
-формирование умения различать гласные и согласные звуки;
-развитие фонетического слуха, умения выделять звук в слове; умения выполнять букво- звуквенный анализ слов с изученной буквой.
- развитие каллиграфических навыков письма;
-развитие культуры общения, умения вести учебный диалог;
-развитие познавательного интереса.
Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь», О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», ноутбук, проектор.
Этапы урока | Ход урока | Приблизительные ответы детей | Формирование УУД |
1.Огранизационный момент | А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки. -Ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Кто напомнит нам, чему мы учимся на протяжении этих уроков. | Знакомимся со звуками и буквами русского языка, учимся графически оформлять устную речь в письменную. Развиваем навыки устной речи. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
2. Актуализация знаний | - Перед тем, как мы приступим к новой теме, я предлагаю вам повторить уже знакомые нам буквы русского языка и звуки, которые они обозначают. Слайд № 2 -На какие две большие группы разделены наши буквы? В чем их различие? -На какие две группы делятся гласные? – Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? – В чём хитрость буквы Е?
| Дети вместе с учителем повторяют по ленте букв изученный материал. На гласные и согласные. Гласные буквы обозначают гласные звуки, они отличаются тем, что они свободно произносятся не испытывая препятствий. А согласные при произношении запинаются за небо, зубы, губы, язык. Первая группа А, О, Ы,У,Ы указывают на твердость предшествующих согласных звуков. Вторая группа указывает на мягкость предшествующих согласных. И, Е Буква Е обозначает два звука [й’е], когда находится в начале слова. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. | |
3.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. -Сегодня на уроке мы познакомимся с вами еще с одной хитрой буквой русского языка. Откройте учебник и озвучьте нам тему урока. -Сформируйте цели урока, чему мы должны научиться. -Что мы сейчас делали? -Рассмотрите внимательно букву, какие ассоциации возникают у вас, на что она похожа? Слайд №3 -Посмотрите на картинки, которые представлены на странице учебника (яблоко, ягода, яблоня). Для того чтобы сделать анализ новой буквы, мы проведем с вами фонетический анализ одного из этих слов. - Слово ЯГОДА. Запишите графически его в свои тетрадки. -Разделите слово на слоги – Произнесите несколько раз первый слог ([й’а]). – Какие звуки слышите? – Сколько их? – Какой первый? – Дайте ему характеристику. – Какой второй? – Дайте ему характеристику. – Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’а]? (Звуки [й’а] на письме обозначаются буквой Я.) – Найдите на ленте букв (на слайде) букву я. – В каких еще словах вы слышите сочетание этих звуков? – С какой новой буквой познакомились? – Что о ней узнали?
- Откройте прописи, давайте раскрасим Звуковичка. Как мы его оденем Слайд №4 -Мы выполнили одну часть цели нашего урока, познакомились с новой буквой и звуками, которые она обозначает. -А теперь попробуем почитать слоги с этой буквой. Напомните, какую позицию она выполняла в словах ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ и ЯГОДА Слайд №5 2. – Давайте посмотрим, хорошо ли мы узнали букву Я. Отгадайте загадку В том лесу, не в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. Дрозд, снегирь, другая птица, Могут ею угоститься, Как усилится мороз, Возрастёт на пищу спрос.
– Какие звуки слышим в этом слове? Звук [р’] – согласный звонкий, мягкий. Звук [а] – гласный ударный. Звук [б] – согласный глухой, мягкий. Звук [и] – гласный, ударный. Звук [н] – согласный, звонкий, твердый. Звук [а] - гласный, безударный. Слайд №6 – Кто догадался, какая буква на письме покажет нам мягкость [р’]? – А какой гласный мы будем слышать? – Звук [а] на письме обозначается буквой Я и показывает мягкость предшествующего согласного. – Что ещё мы узнали о букве Я?
3.Чтение слогов Слайд №7 Прочитай слог и назови слово с этим слогом. Произносим согласный мягко. 4. Игра «Угадай». Учитель читает слова, дети хлопают в ладоши в том случае если в этом слове есть буква Я. Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: – А вы знаете, кто я? Я не только буква Я – Буква-слог и слово. Буква Я Всегда была Всем и каждому мила, Но советуем, друзья, Помнить место Буквы Я! 5. Физминутка Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт.
6.В тетрадях для печатанья напишите букву Я. Каким цветом вы её обозначите? -Из скольких элементов состоит буква Я Слайд №3 | -На уроке мы познакомимся с буквой Я и звуками, которые она обозначает. -Мы должны научиться распознавать букву Я, среди других букв, научиться читать и писать её. Дать характеристику звукам, которые обозначает эта буква -Мы планировали свою деятельность -Буква Я похожа на букву Р, с отставленной в сторону ножкой.
[йа] Два [й] Согласный, мягкий [а] Гласный Яблоко, яблоня Я Буква Я обозначает два звука Один башмачок красный, другой зеленый Стояла в начале слова и в этой позиции обозначала два звука Дети читают слоги со слайда и добавляют их до целых слов Ответ: Рябина
Дети в тетрадях для печатанья выполняют схему слова. Затем производят самопроверку по слайду на доске, выявляют свои ошибки, оценивают собственную деятельность
[а] Она является показателем предшествующего согласного звука Дети выполняют движения Красным. Потому, что она гласная. Из трех. Прямая линия, овал и наклонной линии вправо |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
|
4. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». – Давайте откроем «Букварь» на с. 120. – Прочитаем первые два столбика слогов и слов. -Рассмотрите письменное написание строчной буквы Я.В чем разница и сходство написания печатной и строчной письменной букв 2. Работа в прописи стр 14. 1)Рассмотрите внимательно написание письменной буквы в рамочке. Возьмите ручку и по контуру пропишите следуя за стрелочками букву Я 2) Чтение и запись слогов с Я. 3)Запись слов по образцу. – Прочитайте слова в рамочке, сравните произношение с написанием, спишите слова, подчеркните орфограммы, расставьте ударение. Придумайте предложения с этими словами. 3. Работа в «Букваре» (с. 120). 1) Рассмотрите картинку к тексту. Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе? 2) Прочитайте название рассказа. Как вы понимаете значение слова «Украшение» 3)Первичное знакомство с текстом. 4)Выявление первичного восприятия. – Что за украшение описал автор текста? 5) Повторное комментированное чтение. – Какие признаки осени наблюдал автор? – Как это – краски гаснут? – Согласны ли вы с автором, что сад непригляден? – Как сказать по-другому: непригляден сад? – Каким по цвету будет это «пятно»? – Как вы думаете, приятно рябине красоваться среди голого сада? – Почему же рябине грустно? – Что же произойдёт с первыми морозами? – Только ли человека радуют яркие пятна рябины? – А автору нравится этот сад? Чем? 6) Выразительное чтение текста. 7) Озаглавливание текста. – Перечитайте заглавие текста. –Отражает ли оно его содержание? – А настроение? – Как бы вы озаглавили текст? –Перечитайте текст и подчеркните слова, выражения, которые помогли вам представить осенний сад. – Что мы сейчас делали?
4.Физминутка. Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. 5. Работа в прописи стр.14. -На странице прописи найдите текст. Сколько в нем предложений. Как вы об этом догадались. -Прочитайте текст про себя. О каком времени года идет речь? По какому признаку вы это определили? - Спишите ниже на свободных строчках первое и второе предложения (учитель напоминает детям о правилах посадки при письме) -Найдите в списанном тексте слово, в которых количество букв и звуков не совпадает. -Объясните свой ответ. -Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой нарисуйте возле списанного текста красный кружок, если нужно еще постараться зеленый. -- Если вы не довольны тем как у вас получилось, обозначьте синий кружок. -Выберите в своем тексте слово, которое у вас особенно хорошо получилось, подчеркните его красным карандашом.
| Дети читают слова, поясняют их лексическое значение Ребята пошли в лес. На рябине красные ягоды. Ягоды рябины лучшее лакомство для птиц зимой. Ответы детей. Украшение-это то, что создает красивый вид, придает красоту. Читает беглочитающий учение. Некрасивый сад «Столовая для птиц», «Рябина», «Радость в грустном саду». Мы учились работать с информацией. Дети машут руками, словно крыльями Дети машут руками интенсивнее Потягивание – руки вверх Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд Дети встают и машут «крыльями» Дети садятся за столы Осень, на рябине красные ягоды. Ягода Буква Я в начале слова обозначает два звука. | Формирование духовно- нравственного развития и воспитания 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания 2) воспитание способности к познанию; 3) экологическое воспитание; 4) эстетическое воспитание
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
5. Итог | – Что нового узнали? – Какую букву научились писать? –Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Какой вид работы вам понравился больше всего? – С каким настроением уходите с урока? – Как вы сами оценили свою работу?
|
| |
6. Домашнее задание (по желанию) | Хорошо читающим детям, прочитать стихотворение О.Григорьева «Яма» и подготовить его выразительное чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"
Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива". В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...
Учебно-тематическое планирование уроков обучения грамоте, 1класс, УМК Школа 2100
Учебно – тематическое планирование по УМК «Образовательная система Школа 2100» по предмету «Обучение грамоте и литературное чтение в первом классе». Развёрнутое темати...
Урок обучения грамоте по программе "Школа России". «Звуки [п] [п‘]. Буква Пп»
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п][п‘]. Буква Пп» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ....
Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Гармония" по теме "Звуки речи. Повторение"
Презентацию можно использовать для проведения всего урока, а также можно взять фрагменты для этапов урока. Слайды содержат анимацию....
Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс
Материал содержит презентацию и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа России".Тема: Правописание ШИ- ЖИ.
Цель: совершенствовать навыки написания слов с орфограммой «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», формировать умения писать под диктовку, производить самопроверку написанного;развивать фонематичес...