Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_grammatika.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект  урока

                 по русскому языку

                 по теме: « Повторение  и закрепление изученного                          в 1 классе»

               Серебриевой Елены Николаевны

                учителя начальных классов

                 ГБОУ гимназии № 433

                 Курортного района

                 г. Санкт - Петербурга

 


Итоговый урок по русскому языку в 1 классе

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по русскому языку за

1 класс;  развитие орфографической зоркости;  развитие формирования интереса к изучению родного языка.

Оборудование: наглядные пособия по русскому языку за 1 класс, дидактический и демонстрационный материал.

Ход   урока.

1.Организационный момент.

      Ученики: Звенит звонок – начинается урок.

      Учитель: Садитесь, ребята. Этими словами мы обычно начинаем урок. Но сегодня урок необычный – урок открытый и мы рады приветствовать гостей на нашем уроке русского языка «Веселая грамматика». Вы пришли в 1 класс даже не умели писать буквы ,а теперь пишете сочинения.

       

2. Основной этап урока.

     Учитель: Что такое грамматика?

     

Учитель:  Давайте вспомним, чему нас научила   грамматика в 1 классе.

                   Перелистаем ее страницы

 

Звуки и буквы.

Слоги и слово.

Предложение. Текст.

Учитель:  Итак, вперед  по страницам грамматики. Эту загадку вы, наверняка знаете:

33 родных сестрицы

Писаны красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Ученики:  Алфавит.

Страница 1. Звуки и буквы

Учитель: Что такое «алфавит»?

Ученики: Алфавит - это буквы, расположенные друг за другом, в определенном порядке.

Как может ещё называться этот порядок букв?

Учитель: Молодцы!  Сегодня на уроке с нами будет работать «Волшебная лента букв»,

                 на которой расположены буквы  в  другом порядке.  В каком же порядке расположены буквы?

Ученик: На «волшебной» ленте буквы расположены в другом порядке:

                слева, на красном фоне – гласные буквы. Их 10. Звуков 6.

                Йотированные буквы  е  е  ю  я  издают 2 звука, а в слиянии с мягким согласным –

                один звук.

                                                ( Демонстрация опорной таблицы по теме.)

Игра: « Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на буквы. Какая буква лишняя и почему?

А  У  П  И

Ч  Щ  Е  Й

Л  Н  Т  Р

Ж  Ц  М  Ш ( слайд 2)

Задание 1.Распределить слова в два столбика: 2 звука. 1 звук.

                    Ель, мел, съёмка,  баян, Люда, Коля. (слайд 3)

 По какому принципу вы их распределили?

Задание 2. Записать в тетрадь  транскрипцию слов: баян, мел.                                                          

                     Но сначала сделать Разминку для пальцев:

Раз, два, три, четыре, пять

                                                                 Вышли пальцы погулять.                                                    

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал-

Очень ловок и удал.

Запись в тетрадь:   баян -  б а й а н       мел -  м э  л

Страница 2.  Слоги  и  слово.

Учитель: Что мы знаем о гласных звуках?

Ученик: Гласные звуки произносятся свободно, без преград.

                Гласные звуки образуют слог: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Задание 3.  Поиграем в «Эхо». Произнеси последний слог. (слайд 5)

Черный ворон на дубу

С белой крапинкой на лбу (БУ)

От дождя блестит кора

Вдалеке видна гора (РА)

Нелегко туда пройти

Мост разрушен на пути (ТИ)

В замке светится окно

А в горах уже темно (НО)

Превосходная картина!

Кто художник? – (БУРАТИНО)

Задание 4. Записать слово «Буратино», разделив  его на слоги;

                     Вспомнить автора произведения «Приключения Буратино»;

                     Вспомнить правило о большой букве.

Имена, фамилии,

Клички, города –

С большой буквы

Пишутся всегда.

 ( слайд 6) Найдите слово, в котором 2 слога, но перенести его с одной строчки на другую нельзя. Почему?

Кузнечик, ветка, оса, мел, жаворонок.

Страница 3.  Безударные  гласные. ( слайд 8)

Какие бывают гласные?

Ученик: Гласные звуки бывают ударные и безударные.

                Безударные  гласные  а  о  е  и  я   надо проверять.

 

Задание 5. Выборочный диктант. Записать слова, в которых написание выделенной буквы надо проверить:  цапля, цветы, солнце, гостил, зверёк.

Выписать слова с проверочными.

Цветы – цвет,    гостил – гость.

Страница 4.  Согласные  буквы и звуки.

                                                                                 Звонкие  и  глухие согласные.

Ученик:  В центре «волшебной» ленты расположены согласные буквы. Их 21.

                 Согласные буквы обозначают  согласные звуки, которые произносятся с преградой  

                 во рту.

                 Верхний ряд букв обозначает звонкие звуки, которые произносятся с голосом и шумом.

                 Нижний ряд букв обозначает глухие звуки, которые произносятся только с шумом.

Страница 5.  Парные согласные.

Ученик: Согласные  бывают  парные  и  непарные. Парные  согласные  надо проверять.

Задание 6. Записать в тетрадь  слова с парными согласными. ( слайд 10)

Медведь – медведи, нож – ножи , жираф – жирафы

Какое правило встретилось в словах?  ( жи-ши,  ча- ща, чу –щу)

Задание 7. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели сочетания с шипящими.                            

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

Ног нет, а хожу.

Рта нет, а скажу –

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

На носу сидим,

На мир глядим,

За уши держимся. (Очки)

Запись слов: Лыжи, часы, щука, очки. (Подчеркнуть буквосочетания.)

Страница 6.  Мягкий  и  твердый  знаки.

Ученик:  Справа на «волшебной» ленте расположены мягкий и твердый знаки.

                 Эти знаки звуков не обозначают.

                 Мягкий знак смягчает предшествующий согласный, а твердый -  нет.

                 Кроме этого, эти знаки служат для разделения согласного звука от гласного.

                 В этом случае их называют разделительными.

Задание 8. Записать слова  банка-банька, обозначить количество букв и звуков.

Ученик:                                                Твердый знак нам нужен тоже.

Без него писать не сможем:

«Съезд, съедобный, объясненье

И подъезд и объявленье».

Было «сели», стало «съели»…

Догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

               Кто виновник? – Твердый знак!                                                      

Задание 9. Записать слова  сели – съели, обозначить количество букв и звуков.

 Без ъ и ь знаков меняется значение слова.

Физминутка.

Страница 7. Слово.

Учитель: Мы столько слов с вами записали, а ведь слова бывают разные и каждое слово  что-то

                  обозначает  и  отвечает  на  определенный  вопрос .

                  Какие бывают слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?  

Ученик:  Есть слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают предметы – это

                имена существительные .(приводит пример)

               

Ученик:  Есть слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?  и

               обозначают признак предмета – это имена прилагательные. (приводит пример)

Ученик: Есть слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?........и

                обозначают действие предмета – это глаголы. (приводит пример)

Задание10. Конкурс-игра. Кто больше? Записать слова в три столбика:

                      ПРЕДМЕТ. ПРИЗНАК. ДЕЙСТВИЕ.   Задание выполняется на доске, тремя командами,

                      на время.

Страница 8. Предложение.

Учитель:  Будут ли эти слова являться единицей нашей речи? Из чего состоит наша речь?

                   Ответы учащихся:  Наша речь состоит их предложений.

 Учитель:  Что такое предложение? Ответы учащихся:

                   Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

                   Предложение содержит законченную мысль.

Учитель:  Являются ли слова, записанные на доске  предложением?   Ответ:  Нет.

                    -Верно. Эти слова не являются предложением. Их надо связать так, чтобы получить

                    законченную мысль. Какая часть речи служит для связи слов в предложении?

                    Ответ:  Предлог.

Задание11. На партах имеются карточки со словами. Расставить карточки так, чтобы получилось

                       предложение. ( Учащиеся составляют предложения и зачитывают их.)

( предложения составляют в разном порядке)

Букет

Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.

Примечание:  Предложения подобрать разные по цели высказывания, тогда можно задать

                           дополнительный вопрос:  Какие бывают предложения по цели высказывания?

Страница 9.  Текст.

Учитель:   Что такое текст?  Ответы учащихся:

                    Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.

                    Текст имеет главную мысль и написан на определенную тему.

                    Текст можно озаглавить.                                                                                                        

Учитель:  Можно ли из ваших  предложений составить текст? (- да, если поставить предложения в правильном порядке)

 В 3-ем предложении назовите грамматическую основу.

Что такое грамматическая основа?

3. Заключительный этап урока.

         

      Учитель подводит итог урока: «Мы пролистали все намеченные странички грамматики.

Повторили весь пройденный материал по русскому языку за 1 класс. Встаньте те, кто сегодня

отвечал. (Встает весь класс. Оценить учащихся). Ну что, осилили грамматику?

Ученики:                               Люблю тебя грамматика

                                                Ты умная и строгая.

                                                Тебя моя грамматика

                                                Осилю понемногу я.

                      Учащиеся награждаются эмблемой «Юный  грамотей  -  20.. года»

                           

                                                            Литература

1.Учебник  Т. Г.Рамзаевой  «Русский язык. 1 класс».  Москва, Дрофа, 2010.

2.Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой»

3.Журналы «Начальная школа»

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные признаки изученных единиц речи» (УМК "Перспектива")

Цель:  систематизация полученных  знаний об имени прилагательном; Планируемые результатыПредметные:- знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.- уметь определя...

Конспект урока по математике на тему: "Свойства сложения. Закрепление изученного.", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки обучающихся; повторение пройденного материала.Планируемые результаты:Предметные:уметь вычислять значени...