Технологическая карта урока по Русскому языку "Что такое родственные слова" (ЗПР)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Разработка урока с коррекционным компонентом (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_rodstvennye_slova_zpr.docx | 59.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка урока с коррекционным компонентом»
(ЗПР)
Ф.И.О. Щербакова Ксения Игоревна
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: «Что такое родственные слова» | Тип урока: открытие нового знания | |||
Цель:. формирование умения видеть и образовывать родственные слова | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные Знать: что такое антонимы, признаки родственных слов, как обозначается, Понимать: как обозначить общую часть слов; Применять: уметь находить родственные слова, обозначать общую часть слова графически. Анализ: анализ заданий и материала упражнений. Синтез: подбор родственных слов Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка. | Метапредметные: Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - оценка и самооценка учебной деятельности Познавательные: - извлекать информацию, представленную в разных формах. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. - строить рассуждения; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других задавать вопросы. | Личностные - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; - формулировать собственное мнение и позицию. | ||
Межпредметные связи: физическая культура (физминутка), окружающий мир. | ||||
Основные понятия: антонимы, родственные слова, общая часть | ||||
Технологии: совместного целеполагания, ИКТ-технология, | ||||
Ресурсы урока: | ||||
Для учителя: Компьютер, доска интерактивная и меловая, раздаточный материал, учебник «Русский язык 2 кл ч1» В.П. Канакина | Для учащихся: Учебник «Русский язык 2 кл ч1» В.П. Канакина, тетрадь, , раздаточный материал | |||
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ | ||
1.Организационный момент Встали ровно, потянулись И друг другу улыбнулись. –Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по русскому языку, дневник, пенал. – Садитесь. | Тянутся, улыбаются друг другу. | Тянутся, улыбаются друг другу | ||
2. Актуализация знаний | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ | ||
Предлагает выполнить самомассаж рук Обращает внимание детей на правильность его выполнения. - Запишите число классная работа. Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма.
-Отгадайте загадку Круглое, румяное, - Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква? - В каких случаях эта буква обозначает два звука? | Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
Записывают в тетради: 17 декабря Классная работа Ребята называют слово отгадку. Дают характеристику буквы /я/ | Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
Записывают в тетради: 17 декабря (есть шаблон нужных отступов, который прикладывают к листу и пишут) Классная работа Повторяют характеристику буквы за одноклассниками. | ||
3. Самоопределение к деятельности | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ | ||
- Выпишите из стихотворения слова антонимы Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Г. Сапгир - Проверьте правильность выполнения задания (взаимопроверка с доски). - Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить? - Итак, какие слова мы называем антонимами? - Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, кого мы называем родственниками? –Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите себе на уроке? | Дети выполняют это задание в парах. Желающий выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом. На доске: Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое. Сверка с образцом на доске. Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму Объясняют значение слова «Антонимы». Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке | Ученик выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ. Проверка ребенком с ЗПР правильность выполнения задания учеником в норме Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке. Ученик высказывает свою точку зрения по данным вопросам Повторяют тему и цели урока | ||
4.Открытие нового знания | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность ученика с ОВЗ | ||
Работа с учебником - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их объединяет? - Прочитайте правило в рамочке, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов. - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? -гус- -Молодцы ребята! - упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так | - Читают текст, анализируют, делают выводы. Определяют признаки родственных слов, называют Еще раз проговаривают правило В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -Выделяют общую часть родственных слов Записывают и выделяют общую часть. Самопроверка со слайда | Учитель убеждается, что ребенок с ЗПР открыл учебник на нужной странице и нашел правильно упражнение. На доске появляется сокращенное правило: родственные слова Проговаривают еще раз правило На доску учитель вывешивает карточки с этими словами и просит ребенка с ЗПР выделить над карточкой общую часть слов - Индивидуальная работа с ЗПР пока остальные выполняют (чтение слов, разбор (родственные эти слова или нет), как выделяем общую часть, какая общая часть в этих словах и т.д.)) Выделяет общую часть в учебнике (у ребенка собственный учебник) Самопроверка со слайда | ||
Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | ||||
5. Закрепление изученного | ||||
- Каждая пара получает карточку с заданием В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Прочитайте текст, подчеркните родственные слова. Учитель наблюдает, по необходимости оказывает помощь. - Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? -Молодцы! Хорошо потрудились! Какое правило использовали для определения родственных слов? | Работа с карточками Взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка Дети записывают слова и выделяют общую часть | Еще раз повторяют признаки родственных слов ( в помощь схема ) Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть. | ||
Итог урока. Рефлексия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность ученика с ОВЗ | ||
- Ребята, давайте проверим, всё ли вы сегодня поняли? На слайде написаны слова, вам нужно написать в тетрадь из каждой строчки лишнее слово: 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. - Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? -За что ты бы мог похвалить себя? -Кто уже понял, что такое корень? -Кому ещё нужно время, чтобы разобраться? - Спасибо за урок! Рефлексия: Дети анализируют свою работу и показывают «светофорами»: справился ребенок с задачей или нет Домашнее задание: Подберите родственные слова с общей частью -бег-,-вод-.-зим-. В словах укажите общую часть. | Выполняют самостоятельно. Отвечают, высказывая свою точку зрения - Ответы детей Самооценка | Учитель подготовил заранее раздаточный материал с этим заданием. - В каждой строчке зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. Отвечают, высказывая свою точку зрения Повторяют признаки родственных слов (в помощь схема\0 Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема : "Однокоренные слова"
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.
Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....
Технологическая карта урока по теме «Что такое корень слова?», 2 класс.
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....
Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...
Технологическая карта урока по русскому языку, Тема:" Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне"
Технологическая карта урока отработка орфограммы парные согласные....