Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Савушкина Наталья Александровна

Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Савушкина Наталья Александровна

1 класс

УМК «Гармония»

Предмет: русский язык

Тема: Правила переноса слов.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в разделе «О нашей речи»

Цели: 

  1. Сформулировать правила переноса слов  в русском языке;
  2. Формировать УУД:

личностные: :  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; положительное отношение к школе и учебной деятельности; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

познавательные: проводить сравнение, сериацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); пользоваться знаками, символами; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез, как составление целого из его частей; осуществлять поиск нужной информации в учебнике; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; учиться первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи;

коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: различает гласные и согласные звуки; делит слова на слоги; переносит слова с одной строки на другую по алгоритму.

Метапредметные:

 Личностные УУД:

  • Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Использует знаково-символические средства при оформлении правил переноса;
  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • Составляет алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Слушает и понимает речь других;
  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока

    Название  

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)                                                        

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Этап мотивации

Задача:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

фронтальная

- Сегодня в гостях у нас Буратино.  

-Он обратился к вам за помощью: вставляя пропущенные буквы в словах, испытал затруднение.  Давайте прочитаем слова Буратино и поможем ему вставить пропущенные буквы.

-Что это за слова? Они вам знакомы?

Что еще заметили необычного в записях Буратино?

Учащиеся читают ряд слов и называют пропущенные буквы:, Ва__а, ка__а. су__ота, кла___, гру__а,

Дети отвечают, что это слова из словаря, их надо запомнить, они пишутся с удвоенной согласной.

Дети отвечают, что у Буратино последнее слово не вошло на строчку и он написал его на полях, а этого делать нельзя.

Личностные:  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Наблюдение

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задача:

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

фронтальная

парная

-А как бы вы поступили, если бы вам не хватило места на строке для записи слова?

- А как можно перенести слово масса? Поработайте  в парах и выскажите свои предположения.

Учитель фиксирует их на доске:

-Задание было одно?

-А почему результаты

разные? Какой возникает вопрос?

-Сформулируйте и озвучьте тему нашего урока?

-Почитайте  её внимательно. В каком числе употреблено слово ПРАВИЛА?

-Что это слово нам подсказывает?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами их сегодня попробуете открыть.

-Какую цель поставим ?

-Перенесли бы на другую строку.

Дети выдвигают свои гипотезы.

- Да, одно.

Кас-са, касс-а,ка-сса

Дети отвечают.

- Как правильно переносить слова? Или  какие существуют правила переноса слов?

- Правила переноса слов.

-Во множественном.

- Используется не одно правило, а несколько.

- Научиться переносить слова, открыть для себя правила переноса слов.

Личностные:  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения.

 Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами;

договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы;

Наблюдение

3

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще;

первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

фронтальная

групповая

-Для решения данной проблемы выполним задания в группах.  У каждой группы есть лист, на котором зашифровано правило.

Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

- Ваша задача сформулировать правило и оформить его в виде схемы-модели..

-Сколько правил у нас получится?

Фиксирует индивидуальные затруднения, оказывает помощь в работе групп.

Слушает результаты работы групп, корректирует ответы.

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, используя схемы – модели.

Учитель открывает на доске схемы.

-Давайте сравним наши правила с правилами учебника на стр. 6

-А теперь составьте алгоритм переноса слов.

В ходе обсуждения рождается алгоритм:

Делим на слоги

          если

й                 ъ,ь                      

_й- _; _ь-_; _ъ-_;    _с-с_;      я_-_;

_ -_я

Дети дают ответы

-Правило переноса слов в виде схемы.

- Сколько групп, столько и правил, всего 5.

(дети работают в группах, формулируют правило и составляют схему-модель)

Дети высупают по очереди и дают оценку работы групп.

1 группа. Вывод: слова переносятся по слогам.

__ - __ - __

2 группа. Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

____й - ____

3 группа. Вывод: Ь и Ъ не переносятся на следующую строку, а остаются в предыдущем слоге.

___ь - ___ ;  ___ъ - ___

4 группа. Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются для переноса.

___с – с ___  ; ___н – н___

5 группа. Вывод: нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

Я___ - ___  ;    ___ -  Я

Дети проговаривают правила переноса слов.

Сравнивают с учебником,делают вывод о том, что их предположения были верны

Личностные:  знание основных моральных норм поведения;

первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

учатся первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

Познавательные: понимать знаки, символы, схемы.

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из его частей;

проводить сравнение изученных фактов языка по заданным основаниям;

Коммуникативные:

принимать участие в работе группами;

договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости.

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Наблюдение

4

Этап включения изученного в систему знаний

Задача:

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

фронтальная

индивидуальная

-Вернёмся к слову КАССА. Какое было затруднение?

-Как же мы перенесём слово касса , которое не вошло в строку у Буратино.

-Найдите в учебнике упражнение 3. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Чем будете пользоваться?

   

-А сейчас вы поработаете с упражнением 4.

-Прочитайте задание.Что вам нужно сделать?

-Буратино предлагает конкурс на самое красивое предложение с  выписанным из упражнения словом.

Учитель корректирует составленные предложения. Буратино благодарит за работу.

Учитель диктует выбранное детьми предложение.

-Не знали как правильно перенести слово касса.

Дети применяют алгоритм и объясняют перенос слова касса.

-Найти неправильный перенос слова.

-Алгоритмом.

(Дети выполняют упражнение самостоятельно.)

Взаимопроверка по образцу на доске.

-Объяснить выбор выделенной буквы, выписать это слово в тетрадь, разделить на слоги  и подумать, можно ли его переносить? (учусь)

Дети орфографически проговаривают свои предложения, оценивают друг друга, выбирают самое красивое, которое записывают под диктовку учителя

в тетрадь.

Личностные: первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:  строить понятные для одноклассника высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Наблюдение

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Задача:

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

фронтальная

-Какое открытие мы сегодня сделали?

- Кто-нибудь воспользуется из вас сегодняшним открытием при записи предложения?

-Какую цель мы ставили на урок? Мы её достигли?

-Как нам удалось открыть правила?

-Что понравилось на уроке?

-Оцените себя с помощью сигнальныхь карточек.

-Буратино благодарит вас за открытие нового знания  и прощается с вами.

-Мы открыли правила переноса слов.

Ответы детей.

Мы вывели общее правило переноса слов для разных случаев.

- Мы работали дружно в группах, выполняли интересные задания.

Дети высказываются и оценивают себя.

Личностные: представление о причинах успеха в учебе;

 Регулятивные:  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий 

Коммуативные:  использовать в общении правила вежливости.

Наблюдение

фиксирование

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему:"Слова с удвоенными согласными".

название УМК – «Школа Росси». название вариативного учебника, автора учебника – «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс.Тетрадь - «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс.  назв...

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова".  Используется учебник Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. На уроке дети совершат прогулку в зимн...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...