Тема «Путешествие в страну Глаголию». Повторение и закрепление изученного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Злобина Ольга Анатольевна

Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_glagol.docx224.24 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. 

Тема «Путешествие в страну Глаголию». Повторение и закрепление изученного. 

Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи 

Задачи: Образовательные: 

1) Обучающая: 


  • закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола; 

  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей. 

  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания. 


2) Развивающая. 


  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; 

  • активизировать словарный запас. 


3) Воспитывающая:

• воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;


воспитывать доброжелательное отношение друг к другу 

Вид урока: игра-путешествие 

Тип урока: закрепление изученного материала 

Оборудование: карта страны Глаголии, карточки, словари, тесты -задания.,

цветные круги, таблицы -опоры.

Ход урока I. Организационный момент.

ΙΙ. Постановка задач урока

-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.

2.Постановка проблемы.

-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.

-Вы поняли, что я имела в виду?

-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарите улыбку.

-Какие я добавила слова?

-Какой частью речи они являются?

-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока. Какие задачи перед собой поставите? (Тема урока глагол. Задачи - закрепить знания о глаголе.)

Учитель помещает на доске название темы урока

глагол

- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая  сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

(Дети читают стихи)
1. «Интересная часть речи 
 В русском языке живет. 
Кто что думает расскажет: 
Чертит, пишет иль поет, 
Вышивает или пашет, 
Или забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит- 
Все расскажет нам... (глагол)»

2. Он лицо имеет, время,

Вид, наклонение и спряжение,

И не слишком он « высовывается »

С другими частями речи согласовывается!

У существительного, числительного и местоимения

Берет взаймы род и число

Для лучшего общения !

Занимает второе место после существительного,

Как наиболее употребительный .

Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на   вопросы что делать?   что сделать? в начальной форме.

Учитель вешает на доску лучик-опору

-Чем является в предложении? (В предложении является сказуемым.)

Учитель вешает на доску лучик-опору

Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?

Ответ учеников:  Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.

- Ребята, сегодня нас пригласили в страну Глаголию. Но подойти к дворцу не так просто. Жители страны будут чинить нам препятствия, проверять наши знания об изученной части речи - глаголе. А кто нам будет помогать преодолевать препятствия, вы узнаете в конце нашего путешествия.  Итак, отправляемся в путь! 
Каждый пройденный этап вы будете оценивать сами на листах самоконтроля. 
III. Закрепление пройденного материала 

  1. Закрепление знаний личных окончаний глаголов (индивидуальная работа). 
    Первое препятствие. Минутка чистописания. 



http://klevoz.ru/nuda/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse-tema-pu/2.jpg 


-Нужно перейти речку, построив через неё мост из сочетаний букв.
тъ ешь ет ут ишь ит ют чьhttp://klevoz.ru/nuda/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse-tema-pu/3.gif

- Что вы заметили? ( Это личные окончания глаголов и формообразующие суффиксы начальной формы глаголов) 

-Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.  ?

2.Словообразовательная работа. Комментированный словарный диктант (фронтальная работа).
-У вас на партах карточки со словарными словами. (карточки разного цвета по вариантам: красный, жёлтый, зелёный - 20 слов).  Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Кто закончит работу- получит карточку для самопроверки. 1-2 ошибки -поставьте себе на листе контроля 4, 3-4 ошибки- 3, 5 и более -2. Поднимите руку, кто оценил себя на  5, 4,3,2.

-Молодцы, через реку мы перешли.

Поставьте себе оценку на листах самоконтроля.


Второе препятствие.

Пока мы переходили реку, устали и всем захотелось попить воды.

-« Утолить жажду» можно при условии, если попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределённую форму глагола.



http://klevoz.ru/nuda/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse-tema-pu/4.jpg 

(Дети достают из «колодца» глаголы и образовывают глаголы неопределенной формы. Если ответили верно- опускают слова в колодец)

Дети:

-Я должна задать вопрос к слову – что делает? чернеет, чтобы поставить глагол в начальную неопределённую форму, нужно задать к слову вопрос что делать? чернеть.

Колесит -колесить, обедает - обедать, чернеет -чернеть, беседует - беседовать, фотографировал – фотографировать, поговорил - поговорить, гуляет - гулять,  путешествует – путешествовать, ездил –ездить, ездила – ездить.

- Отметьте в листах самооценки, кто справился с этим заданием. ???

-Почему у двух последних глаголов одинаковая начальная форма? (Это глаголы прошедшего времени -  они изменяются по родам в единственном числе.)
- Какое слово связано с нашим уроком? (Путешествие

-Найдите значение слова «путешествие» в толковом словаре.

- Для этого поработаем в группах , распределившись по цветам карточек.
Для каждой группы лежит толковый словарь О.В.Ожегова. 
(Путешествие-поездка или передвижение пешком по местам и ли странам , обычно для ознакомления или отдыха) 
(Работа со словарём в группах) 

-Запишем в тетради словарное слово и образуем от него глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени:

- Как правильно написать глаголы?

  • - Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
  • - Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
  • - Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

Учитель вешает на доску лучик-опору

(запись на доске с комментированием)

Путешествие - путешествую, буду путешествовать, путешествовал.

Препятствие 3

- Мы подошли к дремучему лесу и  хозяин леса Леший нас пропустит, если мы правильно определим время глагола.

Физминутка - игра. (Учитель показывает слова)

(слайд) Настоящее время  -хлопаем, прошедшее - поднимаем руки вверх, будущее - шагаем.

Бежит, говорил, поёт, будет писать, гулял, варит, светит, катил, запоёт, шагал, шагала.

-Последние два глагола одинаковые? ( у них разный род, в прошедшем времени глаголы изменяются по родам: м., ж,с.р)

Учитель вешает на доску лучик-опору

Препятствие 4

-Молодцы, Леший нас пропустил  дальше и мы идём по тропинке и путь нам преграждает Баба-яга. Она нас пропустит дальше, если вы ответите на её вопрос.

Баба яга -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Дети: Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам

  • Учитель вешает на доску лучик-опору

Баба яга -Проспрягайте глагол путешествую в настоящем времени по лицам и числам.

Учитель: Что нужно знать, чтобы справиться с этим заданием?

Дети:

У глагола есть лицо,

Не одно, а целых три!

Если хочешь их запомнить,

Повнимательней смотри!

Я пишу, и мы читаем-

Первое лицо такое.

Ты пришел, мы повстречались-

Так звучит лицо второе.

Он, она, оно, они

Ехали на пони.

Это третье лицо,

Хорошо запомни!

Учитель вешает на доску лучик-опору

Ученик у доски: я путешествую, мы путешествуем, ты путешествуешь, вы путешествуете, он путешествует, они путешествуют.

- Отметьте поставьте оценку?в листах самооценки, кто справился с этим заданием.

Препятствие 5.

Мы справились с этим заданием и подошли к берегу моря. Нам нужно переплыть на другой берег. Нас перевезёт корабль, если вы назовёте известных вам мореплавателей - путешественников. Помогут вам словари.

Дети: (рассказывают и показывают)

-Христофор Колумб - испанский мореплаватель. Джеймс Кук - английский мореплаватель, руководитель трех кругосветных экспедиций. Николай Николаевич Миклухо-Маклай -российский путешественник).

Учитель: -Многие имена русских путешественников, сделавших мировые открытия, давших цивилизации уникальные научные находки и описания, являются гордостью нашего народа - русские мореплаватели, именами которых названы моря и проливы: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Витус Беринг, Фердинанд Петрович Врангель, Михаил Петрович Лазарев и др. Я надеюсь, что вы будете такими же смелыми, целеустремлёнными, как они. 

оценивание?

Препятствие 6.

На корабль мы сели, но чтобы нам не утонуть в море, нужно собрать рассыпавшееся предложение записать и сделать синтаксический разбор.

мореплаватели, являются, нашего, гордостью, русские, народа

( 1 ученик у доски комментирует и разбирает)

Русские мореплаватели являются гордостью нашего народа.

( это предложение по интонации- невосклицательное, по цели высказывания - повествовательное, основа предложения- мореплаватели являются, есть второстепенные члены предложения - оно распространённое, нет однородных членов предложения)

- Отметьте в листах самооценки, кто справился с этим заданием. ?
Учитель: Молодцы, мы переплыли море и оказались в стране Глаголия.


http://klevoz.ru/nuda/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-4-klasse-tema-pu/5.jpg 


Препятствие 7. Проверка д.з. Фразеологизмы. (включить нетбуки)

-Перед вами замок, в котором живут Глаголы. Чтобы зайти в в него, нужно вспомнить фразелогизмы и заменить их одним словом –глаголом.

Дети выходят к доске с рисунками и называют фразелогизмы.

        Бежать со всех ног - торопиться

Водить за нос - обманывать

Распускать руки – драться

         Зарубить себе на носу - запомнить

         Витать в облаках - мечтать

-Молодцы! Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.

Препятствие 8. Спряжение глагола.

Учитель: Вот мы и в замке Глаголов. Нас встречает дядюшка Глагол. Он хочет, чтобы вы рассказали ему, что называют спряжением глагола?

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.

    Дети (хором)  Ко второму же спряжению

                            Отнесём мы без сомненья.

                             Все глаголы, что на – ИТЬ,

                             Исключая брить, стелить

                             И ещё смотреть, обидеть

                             Слышать, видеть, ненавидеть

                             Гнать, держать, дышать, вертеть,

                             И зависеть и терпеть.

                             Вы запомните, друзья.

                             Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

- Как определить спряжение глагола?

Дети:

- По ударным личным окончаниям. Если у глагола с безударным личным окончанием в начальной форме есть суффикс -и-, значит это (как правило) глагол 2 спряжения и надо писать личные окончания глагола 2 спряжения: букву -и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я в окончаниях 3 лица мн.ч.

    -Если у глагола в начальной форме нет суффикса -и-, значит это (как правило) глагол 1 спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву -е-, а в окончаниях 3 лица мн.ч.- буквы -у/-ю. 

-Если у глагола ударный суффикс -а-, то это глагол 1 спряжения: например читает.

Учитель вешает на доску лучик-опору

Дядюшка Глагол доволен вашими ответами и даёт вам задание по вариантам:

 1 вариант показывает свои знания написания окончаний глагола по нетбукам , а 2 вариант помогает Дядюшке Глаголу расшифровать письмо, которое  пришло ему от девочки. Она рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются  её друзья. Нужно подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля  … (колет)

Поля  … (полет),

Паша … (пашет),

Варя  … (варит),

Валя  … (валит),

Света … (светит),

Катя  … (катит),

Тоня  … (тонет),

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

Проверка с объяснением окончаний.

Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.

Препятствие 9. Не с  глаголами.

Учитель: -Молодцы! Дядюшка Глагол доволен вашими результатами. И прощается с нами. Но чтобы вернуться домой, нужно вспомнить, как пишется частица не с глаголами.

Дети: не с глаголами пишется отдельно.

Учитель вешает на доску лучик-опору

Пишем глагол с частицей не и передаём соседу: за 1 минуту какой ряд напишет больше глаголов.

Проверка: -Назовите, получившиеся глаголы. (не повторяться)

Оцените правильность выполнения задания на листах самоконтроля.

IY. Итог урока.

Вот мы и вернулись в класс.

- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?

- Можно ли обойтись в речи без глаголов?

Кто же нам помогал преодолевать препятствия? Конечно Солнышко освещало наш путь.

- Расскажите по солнышку всё, что вы сегодня вспомнили про глагол.
-Для чего необходимы эти знания? Где пригодятся? 

- Какие задания вам показались особенно интересными.
Что было трудным? 
Что удалось? Что не удалось? Какую оценку себе поставили?  Сложите все оценки и разделите на количество.

Υ.Домашнее задание: учебник стр.113 упр. 119, выучить правило о глаголе.

А теперь вы можете сфотографировать солнышко и дома рассказать родителям правило о глаголе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 20" 1 класс. Школа 2100

С помощью данной презентации учащиеся смогут закрепить чтение, запись и сравнение чисел от 1 до 10, повторить разрядный состав чисел второго десятка,  закрепить умение решать задачи и уравнения....

Нестандартный урок математики во 2 классе по теме "Повторение и закрепление изученного материала"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК "Планета Знаний".Основная цель урока закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание, задачи на разностное сравнение. Развив...

Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа».

Урок-путешествие по математике 4 класс «Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Многозначные числа». Цель, задачи: закрепить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительн...

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"

Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс....

Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.

Тема:  «Повторение и закрепление  изученного материала в конце года.»    Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....

План- конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Ура! Путешествие...Повторение и закрепление изученного материала".

1) Оргмомент.2)Устный счёт3) Работа в тетрадях.4) Физкультминутка.5) Работа по учебнику.6) Итог урока...

Урок письма в 1 классе на тему "Повторение и закрепление изученного" . Букварный период.

Урок  проводился по УМК «Школа России». Применялись различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.     На уроке использовались...