Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obucheniya_gramote.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обучения грамоте
по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Кононенко Татьяна Викторовна
МОУ ООШ № 5 г. Алексеевка
учитель начальных классов
Цель: создать условия для знакомства с буквой Г и звуками, которые она обозначает; учить слышать и различать эти звуки в словах, читать слоги-слияния, слова с буквой Г; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.
Задачи:
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные :содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [г] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением грибов, домики (синий и зеленый),конверты с текстами на каждой парте.
Ход урока
1. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок- Глазки широко открыты.
Начинается урок. Слушаем, запоминаем,
Наши ушки на макушке, Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдём в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.(грибы)
- Ребята, чтобы выйти на сказочную полянку, нужно найти одинаковый звук в словах:
а)гусь, грач, гном ([г]); б) гитара, герой, гимн ([г']).
-А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Итак, тема нашего урока «Буквы Г, г, звуки [г], [г']».
Постановка целей урока:
-Учитывая тему урока, постарайтесь определить цели нашей работы.
-познакомиться с новым звуком и новой буквой;
-учиться находить новую букву в тексте;
-учиться читать слоги, слова с новой буквой;
-Звук [г] гласный или согласный? Почему?
-Чем отличаются звуки [г] и [г']?
Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.
3. Ознакомление с новым материалом.
а) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Давайте произнесем слово-отгадку.Какой новый звук вы услышали в слове? Давайте дадим этому звуку характеристику. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, живёт в домике синего цвета. Но у него есть брат-близнец [г'], который живет в зелёном домике. У него добрый, мягкий характер.)
- Вспомните и назовите слова, в которых слышится звук [г].
- А какие слова можно образовать от слова гриб?(грибной, грибник,грибница)
б) Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).
Га-га-га- вот дремучая тайга! (Восхищённо.)
Гу-гу-гу- мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)
Ге-ге-ге- заблудились мы в тайге. (Печально.)
Ги-ги-ги- наконец мы вышли из тайги.
в ) Беседа по картинке.(«Грибная полянка»)
- А теперь, ребята, мы с вами оправимся в путешествие. И поведёт нас на грибную полянку героиня сказки, о которой говорится в загадке:
В гости к бабушке пошла, Серый Волк за ней следил,
Пироги ей понесла. Обманул и проглотил.
- Кто это такой? (Красная Шапочка) На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
-Жила-была Красная Шапочка.Умная, способная и любознательная. Бабушка очень любила свою внучку и подарила ей чудесный зонтик. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку. Взяла корзинку, зонтик и пошла. Идет по дорожке, мечтает и не заметила, как споткнулась и упала.Сама в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочила Красная Шапочка,смотрит, а на тропинке что-то круглое, коричневое. Присела она на этот пенек, задумалась. И вдруг почувствовала, будто кто-то её поднимает.
- Кто это тут?
- Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!
Глянула Красная Шапочка по сторонам и увидела кругом столько разноцветных зонтиков. «Возьму-ка я любой», - думает она. А грибы оказались хитрыми, решили они её испытать. Побежала она к рыжим сестричкам, золотистым!... (Лисичкам.)»
А лисички говорят: «Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик».
- Ребята, поможем Красной Шапочке?(Да.)
г ) Чтение текста в «Азбуке» на стр. 123. Эмоционально-оценочная беседа.
-А теперь давайте прочитаем текст и узнаем о том, как дети собирали грибы.
а) чтение вполголоса;
б) чтение по цепочке;
в) беседа по прочитанному:
-Что собирали Гена и Галя?
-Как их можно назвать?
-Какие грибы нашли Галя и Гена?
-Как можно назвать Гену? (Горе-грибник, грибник-неудачник)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием!
-А какие правила поведения в лесу и сбора грибов вы знаете?
4. Физкультминутка
Мы в сказку к Красной Шапочке Нам в этой сказке встретятся
Собрались в дальний путь. Сорока, заяц, еж...
Летели, плыли, ехали - Дорогу к милой бабушке
Пора и отдохнуть! Для внучки ты найдешь.
д)Загадки.
- Красная Шапочка хотела продолжить свой путь да не знает в какую сторону. Попросила помощи у лисичек.
-«Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем».
1) Вот в траве приметные шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя, но не ешь сырыми! (Сыроежки.)
2) Очень дружные ребята, 3) Где хвоинок многовато,
У пенька живут... (опята). поджидают нас... (маслята).
4) Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)
- И лисички показали Красной Шапочке тропинку: «Дойдёшь вон до тех зонтиков, которые под берёзками и осинками стоят. Они тебе помогут.» Обрадовалась Красная Шапочка и поспешила дальше. А пока она идёт, я вам немного расскажу о грибах.( показ иллюстраций)
5. Работа в группах. ( Учебник с. 122-123)
-Ребята, давайте откроем учебники. Здесь тоже чудо-полянка и на ней живут грибы-боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
-Сколько грибочков здесь живёт? Чем они занимаются?
-Какие слова со звуком г можете назвать?
(Один ученик из каждой группы озвучивает выполненное задание)
6. Работа в парах.
- Ребята, на столах у вас лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре – сначала один из вас, затем второй. Затем составьте и задайте всему классу вопросы по данному тексту.
Текст «Грибы».Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные .
(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного. Ребята составляют и задают вопросы по тексту)
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...(мухомор)
Белая панамка, бледная... (поганка).
- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают дорогу Красной Шапочке к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.) А они просят прочитать текст на доске и расшифровать слова.
Текст «Бор» (1 минута).
Дети вошли в есл. Они увидели высокие сосны и иле. На ветках капли сыро. Под соснами и елями было много бовгри.
6. Работа по учебнику. (с.122)
Чтение пословиц и выяснение понимания их смысла детьми.
7. Итог урока.
-Все ли задачи, поставленные в начале урока, мы смогли выполнить?
-С каким новым звуком познакомились?
-Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?
8. Рефлексия.
-Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
-Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
-Закончите фразу:
Я узнал … .
Мне понравилось … .
Теперь я могу… .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)
Данный материал позволит в игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"
Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...
Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»
Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе» в 1 классе
Конспект урока обучения грамоте...
Конспект урока обучение грамоте на тему: "Звуки [г], [г’]. Буква Г, г" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...