Предмет: русский язык 3 Класс Технологическая карта урока Исеновой К.У Тема: Подготовка к изложению по рассказу В. Бианки «Три весны.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Исенова Калампыр Урундукбаевна

Ученики научатся составлять текст по самостоятельно составленному плану (определять тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст. По по рассказу В. Бианки  «Три весны.» Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь по чистописанию, картинный словарь,   мультимедийное оборудование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык                          3   Класс Технологическая карта урока   Исеновой К.У

Тема: Подготовка к  изложению по рассказу В. Бианки  «Три весны.»

Цель:  развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Основные  термины Изложение. Текст-повествование. Тема текста. Главная мысль текста. План

Планируемый результат:  

Предметные: научатся составлять текст по самостоятельно составленному плану (определять тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель  и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь по чистописанию, картинный словарь,   мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Хай Файв

Психологический настрой




Приветствие учащихся. Настрой на урок

-Сегодня у нас необычный урок русского языка , к нам пришли гости. Поприветствуем гостей !

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- К уроку все готовы? Класс ! Да?

- Что ж начнём его сейчас.

- Партнёры по плечу поприветствуйте друг друга.

- Партнёры по лицу поприветствуйте друг друга.

Улыбнитесь друг другу

 

Приветствие учителя.

Дети приветствуют учителя

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: слушать и слышать, ясно и чётко повторять за учителем.

 II. Введение в тему урока. Постановка цели урока.

 

1. Определение темы урока.

- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло.   

 - На столах лежат карточки с кроссвордами, составьте слово.

- Какое слово у вас получилось ? ( Изложение )

-Кто назовёт тему нашего урока ? Мы будем готовиться к изложению.

- Какую поставим учебную задачу перед собой ? Научиться писать изложение по составленному плану.   Ребята, вы должны держать в памяти эту учебную задачу на протяжении всего урока.

-Что такое изложение ? (Письменное и устное изложение текста

-  Я предлагаю вам прослушать музыку великого композитора Чайковского и выступление Маши . И вы ответите на  вопрос , о чем будем текст к изложению ?

2.  - Послушайте  и угадайте. О чём мы будем писать текст?

 (включаю  видеоролик,  звучит музыка Чайковского, « Подснежник» секунду  подожду и ученица начинает  читать  стихотворение  Ф.И. Тютчева «Весенние  воды»).

 Ещё  в  полях  белеет  снег,

А  воды  уж  весной  шумят-

Бегут  и  будят  сонный  брег,

Бегут  и  блещут и  гласят…

Они  гласят  во  все  концы:

«Весна  идёт,  весна  идёт!

Мы  молодой  весны  гонцы,

Она  нас  выслала  вперёд!»

Весна  идёт,  весна  идёт!

И  тихих  тёплых  майских  дней

Румяный  светлый  хоровод

Толпится  весело  за  ней.

-Какое  время  года  описывается  в  стихотворении?

Д.  Весна.

-Что вы почувствовали слушая музыку композитора Чайковского.

Музыку каких композиторов, вы знаете ? (Моцарт, Глинки, Шопен, Бах,

У.  О  весне  написано  много  стихотворных,  прозаических,  музыкальных  текстов.

-Назовите произведения каких писателей мы читали  о Весне.    (   Выставка книг о Весне )

-Давайте  вспомним.  Что  такое  текст?

Д.  Текстом   называется  два  и  более  предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённых одной  темой.

- Какие бывают тексты ? ( Описание, рассуждение и повествование

- Запишите число 18 марта. Классная работа.

- Итак, какую поставили мы  учебную задачу ? (Научиться писать изложение по составленному плану.)

-Что необходимо для написания изложения?

 На столах у вас лежат голубые листочки с алгоритмом написания изложения.

1.Познакомиться с текстом.

2. Озаглавить текст.

3. Разделить текст на смысловые части. Озаглавить каждую часть .

4. Записать план.

5. Выполнить словарно- орфографическую работу.

Изложение.

(Работать с текстом. Писать изложение).

Писать изложения

Дети работают в тетрадях)

Письменный пересказ текста.

Чтобы уметь составлять текст

Необходим текст

Описание, повествование, рассуждение.

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя

Познавательные :

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

III.  Знакомство с содержанием текста для изложения

Тач- даун.

 

Беседа по содержанию.

6.Составление плана.

1. Чтение текста по карточке.

- Ребята,  на столе у вас три карточки. Зима перепутала нам части в тексте. Вы сами должны определить и расположить  части текста по   порядку.

- Проверим  ваши тексты ( Текст на презентации, дети сверяют )

- У кого всё правильно прошу подать сигнал ! Поднимите руки !– Отличная работа !

- У кого не так ? Исправьте .

- Как можно озаглавить наш текст? (Три весны)  Запишите название « Три весны.»

У.  Какие  три  весны  описывает  автор?

Д.  Весна полевая,  весна  речная,  весна  лесная.

У. Почему  первой  приходит  весна  в  поле?

Д.  Солнце  быстрее  нагревает  открытые  участки  земли.

У.  Что  происходит  в  это  время  в  поле?

Д.  На  земле  чернеют  проталины. Прилетают  грачи, скворцы,  жаворонки.  

У.  Куда  весна  направляется  потом? Почему?

Д.  Тает  снег, появляются  ручьи.  Они  бегут  в  реку. Вода  в  реке  поднимается  и  начинает  ломать  крепкий  лёд. На  реке  начинается  ледоход.

У.  Почему  в  лес  весна  приходит последней?

Д.  Солнышку  трудно  пробраться  сквозь  ветки  и  стволы  деревьев и  растопить  снег.  Здесь  он  лежит  дольше.

У. Действительно ли  это  три  разные  весны?

Д.  Нет.  Весна  одна. Но  приходит  она в поле,  на реку, в  лес в  разное  время.

У. Какая основная  мысль текста?

Д. Оживление  природы.  Победа  весны  и  солнца.

У.  Сколько  частей  в  тексте?

Д. Три.

Как будем писать каждую часть в тексте ?

У.  Послушайте  ,  как  весна  приходит  в  поле.

(перессказ  первой  части  учеником).

 2. Лексическая работа. 3. Беседа по содержанию.

 1. Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее  зерно.

У.  О какой  весне мы прочитала?

У.  Молодцы,  вы  внимательны.

Как  можно  озаглавить  эту  часть?

 (на  доске- Весна  полевая.)

У. Первой  весна  приходит  в  поле. Что  чернеет  на  земле?

У. Что  такое  проталины?

Д.  Места  где  растаял  снег.

-Что помогает весне? Почему все тает? Все растет?        (Солнце).

У. Какие  птицы  прилетают весной?

Д. Прилетают грачи,  скворцы, жаворонки.

У. Что таскают  из  земли  грачи?

Д. Грачи таскают  из  земли  червей.

У. Кого ловят  скворцы?

Д. Скворцы ловят насекомых.

У. Что собирают жаворонки?

Д. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.  Ромашка

У. Почему о зерне сказано прошлогоднее?

Д. Оно осталось с прошлого года.

У. Вместе с весной отправимся дальше Сядьте правильно, приготовьтесь слушать.

Послушайте вторую часть.

           2 В полях бежит ручьями снег и спасается  от  солнца   под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы-    утки, гуси. лебеди, чайки.

У. О какой  весне говорится  во  второй части?

Д. О весне речной.

У. Как озаглавим вторую часть?

Д. Весна речная.

(на доске запись- Весна речная.) 

Запись плана в тетради.

У. Какие  перемены произошли на реке с приходом весны?

Как бежит снег в полях?

Д. Снег в полях бежит ручьями.

У. Что , значит снег бежит ручьями?  

Д. Тает , образует  ручейки.  

У. Где и от кого он спасается?

Д. Он спасается от солнца под крепким льдом реки.

У. Что произошло со льдом?

Д. Лёд треснул.

У. Кто проснулся в реке?

Д. Проснулись рыбы, рачки.

У. Кто ещё  рад  весне на реке?

Д. Рады водяные птицы – утки, гуси. лебеди, чайки.

У. Вот  и здесь  весна  сделала  свою работу.

Отправилась  весна дальше.

Чтение третьей части.

           3    Зима уходить не хочет. Долго прячет  последний снег в  лесу.  Но идёт  весна лесная. Укутывает деревья  зелёным  туманом,  возвращает    певчих птиц. Это  победа  весны  и  солнца.

У.  О  какой  весне  говорится  в  третьей  части?

Д.О весне лесной.

У. Как можно озаглавить эту  часть?

Д. Весна  лесная.

(на доске карточка- Весна лесная.)

У.  В  лесу  мы  ещё  застали  зиму. Что она не хочет делать?

Д. Зима уходить не хочет.

Что на это указывает? Что она  прячет в лесу?

Д. Долго прячет последний снег в лесу.

У. Какой снег?

Д. Снег последний.

У. Но идёт весна лесная. Чем  укутывает она деревья?

Д. Укутывает  деревья зелёным  туманом.

У. Что значит укутывает?

Д. Заворачивает, кутает.

У. В толковом  словаре Ожегова говорится так- укутать-закутать со всех сторон.(укутать ребёнка в  одеяло  или одеялом.)

Туманом  каким?

Д. Зелёным туманом.

У. Почему?

Д. Ещё нет  листочков, но почки лопнули и показались  краешки  зелёных листьев. Это и есть зелёный туман.

Вот и  весна  укутывает  деревья  зелёным  туманом  как своих  детей.

У. Кого возвращает весна? Что значит возвращает?(прилетают из тёплых стран.)

Д. Возвращает весна певчих птиц.

У. Чья это победа?

Д. Это победа весны и солнца.            

У. В каком предложении выражается основная мысль текста?

Д. Это победа весны и солнца.

У. Запишите  план  в  тетрадь.

Чтение текста  второй  раз.

Послушайте ещё  раз  весь  текст.

Учитель читает.

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы беленький цветочек

Полузамерзший, чуть живой.

Что это?  (Подснежник.)  ( На доске подснежник с трудными словами. )

- О весне сочиняют прозу, весне посвящают стихи. И, конечно же, весне посвящают картины. У нас в классе маленькая картинная галерея

  Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку картин русских художников на тему весны.

В своих картинах художники изображают весну. В классе у нас висят репродукции картин И.Левитана

« Ранняя весна».

Какая весна на картине ? (  Полевая  весна.  )

- И.Левитана « Весна. Большая вода». ( Речная   весна.  )

 -И.Левитана « Весна. Последний снег». ( Лесная весна )

     (на  доске  вывешиваются  картины – три  весны).

1ПО

Нет.

Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность.

Текст-это несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу

Порядок частей.

Учащиеся располагают части по порядку.

Д.  О  весне  полевой.

Д.  Весна  полевая.

Д.  На  земле  чернеют  первые  проталины

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

 Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

7. Беседа по содержанию. 

8.Составление плана текста

Физминутка

2. Поиск опорных слов.

- Посмотрите ещё раз в текст и выделите в нём опорные слова.

- Слова, какой части речи будут опорными? (глаголы)

- Подчеркните их в тексте.

-Возьмите карточку и проверьте, правильно ли вы выделили слова.

1. Приходит, чернеют, прилетают, таскают.

 2. бежит, наступает, проснулись.

3. уходить не хочет, прячет, идёт, укутывает, возвращает.

- Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «весна»?

Физминутка

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка, (дети поднимают и опускают плечи)
«Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!" (маршируют)
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Дети читают

   Определить тему, главную мысль, озаглавить текст

О чем говорится в тексте.

Это то, ради чего автор написал текст (либо то, что хотел сказать автор

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Найдите слова - опоры к первой части.

На доске

1.Весна полевая.

(Проталина, жаворонок, прошлогоднее, собирают)

2.Весна речная.

(Проснулись, бежит снег и  спасается, проснулись)

3.Весна лесная .

(Прячет, укутывает, возвращает, , победа )

- Какие разные слова можно  использовать, чтобы не повторять одно и то же слово?

План

1. Весна полевая

Ключевые слова

2. Весна речная.

3.Весна лесная

Уходить не хочет,

Укутывает деревья, возвращает певчих

Победа.

Читают план.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 

Орфографическая подготовка 

VI. Пунктуационная подготовка  

Орфографическая работа. 1 часть. Весна полевая .  Попробуйте рассказать. О чём  напишете  в первой части..

Нам  встретилось  слово  проталины, мы  уже  знаем что оно обозначает, прочитаем  как оно пишется  про-та-ли-ны

Жаворонки, в этом  слове  часто  неправильно ставят  ударение,

Прочитаем  с ударением,  по  слогам –Жа-во-рон-ки

Нам  часто  встречается  слово  насекомые.

Прочитаем  все вместе как оно пишется  на-се-ко-мы-е

Собирают-  в этом  слове  нам  встретились  неизвестные  нам  написания.  Прочитаем  и  запомним  как пишется это слово- со- би-ра-ют. Приставка со-, корень-бир-,  суффикс-а-, окончание -ют.

Прошлогоднее- сложное слово,  состоит из  двух  корней. Что, значит прошлогоднее- осталось с прошлого года.  

(Эти слова вывешиваются  на доске, по  отношению к  какой –то части.)

2 часть. Весна речная.  О чём  напишете во второй части.

Спасается- слышим  тца, а пишем  тся. Это слово с трудной  орфограммой, прочитаем его по  слогам. Спа-са-ет-ся.

3 часть. Весна лесная. О чём напишете в третьей части? Укутывает. Что значит?

У-ку-ты-ва-ет.

Возвращает. Возвращать- вернуть кого-что. Воз-вра-ща-ет.

4. Какие слова можно выделить как «опасные» в написании?

Проснулись – приставки «пра» не бывает

Наступает – приставки «но» не бывает

Речная, рачки -  сочетания «ЧК, ЧН, НЩ» пиши без мягкого знака!

Насекомых – словарное слово – надо запомнить!

Лебеди - безударная гл. в корне - лебёдушка

5. Какие по цели высказывания предложения в этой части? (повествовательные – рассказывают о речной весне)

- Возьмите карточку № 3. (карточка «Пиши правильно».)

- Разберём слова, в которых подстерегают ошибки.

  1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.

В…сна –  _____________              л…дяной– ______________
з..мли – _____________                л..сная  – ______________
б..жит – ____________                  выл…зла - ___________________

З..рно  – _____________                в..дяные- _____________________

В л..су – ___________                   лё… – _________________

п..лях – _____________                 сне.. ____________

в..дяные  – ______________         д..ревья          

2. Раскрой скобки

(в)полях - ______________                                   (в)лесу - _____________

(из)земли -________________                   (на)ступает  -________

(от)солнца  -________________                  (не)хочет -_______

3.  Выдели орфограмму чк.

Речная, рачки,____________________

4. Спиши. Выдели орфограммы жи,ча .

Бежит, чайки, возвращает_____________________

5. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

      Возвращают, укутывает, прошлогоднее, чернеют, собирают, спасается, проталина.

VI. Пунктуационная подготовка  – Прочитайте предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь должна стоять запятая? Три  весны.

                           

Разобрать орфограммы выписать трудные слова.

Дети находят слова с нужной орфограммой и подбирают проверочное слово

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные: пропедевтика решения задач

.

 

VII . Устный рассказ

7.Пересказ по частям Дети образую пары выходят к картинам Левитана « Весна. Большая вода.», « Ранняя весна.», « Весна. Последний снег.»

Дети пересказывают друг другу текст « Три весны.» по частям и переходят по кругу к следующим картинам Левитана.

Каждый самостоятельно читает текст.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке

VIII. Повторное чтение текста учителем.

Инструктаж:

- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).

-

Проверим.

Получился ли текст? Проверим орфограммы.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

Регулятивные:

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока.

  1. Рефлексия.

-Чему учились на уроке?

 Закончите предложения

Сегодня на уроке:

1.Я узнал, что…

2.Я понял, что…

3.Было сложно…

4. Было понятно…

Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст.

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Памятка №2

 Орфографическая подготовка.

- Возьмите карточку № 3. (карточка «Пиши правильно».)

- Разберём слова, в которых подстерегают ошибки.

  1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.

В…сна –  _____________              л…дяной– ______________
з..мли – _____________                л..сная  – ______________
б..жит – ____________                  выл…зла - ___________________

З..рно  – _____________                в..дяные- _____________________

В л..су – ___________                   лё… – _________________

п..лях – _____________                 сне.. ____________

в..дяные  – ______________         д..ревья          

2. Раскрой скобки

(в)полях - ______________                                   (в)лесу - _____________

(из)земли -________________                         (на)ступает  -_____________

(в)гнезде -________________                            (с)дерева (на)дерево -_________________

3.  Выдели орфограмму чк.

Речная, рачки,____________________

4. Спиши. Выдели орфограммы жи,ча .

Бежит, чайки, возвращает_____________________

5. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

      Возвращают, укутывает, прошлогоднее, чернеют, собирают, спасается, проталина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС лыжная подготовка 1 класс

Цель: Дать понять, каквлияют занятия лыжной подготовки на здоровье человека. Научить передвижению на лыжах скользящим шагом....

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства - "Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет»" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОТема урока «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить с ос...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...

Технологическая карта урока Литературного чтения ""Март в лесу» И. Соколов-Микитов, А. Майков "Весна"" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Мик...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Н. Сладков "Медвежья горка" (рассказ)"

Цель урока: формирование у учащихся представления о произведении Н. Сладкова «Медвежья горка».Задачи урока: 1. дидактические: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять г...