Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы». Ход урока сопровождается презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учитель

Ёлкина Любовь Сергеевна

Предмет, класс, автор учебника

Русский язык, 2 класс; М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; М. Академкнига/Учебник. 2013

Тема урока

 «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Дидактическая цель

Познакомить с суффиксами - щик, -щиц-;  уметь находить данные суффиксы и определять их значения.

Тип урока

изучение нового материала

Задачи урока

1.Предметные:

- актуализировать знания учащихся о частях слова;

- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;

-познакомить с новыми суффиксами - щик, -щиц-;

- учить выделять суффиксы в словах, письменно показывать, как образовано слово;

- закреплять умение находить суффиксы слов, называющих предметы;

- работать с Обратным словарем;

- учить находить в словах сомнительные написания и проверять их.

2. Метапредметные:

           а) познавательные УУД:

- развитие умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

- развитие умения находить ответы на вопросы, используя  материал учебника;

- развитие умения  работы со словарем;

- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

           б) коммуникативные УУД:

 -формирование  умения  работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы;

- слушать и понимать речь других;

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

-развитие умения систематизировать знания.        

          в) регулятивные УУД:

учить детей определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

3. Личностные:        

- формировать  представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками;

создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания;

 умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи.

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать основные признаки суффикса как части слова

- уметь образовывать слова с помощью суффиксов

- уметь находить суффиксы слов, называющих предметы

- применять изученные орфограммы в практической деятельности

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- уметь оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- видеть проблему и наметить пути её решения,

- применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

Регулятивные УУД:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

- формировать умение оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме.

- уметь работать в парах.

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

- создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества

Личностные:  

- осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха.

- воспитывать чувство любви и интереса к родному языку.

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа

Средства обучения

«Русский язык 2 ч.» 2 кл., М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; «Русский язык 3 ч.» 2 кл. Н.А.Чуракова;  дифференцированные карточки с заданиями; Русский язык - тетрадь для самостоятельной работы №2.

        

Этап урока, время

Задачи этапа

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Самоопределение к деятельности

2 мин

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

- Приветствует учеников:
Прозвенел уже звонок, 
Начинаем наш урок! 
- Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

самоорганизация;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

5мин

Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала

Активизация мыслительных операций школьников

Создание затруднения в деятельности детей

Выявить место и причину затруднения

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.

- Начнем урок с чистописания.

- Прочитайте и пропишите данные сочетание букв:

На доске:ик щик ок  ник  щиц

- Какую часть слова вам напоминают эти сочетания?

- Прочитайте слова, которые написала Маша:

На доске:Гриб, грибок, грибник

- Запишите их в тетрадь.

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Докажите.

- Давайте разберём эти слова по составу. (1 ученик у доски)

- Какие части слова вам встретились в данных словах?

- Какое слово дало жизнь другим словам?

- С помощью чего от слова «гриб» образовались новые слова?

- Какое значение придаёт суффикс каждому слову?

- Посмотрите, как много суффиксов у нас на доске. Прочитайте их:

-ок, -ик, -щик, - их, -иц-, -ёк, -щиц-

- Кто хочет выйти к доске и выделить группу уже изученных суффиксов.

- Что осталось?

- Почему?

14 февраля

Классная работа

Выполняют задание

  Суффиксы        

Читают

Записывают в тетрадь

Однокоренные

У них корень гриб-

1 ученик у доски, остальные в тетрадях

гриб

суффикса

уменьшительно-ласкательный, представитель мужского рода

1 ученик выполняет задание у доски

-щик, -щиц-

Они нам незнакомы

Познавательные УУД:

умение определять родственные слова; разбирать слова по составу; определение суффикса как часть слова и его смысловое значение;

умение обобщать информацию;

фиксация проблемы;

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания;

Личностные:

осознание своих возможностей.

Постановка учебной проблемы (т.е. темы)

4мин

Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока;

целеполагание и постановка задач.

- Как вы думаете, какая будет тема

нашего урока?

- Слайд № 1Проверим наши предположения. (Зачитывает название темы)

- Какие цели урока мы перед собой поставим?

Слайд № 2  Проверим наши предположения.

- Ответы детей

- Ответы детей

Познавательные УУД:

Умение анализировать, выделять и формулировать  цели.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности,

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия

Коммуникативные:

умение осознанно строить речевое высказывание

Поиск решения учебной проблемы

9мин

Помочь добыть новые знания

- Откроем учебник на стр. 48.

- Найдите упр. 53., запишите в тетрадь.  

- Прочитайте задание.

- Прочитайте данные слова.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что они обозначают?

- Что обозначает суффикс – щик? Какой смысл придаёт словам?

- Сделайте предположение, как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола?

-На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова?

- Откройте Обратный словарь на  А.

- Найдите слова с основой на –щица. 

- Прочитайте слова

- Запишите  четыре пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола.

- С помощью, каких суффиксов образовались новые слова?

-Какой оттенок смысла он придает новым словам?

Слайд №3Физминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

Читают задание. Работают с Обратным словарём на стр. 143:

- Откройте Обратный словарь на  К.

- Найдите слова с основой на –щик. 

1 ученик читает

Людей мужского пола, профессии людей.

- Ответы детей

А, - щица

1 ученик читает

Записывают по цепочке с комментариями 4 пары слов.

- Записывают пару слов. У каждого слова называют и выделяют суффиксы.

- щик, -щиц

Названия профессий муж.и жен. рода.

Познавательные УУД:

Познакомиться с суффиксами –щик, -щиц-, их значением;

умение образовывать новые слова, выделять части слова;

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5мин

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа у доски по цепочке с комментариями.

На слайде №4(карточке):

- Прочитайте слова.

Барабан

Гардероб

Экскаватор

- Образуйте с помощью суффиксов

- щик, -щиц новые слова и запишите, выделяя в них суффикс.

Работа у доски по цепочке с комментариями.

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение выделять необходимую  информацию;

умение образовывать новые слова.

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10мин

интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Работа по карточкам в парах (группе):

- Прочитай слова, спиши столбиком, покажи письменно, от каких других слов образовались эти слова:

Например:   уголок-угол

Лапка–лапа

Лисичка- лиса

Котик- кот

Обманщик - обман

- Проверьте свою работу, используя мою подсказку.

Слайд №5Подсказка на слайде

- Кто сможет определить суффиксы у слов, выделенные цветом?

- Выделите в тетради.

Работа с карточками в парах.

Проверяютработу с опорой на подсказку.

-к-, -ичк-, -ик-, -щик.

Познавательные:

умение выделять необходимую  информацию;

Умение образовывать

слова

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы;

проявление самостоятельности.

Включение в систему знаний повторение

7мин

выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Спасибо. Молодцы.

- А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал.

Выберите карточки со словами, которые характеризуют суффикс:

- На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

-Что же такое суффикс?        

-С какими суффиксами вы познакомились сегодня на уроке?

Выполняют задание.

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- щик, -щиц

Познавательные УУД:

Умение распознавать признаки суффикса как часть слова.

Коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассника

аргументация своего мнения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

3мин

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Итак, подведём итоги нашего урока.

Слайд №6Цели на слайде озвучивает учитель.

Воспользуйтесь звёздами и оцените свою работу на уроке.

Поднимите соответствующую звёздочку:

Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую.

Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

Если не разобрались в теме – голубую.

- Посмотрите, как  много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу!

Слайд №7Домашнее задание

П\т: с.  26, упр. 35

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: умение провести самооценку.

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Суффиксы – щ ик , - щиц -

Слайд 3

Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.

Слайд 5

Прочитайте слова. Барабан, гардероб, экскаватор Образуйте с помощью суффиксов - щик , - щиц - новые слова и запишите, выделяя в них суффикс.

Слайд 6

Лапка - лапа Лисичка - лиса Котик - кот Обманщик - обман

Слайд 7

Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.

Слайд 8

Домашнее задание: П\т: стр. 26 , упр. 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему:"Слова с удвоенными согласными".

название УМК – «Школа Росси». название вариативного учебника, автора учебника – «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс.Тетрадь - «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс.  назв...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России

Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......