Тема «Путешествие в страну Глаголию». Повторение и закрепление изученного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_glagol.docx | 224.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.
Тема «Путешествие в страну Глаголию». Повторение и закрепление изученного.
Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи
Задачи: Образовательные:
1) Обучающая:
закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола;
способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
2) Развивающая.
развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая:
• воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Вид урока: игра-путешествие
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: карта страны Глаголии, карточки, словари, тесты -задания.,
цветные круги, таблицы -опоры.
Ход урока I. Организационный момент.
ΙΙ. Постановка задач урока
-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.
2.Постановка проблемы.
-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.
-Вы поняли, что я имела в виду?
-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарите улыбку.
-Какие я добавила слова?
-Какой частью речи они являются?
-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока. Какие задачи перед собой поставите? (Тема урока глагол. Задачи - закрепить знания о глаголе.)
Учитель помещает на доске название темы урока
глагол
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
(Дети читают стихи)
1. «Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что думает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам... (глагол)»
2. Он лицо имеет, время,
Вид, наклонение и спряжение,
И не слишком он « высовывается »
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число
Для лучшего общения !
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный .
Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме.
Учитель вешает на доску лучик-опору
-Чем является в предложении? (В предложении является сказуемым.)
Учитель вешает на доску лучик-опору
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.
- Ребята, сегодня нас пригласили в страну Глаголию. Но подойти к дворцу не так просто. Жители страны будут чинить нам препятствия, проверять наши знания об изученной части речи - глаголе. А кто нам будет помогать преодолевать препятствия, вы узнаете в конце нашего путешествия. Итак, отправляемся в путь!
Каждый пройденный этап вы будете оценивать сами на листах самоконтроля.
III. Закрепление пройденного материала
- Закрепление знаний личных окончаний глаголов (индивидуальная работа).
Первое препятствие. Минутка чистописания.
-Нужно перейти речку, построив через неё мост из сочетаний букв.
тъ ешь ет ут ишь ит ют чь
- Что вы заметили? ( Это личные окончания глаголов и формообразующие суффиксы начальной формы глаголов)
-Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля. ?
2.Словообразовательная работа. Комментированный словарный диктант (фронтальная работа).
-У вас на партах карточки со словарными словами. (карточки разного цвета по вариантам: красный, жёлтый, зелёный - 20 слов). Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Кто закончит работу- получит карточку для самопроверки. 1-2 ошибки -поставьте себе на листе контроля 4, 3-4 ошибки- 3, 5 и более -2. Поднимите руку, кто оценил себя на 5, 4,3,2.
-Молодцы, через реку мы перешли.
Поставьте себе оценку на листах самоконтроля.
Второе препятствие.
Пока мы переходили реку, устали и всем захотелось попить воды.
-« Утолить жажду» можно при условии, если попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределённую форму глагола.
(Дети достают из «колодца» глаголы и образовывают глаголы неопределенной формы. Если ответили верно- опускают слова в колодец)
Дети:
-Я должна задать вопрос к слову – что делает? чернеет, чтобы поставить глагол в начальную неопределённую форму, нужно задать к слову вопрос что делать? чернеть.
Колесит -колесить, обедает - обедать, чернеет -чернеть, беседует - беседовать, фотографировал – фотографировать, поговорил - поговорить, гуляет - гулять, путешествует – путешествовать, ездил –ездить, ездила – ездить.
- Отметьте в листах самооценки, кто справился с этим заданием. ???
-Почему у двух последних глаголов одинаковая начальная форма? (Это глаголы прошедшего времени - они изменяются по родам в единственном числе.)
- Какое слово связано с нашим уроком? (Путешествие)
-Найдите значение слова «путешествие» в толковом словаре.
- Для этого поработаем в группах , распределившись по цветам карточек.
Для каждой группы лежит толковый словарь О.В.Ожегова. (Путешествие-поездка или передвижение пешком по местам и ли странам , обычно для ознакомления или отдыха)
(Работа со словарём в группах)
-Запишем в тетради словарное слово и образуем от него глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени:
- Как правильно написать глаголы?
- - Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- - Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- - Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Учитель вешает на доску лучик-опору
(запись на доске с комментированием)
Путешествие - путешествую, буду путешествовать, путешествовал.
Препятствие 3
- Мы подошли к дремучему лесу и хозяин леса Леший нас пропустит, если мы правильно определим время глагола.
Физминутка - игра. (Учитель показывает слова)
(слайд) Настоящее время -хлопаем, прошедшее - поднимаем руки вверх, будущее - шагаем.
Бежит, говорил, поёт, будет писать, гулял, варит, светит, катил, запоёт, шагал, шагала.
-Последние два глагола одинаковые? ( у них разный род, в прошедшем времени глаголы изменяются по родам: м., ж,с.р)
Учитель вешает на доску лучик-опору
Препятствие 4
-Молодцы, Леший нас пропустил дальше и мы идём по тропинке и путь нам преграждает Баба-яга. Она нас пропустит дальше, если вы ответите на её вопрос.
Баба яга -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
Дети: Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам
- Учитель вешает на доску лучик-опору
Баба яга -Проспрягайте глагол путешествую в настоящем времени по лицам и числам.
Учитель: Что нужно знать, чтобы справиться с этим заданием?
Дети:
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!
Я пишу, и мы читаем-
Первое лицо такое.
Ты пришел, мы повстречались-
Так звучит лицо второе.
Он, она, оно, они
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!
Учитель вешает на доску лучик-опору
Ученик у доски: я путешествую, мы путешествуем, ты путешествуешь, вы путешествуете, он путешествует, они путешествуют.
- Отметьте поставьте оценку?в листах самооценки, кто справился с этим заданием.
Препятствие 5.
Мы справились с этим заданием и подошли к берегу моря. Нам нужно переплыть на другой берег. Нас перевезёт корабль, если вы назовёте известных вам мореплавателей - путешественников. Помогут вам словари.
Дети: (рассказывают и показывают)
-Христофор Колумб - испанский мореплаватель. Джеймс Кук - английский мореплаватель, руководитель трех кругосветных экспедиций. Николай Николаевич Миклухо-Маклай -российский путешественник).
Учитель: -Многие имена русских путешественников, сделавших мировые открытия, давших цивилизации уникальные научные находки и описания, являются гордостью нашего народа - русские мореплаватели, именами которых названы моря и проливы: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Витус Беринг, Фердинанд Петрович Врангель, Михаил Петрович Лазарев и др. Я надеюсь, что вы будете такими же смелыми, целеустремлёнными, как они.
оценивание?
Препятствие 6.
На корабль мы сели, но чтобы нам не утонуть в море, нужно собрать рассыпавшееся предложение записать и сделать синтаксический разбор.
мореплаватели, являются, нашего, гордостью, русские, народа
( 1 ученик у доски комментирует и разбирает)
Русские мореплаватели являются гордостью нашего народа.
( это предложение по интонации- невосклицательное, по цели высказывания - повествовательное, основа предложения- мореплаватели являются, есть второстепенные члены предложения - оно распространённое, нет однородных членов предложения)
- Отметьте в листах самооценки, кто справился с этим заданием. ?
Учитель: Молодцы, мы переплыли море и оказались в стране Глаголия.
Препятствие 7. Проверка д.з. Фразеологизмы. (включить нетбуки)
-Перед вами замок, в котором живут Глаголы. Чтобы зайти в в него, нужно вспомнить фразелогизмы и заменить их одним словом –глаголом.
Дети выходят к доске с рисунками и называют фразелогизмы.
Бежать со всех ног - торопиться
Водить за нос - обманывать
Распускать руки – драться
Зарубить себе на носу - запомнить
Витать в облаках - мечтать
-Молодцы! Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.
Препятствие 8. Спряжение глагола.
Учитель: Вот мы и в замке Глаголов. Нас встречает дядюшка Глагол. Он хочет, чтобы вы рассказали ему, что называют спряжением глагола?
Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.
Дети (хором) Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.
- Как определить спряжение глагола?
Дети:
- По ударным личным окончаниям. Если у глагола с безударным личным окончанием в начальной форме есть суффикс -и-, значит это (как правило) глагол 2 спряжения и надо писать личные окончания глагола 2 спряжения: букву -и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я в окончаниях 3 лица мн.ч.
-Если у глагола в начальной форме нет суффикса -и-, значит это (как правило) глагол 1 спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву -е-, а в окончаниях 3 лица мн.ч.- буквы -у/-ю.
-Если у глагола ударный суффикс -а-, то это глагол 1 спряжения: например читает.
Учитель вешает на доску лучик-опору
Дядюшка Глагол доволен вашими ответами и даёт вам задание по вариантам:
1 вариант показывает свои знания написания окончаний глагола по нетбукам , а 2 вариант помогает Дядюшке Глаголу расшифровать письмо, которое пришло ему от девочки. Она рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются её друзья. Нужно подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля … (колет)
Поля … (полет),
Паша … (пашет),
Варя … (варит),
Валя … (валит),
Света … (светит),
Катя … (катит),
Тоня … (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.
Проверка с объяснением окончаний.
Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.
Препятствие 9. Не с глаголами.
Учитель: -Молодцы! Дядюшка Глагол доволен вашими результатами. И прощается с нами. Но чтобы вернуться домой, нужно вспомнить, как пишется частица не с глаголами.
Дети: не с глаголами пишется отдельно.
Учитель вешает на доску лучик-опору
Пишем глагол с частицей не и передаём соседу: за 1 минуту какой ряд напишет больше глаголов.
Проверка: -Назовите, получившиеся глаголы. (не повторяться)
Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.
IY. Итог урока.
Вот мы и вернулись в класс.
- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
- Можно ли обойтись в речи без глаголов?
Кто же нам помогал преодолевать препятствия? Конечно Солнышко освещало наш путь.
- Расскажите по солнышку всё, что вы сегодня вспомнили про глагол.
-Для чего необходимы эти знания? Где пригодятся?
- Какие задания вам показались особенно интересными.
Что было трудным?
Что удалось? Что не удалось? Какую оценку себе поставили? Сложите все оценки и разделите на количество.
Υ.Домашнее задание: учебник стр.113 упр. 119, выучить правило о глаголе.
А теперь вы можете сфотографировать солнышко и дома рассказать родителям правило о глаголе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение и закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 20" 1 класс. Школа 2100
С помощью данной презентации учащиеся смогут закрепить чтение, запись и сравнение чисел от 1 до 10, повторить разрядный состав чисел второго десятка, закрепить умение решать задачи и уравнения....
Нестандартный урок математики во 2 классе по теме "Повторение и закрепление изученного материала"
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК "Планета Знаний".Основная цель урока закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание, задачи на разностное сравнение. Развив...
Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа».
Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа». Цель, задачи: закрепить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительн...
Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"
Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс....
Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.
Тема: «Повторение и закрепление изученного материала в конце года.» Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....
План- конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Ура! Путешествие...Повторение и закрепление изученного материала".
1) Оргмомент.2)Устный счёт3) Работа в тетрадях.4) Физкультминутка.5) Работа по учебнику.6) Итог урока...
Урок письма в 1 классе на тему "Повторение и закрепление изученного" . Букварный период.
Урок проводился по УМК «Школа России». Применялись различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке использовались...