Технологическая карта урока по теме «Что такое корень слова?», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Даурова Елена Викторовна
Класс: 2
УМК «Школа России»
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Что такое корень слова?»
Тип урока: Открытие нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: Изучается в разделе «Состав слова», знакомство с новой частью слова.
Цель: знакомство с понятием – корень слова, формирование умения находить и выделять корень в однокоренных словах.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 2 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Предметные знания: -знают понятие - корень слова, отличительные признаки однокоренных слов. Предметные действия: - выделяют корень слова; -обозначают общую часть однокоренных слов в соответствии с предложенным алгоритмом; -оценивают правильность обозначения общей части однокоренных слов; -различают однокоренные слова. | - контролируют процесс и результаты деятельности; - принимают и сохраняют цель и учебную - планируют свои действия для решения задачи; - учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. | - анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; - строят несложные рассуждения; - применяют схему как способ представления и осмысления информации: - делают выводы. | - задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; - проявляют интерес к познанию русского языка. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности, орг. момент | Настроить на рабочий темп, смотивировать к решению учебной задачи. | Фронтальная | Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия. Я предлагаю прочитать пословицы: Учиться всегда пригодится. Учёба и труд всё перетрут. Корень учения горек, а плод сладок. - Какую пословицу выберем девизом урока? Почему? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей Включаются в работу. | Положительная мотивация, активный деловой ритм. | Наблюдение |
2 | Актуализация знаний | Закрепление знаний, подведение к теме урока | Фронтальная, в парах. | Просит рассмотреть выделенные слова, что вы о них можете сказать? Как вы думаете, с какими словами мы с вами будем работать на уроке? Какие слова называем родственными? | Рассматривают группы слов, приходят к выводу, что эти слова имеют общее лексическое значение (все про учебу), имеют одинаковую часть, это родственные слова. С родственными словами Имеют общее значение и одинаковую часть. | Актуализация знаний. | Ответы учащихся. |
3 | Постановка учебной задачи, целеполагание | Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности. Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися. | Фронтальная, в парах. | Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей и задач, формулированию критериев оценки деятельности, дополняя и конкретизируя их. Просит продолжить цепочку родственных слов (учиться, учеба, учение, ученик, учитель). Предлагает назвать общую часть родственных слов. Может кто-то из вас знает, как называется одинаковая часть родственных слов? Если нет, предлагает открыть учебник и найти ответ на вопрос. Предлагает сформулировать тему урока. Как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке? Предлагает познакомиться с листом продвижения. - Давайте выделим критерии, по которым оценим себя в конце урока: 1. Знаю что такое корень слова. 2. Умею подбирать однокоренные слова. 3.Могу определять и выделять корень в слове? По ходу урока предлагает вносить пометки в «Оценочный лист». | В совместной деятельности с учителем ставят цели, определяют (уточняют) тему урока, на основе поставленных задач формулируют критерии оценки результатов деятельности. Продолжают цепочку родственных слов, называют одинаковую часть. Ищут в учебнике ответ на поставленный вопрос - Корень - «Корень слова» -Познакомимся с понятием - корень слова. -Узнаем, как определить корень слова. -Научимся выделять корень слова. Знакомятся с содержанием оценочных листов, обсуждают критерии оценки. | Определение и принятие целей и задач урока, критериев оценивания. | Ответы учащихся. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Восприятие нового материала. | Создать условия для осознания и осмысления нового материала. | Фронтальная. Работа в парах | Предлагает устно выполнить задание в учебнике (назвать группы слов и определить среди них родственные) (учебник на странице 78). Гусь, гусыня, гусеница Дом, домик, домовой Вода, водитель, водный -Можно ли назвать слова в каждой группе родственными? Почему? -Назовите одинаковую часть родственных слов. Попробуйте сделать вывод, что такое корень слова? -Какие ассоциации возникают со словом «корень»? Может ли быть слово без «корня»? Предлагает открыть учебник на стр. 61 и прочитать правило тётушки Совы. - Всё ли мы правильно сказали про корень слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Организует работу с учебником упр. 88. Предлагает, опираясь на текст учебника, ответить на вопросы: как найти корень в слове, как выделять его графически, как пишется корень в однокоренных словах? | Анализируют языковой материал, приходят к выводу, что не все группы слов родственные, хотя во всех словах есть одинаковая часть, но некоторые имеют разное лексическое значение. -Корень – это общая часть родственных слов. -В корне заключено лексическое значение слова (возможно, не скажут -Без корня не может быть слова Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: Отвечают: -Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в этой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Читают текст учебника, находят ответы на поставленные вопросы. Читают и выполняют задание. Обсуждают, определяют важные признаки однокоренных слов. Делают выводы, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. | Правильность и осознанность при выполнении задания. | Анализ работ и ответов обучающихся.
|
5 | Первичное закрепление | Применить новые знания в типовых заданиях. | Фронтальная, работа в группах. | Организует работу с форзацем учебника «Однокоренные слова» (по упр. 89). Предлагает обучающимся составить памятку «Как найти корень слова», Знакомятся образцом - Памяткой 4 Организует самостоятельную работу с упр.91. Пользуясь образцом - Памяткой 4 «Как найти корень слова», определите и выделите корень слова: море, моряк, морской. | Демонстрируют умение работать в парах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою. Составляют памятку, сравнивают с памяткой на форзаце учебника. Работа с самопроверкой по эталону на слайде презентации. | Правильно оформленные задания, демонстрация умения выделять корень. | Выступления учащихся. |
6 | Физкультминутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Выполняют физические упражнения | Эмоциональный подъем | |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выявить уровень и осознанность изучаемого материала. | Индивидуальная | Организует и контролирует самостоятельную деятельность учащихся по выделению корня в однокоренных словах. Упражнение в рабочей тетради:
| Читают задания. Планируют действия. Представляют результаты. Проводят самопроверку и самооценку по эталону. Фиксируют результаты в оценочных листах. | Правильность выполнения задания. Воспроизведение определения понятия корень слова, правильное выделение корня в словах, подбор однокоренных слов; | Работы обучающихся, оценочные листы |
8 | Итог урока. Рефлексия. | Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | Фронтальная. | Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика (работа с оценочно – рефлексивными бланками «Оценочный лист» по выделенным в начале урока критериям) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Работают с «Оценочными листами» Что узнал, чему научился, какие трудности возникли, над чем необходимо еще поработать? | Анализируют свою деятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом | Оценочно – рефлексивные бланки «Оценочный лист» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Технологическая карта урока по теме "Кто такие птицы?"
Предмет: Окружающий мир.Программа: «Гармония»Автор: О.Т. ПоглазоваТема: «Кто такие птицы?» 1 класс...
Технологическая карта урока окружающий мир "Что такое Родина?" 1 класс УМК "Школа России"
Окружающий мир Тема: "Что такое Родина?"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся про страны Бенилюкса.Дидактические:1.Познакомить с тем, что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.2.Учить...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" 3 Класс.
Тема урока «Что такое Бенилюкс.» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развитие кругозора учащихся, их познава...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...
Технологическая карта урока по теме "Что такое хвоинки?" 1 класс
Урок разработан с применением исследовательской технологии....