Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
методическая разработка по русскому языку ( класс) по теме
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 105.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 2 | |
Предмет: русский язык | |
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | |
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова; научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака; | |
Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарем; уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам | |
Тип урока: Изучение нового материала | |
Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь,-шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р. | |
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах | |
Материал: 1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1 часть, с.152-153 2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы |
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | УУД ЛУУД – личностные универсальные учебные действия РУУД - регулятивные универсальные учебные действия ПУУД - познавательные универсальные учебные действия КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия |
(самоопределение) к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие. Прозвенел уже звонок , Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ничего не упускаем!
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | |
II. Актуализация.
Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности |
Жж шш чч шш
-Какие звуки обозначают эти буквы? - На какие две группы делятся звуки? - Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак? Вывод: - Вспомните, для чего нужен мягкий знак? - Можем ли делать третий вывод? | - Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’]. - [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие - Для смягчения согласного звука. - Для разделения согласного и гласного звуков. - Нет | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности | - Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем? - Давайте проверим наше предположение. - Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны. Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш - Попробуйте определить род этих слов –названий предметов. - Сформулируйте тему и цели урока. | - Правописание слов-названий предметов с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук. | Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
IV. «Открытие» новых знаний Цель: научиться определить род слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152 - Откройте Обратный словарь на букву Ч? - Есть слова женского и мужского рода? В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь. - Какого рода все эти слова? -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь. - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? -Почему другие слова написаны всего по одному разу? -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь. - Какого рода все эти слова? - Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | - Нет, только мужского рода - Эти слова имеют разные значения. - Женского рода - Слова с основой на -чь женского рода. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
V. Первичное закрепление
Цель: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Работа по учебнику
- Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки? | Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ш и -шь; -ж и –жь. - Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ – мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода. | Личностные: умение выражать мысли. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий | Дифференцированная работа Карточка 1. Запиши правильно слова. Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’]. Карточка 2. Запиши слова-названия предметов правильно. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Личностные: применять правила делового сотрудничества. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности | -Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук? -Что было легко? - Что было трудно? - Что понравилось? - Кто доволен своей работой на уроке? | -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
IX. Домашнее задание Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Учебник 1 часть, №120, с.154 |
Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1-2 части.
2. Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012
3. Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Презентация урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих....
Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Конспект на тему : « Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук». 2 класс
Конспект урока русского языка...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук...