Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы». Ход урока сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учитель | Ёлкина Любовь Сергеевна |
Предмет, класс, автор учебника | Русский язык, 2 класс; М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; М. Академкнига/Учебник. 2013 |
Тема урока | «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы» |
Дидактическая цель | Познакомить с суффиксами - щик, -щиц-; уметь находить данные суффиксы и определять их значения. |
Тип урока | изучение нового материала |
Задачи урока | 1.Предметные: - актуализировать знания учащихся о частях слова; - повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем; -познакомить с новыми суффиксами - щик, -щиц-; - учить выделять суффиксы в словах, письменно показывать, как образовано слово; - закреплять умение находить суффиксы слов, называющих предметы; - работать с Обратным словарем; - учить находить в словах сомнительные написания и проверять их. 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: - развитие умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; - развитие умения находить ответы на вопросы, используя материал учебника; - развитие умения работы со словарем; - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); б) коммуникативные УУД: -формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы; - слушать и понимать речь других; - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; -развитие умения систематизировать знания. в) регулятивные УУД: учить детей определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 3. Личностные: - формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками; создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка. - способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания; умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи. |
Планируемые результаты | Предметные: - знать основные признаки суффикса как части слова - уметь образовывать слова с помощью суффиксов - уметь находить суффиксы слов, называющих предметы - применять изученные орфограммы в практической деятельности Метапредметные: Познавательные УУД: - уметь оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. - видеть проблему и наметить пути её решения, - применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Регулятивные УУД: - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. - формировать умение оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме. - уметь работать в парах. - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем - создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества Личностные: - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха. - воспитывать чувство любви и интереса к родному языку. |
Методы обучения | Частично-поисковый |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа |
Средства обучения | «Русский язык 2 ч.» 2 кл., М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; «Русский язык 3 ч.» 2 кл. Н.А.Чуракова; дифференцированные карточки с заданиями; Русский язык - тетрадь для самостоятельной работы №2. |
Этап урока, время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности 2 мин | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | - Приветствует учеников: | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; самоорганизация; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 5мин | Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала Активизация мыслительных операций школьников Создание затруднения в деятельности детей Выявить место и причину затруднения | - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы. - Начнем урок с чистописания. - Прочитайте и пропишите данные сочетание букв: На доске:ик щик ок ник щиц - Какую часть слова вам напоминают эти сочетания? - Прочитайте слова, которые написала Маша: На доске:Гриб, грибок, грибник - Запишите их в тетрадь. - Что вы можете сказать о данных словах? - Докажите. - Давайте разберём эти слова по составу. (1 ученик у доски) - Какие части слова вам встретились в данных словах? - Какое слово дало жизнь другим словам? - С помощью чего от слова «гриб» образовались новые слова? - Какое значение придаёт суффикс каждому слову? - Посмотрите, как много суффиксов у нас на доске. Прочитайте их: -ок, -ик, -щик, - их, -иц-, -ёк, -щиц- - Кто хочет выйти к доске и выделить группу уже изученных суффиксов. - Что осталось? - Почему? | 14 февраля Классная работа Выполняют задание Суффиксы Читают Записывают в тетрадь Однокоренные У них корень гриб- 1 ученик у доски, остальные в тетрадях гриб суффикса уменьшительно-ласкательный, представитель мужского рода 1 ученик выполняет задание у доски -щик, -щиц- Они нам незнакомы | Познавательные УУД: умение определять родственные слова; разбирать слова по составу; определение суффикса как часть слова и его смысловое значение; умение обобщать информацию; фиксация проблемы; Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания; Личностные: осознание своих возможностей. |
Постановка учебной проблемы (т.е. темы) 4мин | Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока; целеполагание и постановка задач. | - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Слайд № 1Проверим наши предположения. (Зачитывает название темы) - Какие цели урока мы перед собой поставим? Слайд № 2 Проверим наши предположения. | - Ответы детей - Ответы детей | Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять и формулировать цели. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Поиск решения учебной проблемы 9мин | Помочь добыть новые знания | - Откроем учебник на стр. 48. - Найдите упр. 53., запишите в тетрадь. - Прочитайте задание. - Прочитайте данные слова. - Что вы можете сказать об этих словах? - Что они обозначают? - Что обозначает суффикс – щик? Какой смысл придаёт словам? - Сделайте предположение, как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола? -На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова? - Откройте Обратный словарь на А. - Найдите слова с основой на –щица. - Прочитайте слова - Запишите четыре пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола. - С помощью, каких суффиксов образовались новые слова? -Какой оттенок смысла он придает новым словам? Слайд №3Физминутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. | Читают задание. Работают с Обратным словарём на стр. 143: - Откройте Обратный словарь на К. - Найдите слова с основой на –щик. 1 ученик читает Людей мужского пола, профессии людей. - Ответы детей А, - щица 1 ученик читает Записывают по цепочке с комментариями 4 пары слов. - Записывают пару слов. У каждого слова называют и выделяют суффиксы. - щик, -щиц Названия профессий муж.и жен. рода. | Познавательные УУД: Познакомиться с суффиксами –щик, -щиц-, их значением; умение образовывать новые слова, выделять части слова; Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5мин | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа у доски по цепочке с комментариями. На слайде №4(карточке): - Прочитайте слова. Барабан Гардероб Экскаватор - Образуйте с помощью суффиксов - щик, -щиц новые слова и запишите, выделяя в них суффикс. | Работа у доски по цепочке с комментариями. | Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею; умение выделять необходимую информацию; умение образовывать новые слова. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10мин | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Работа по карточкам в парах (группе): - Прочитай слова, спиши столбиком, покажи письменно, от каких других слов образовались эти слова: Например: уголок-угол Лапка–лапа Лисичка- лиса Котик- кот Обманщик - обман - Проверьте свою работу, используя мою подсказку. Слайд №5Подсказка на слайде - Кто сможет определить суффиксы у слов, выделенные цветом? - Выделите в тетради. | Работа с карточками в парах. Проверяютработу с опорой на подсказку. -к-, -ичк-, -ик-, -щик. | Познавательные: умение выделять необходимую информацию; Умение образовывать слова Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы; проявление самостоятельности. |
Включение в систему знаний повторение 7мин | выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Спасибо. Молодцы. - А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал. Выберите карточки со словами, которые характеризуют суффикс: - На доске карточки со словами: Маленькое слово Часть слова Для образования новых слов Для связи слов в предложении После корня Перед корнем Не имеет значение Имеет значение -Что же такое суффикс? -С какими суффиксами вы познакомились сегодня на уроке? | Выполняют задание. - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - щик, -щиц | Познавательные УУД: Умение распознавать признаки суффикса как часть слова. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника аргументация своего мнения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке 3мин | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Итак, подведём итоги нашего урока. Слайд №6Цели на слайде озвучивает учитель. Воспользуйтесь звёздами и оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующую звёздочку: Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. Если не разобрались в теме – голубую. - Посмотрите, как много жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. - Спасибо всем за работу! Слайд №7Домашнее задание П\т: с. 26, упр. 35 | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Личностные: умение провести самооценку. Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суффиксы – щ ик , - щиц -
Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.
Прочитайте слова. Барабан, гардероб, экскаватор Образуйте с помощью суффиксов - щик , - щиц - новые слова и запишите, выделяя в них суффикс.
Лапка - лапа Лисичка - лиса Котик - кот Обманщик - обман
Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.
Домашнее задание: П\т: стр. 26 , упр. 35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".
Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему:"Слова с удвоенными согласными".
название УМК – «Школа Росси». название вариативного учебника, автора учебника – «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс.Тетрадь - «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс. назв...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"
Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: · Предметные:...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России
Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......