Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 119 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_lit.cht_.3_kl.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Напалкова И.П., МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Урок 90.
Технологическая карта урока.
Тема | «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») | |||||
Цели | Формируем умение: – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; – находить в тексте материал для характеристики героя; – составлять рассказ-характеристику героя; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; – выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения: – аргументировать свою точку зрения к прочитанному; – высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано). Обучение: –самостоятельному пересказу текста. | |||||
Основные понятия | Характер клеста | |||||
Ресурсы: – основные – дополнительные | – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Учебник Литературное чтение «В одном счастливом детстве» для 3 класса общеобразовательной школы. – презентация к уроку | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах. | |||||
Этапы урока | Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||
предметные | УУД | |||||
I. Организационный момент. | – Улыбнёмся друг другу. Садитесь удобно и начинаем работать. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; | ||||
II. Актуализация знаний | Беседа о прочитанных произведениях. | – Раздел, который мы читаем называется «Животные в нашем доме». – Вспомните фамилии авторов, рассказавших; про Ханга и Чанга про Дымку и Антона про морскую собаку – Почему все собаки такие разные? – От чего зависит характер собаки? | Слайд 1. – Юрий Коринец – В. Драгунский – Г. Сапгир – У них разные характеры. – От условий жизни, от отношения человека, от породы. | 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; других; | ||
II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) | - А каких птиц обычно держат дома? - Может ли птица стать для человека другом? - Узнаем об этом. Открываем учебник на с. 90. | Высказывание детей. | 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать речь других | |||
III . Открытие нового знания. Формулирование темы. | 1. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом. Чтение 1 части (комбинированное чтение вслух: дети – учитель) Перед чтением: Вопросы после чтения: Рассказ учителя о клесте – сосновике. Чтение 2 части рассказа. Ведение диалога с автором. Словарная работа. Вопросы после чтения Прослушивание записи. Чтение 3 части (цепочкой) Вопросы после абзацев. | - Прочитайте имя и фамилию автора. Известен ли он вам? Что читали? - Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. - Что можете предположить о содержании рассказа. - Кого могли бы звать «капитан Клюквин»? - Прочитаем 1 часть, проверим наши предположения. - Оправдались ли ваши предположения? - Действие рассказа происходит в Москве, в районе, который называется Сокольники. - Что значит слово сиделый? - Кого же звали капитан Клюквин? - Почему клёст получил такое имя? - Клест-сосновик — более крупный вид клестов (длина 20 сантиметров)обитающих в лесах нашей страны. - Какие вопросы к автору появились у вас после чтения 1 части? - Я бы ещё спросила: «Каждый ли клёст может стать капитаном?» И именно так я сформулировала тему нашего урока: «Каждый ли клёст может стать капитаном?» - Почему рассказчик проснулся пораньше? Вот и ответ. - Каково же было первое впечатление от песни? - А как это «убогая песня»? - Новое колено – особое, чем – то выделяющееся место. - Обратите внимание, на поведение капитана Клюквина: выдерживает паузу, готовится к исполнению. Что – то должно произойти… - Чем удивила песня клеста? - С кем сравнивает рассказчик клеста? - К какому мнению приходит, выслушав песню до конца? - Как менялось настроение рассказчика?
- А вам хотелось бы услышать песню клеста? - Что услышали вы? Найдем и подчеркнём слова, говорящие о том, что слышал рассказчик в песне клеста? - Можете ли сейчас высказать предположения о характере птицы? 2 абзац: - Что чувствовал рассказчик, наблюдая за капитаном? - Почему так много осенних слов в описании птицы? 3 абзац: - Подтвердились ли наши предположения о характере клеста? - Что ещё можно сказать о характере птицы? 4 абзац: - О каких повадках птицы узнали? - Найдите и подчеркните интересные сравнения этом абзаце? - В этой части много эпитетов. Какова их роль? Проверим кто внимательный читатель. Я называю эпитет, вы – подходящее из текста существительное. Пасмурная … (осень), огненный … (капитан Клюквин), весёлый … (характер), смоляное … (семечко), бузинная … (жёрдочка), деревянный … (конь). | Слайд 2. Должны вспомнить рассказ Ю.Коваля «Дик и черника» (1 класс «Капельки солнца) Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения о содержании, работают с заглавием. Слайд 3. Читают1 часть про себя, проверяют предположения.
Слайд 4.
- Сиделый – приученный сидеть в клетке, т.е. ручной. - Клеста. - За яркое оперение клюквенного цвета. Слайд 5. Высказывания детей. Слайд 6. Читают 2 часть. - Не понравилась, совсем простая, убогая, скучная. - Простая, однообразная, неинтересная Слайд 7. - Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг: настоящий певец! Слайд 8. Работают с текстом Высказывают предположения. - Была осень, своей расцветкой птица напоминала краски осеннего леса. - Свободолюбивая, настойчивая Работают с текстом. Слайд 9. | самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации осознанно, правильно, выразительно читать вслух; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили находить в тексте материал для характеристики героя видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения | 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. | |
Физминуткка. | На горе стоит лесок | |||||
III . Открытие нового знания. | Чтение 4 части (самостоятельное чтение детьми) Работа в группах После чтения: Чтение 5 части (самостоятельное чтение про себя, выборочное чтение) Вопросы выборочного чтения | - 4 часть прочитайте самостоятельно. По ходу чтения задавайте вопросы. - В этой части происходит быстрая смена действий. Восстановим последовательность действий рассказчика и клеста. Взял семечко – просунул – отвернулся Сунул в рот – цокнул – разгрыз – посмотрел – сдался – бросил – разгрыз - Используя эти глаголы, перескажите 4 часть. - Что ещё мы узнали о характере клеста? - Что узнали о рассказчике? Какой он? - Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы? - Чем закончилось первое путешествие по квартире? - Докажите, что клёст волновался и слегка трусил, оказавшись на крыше клетке. - Что ещё узнали о клесте? - А о рассказчике? | Работают в группах. Задают вопросы. Слайд10. Используя глаголы пересказывают 4 часть.
- Был гордым. - Любознательный. - Есть аквариум. | подробно и выборочно пересказывать текст аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; | ||
IV. Итог урока. | Фиксирование нового содержания урока. | - Интересно читать про птицу? - Как вам кажется, какое желание есть у клеста? О чем бы он попросил, умей говорить? - Вернёмся к теме урока. Ответьте на вопрос. | ||||
V. Домашнее задание | - Дочитать рассказ до конца. | Слайд 11. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коваль Юрий Иосифович
Рассказ «Капитан Клюквин»
Сокольники – район Москвы. Снимок сделан между 1979 -1986 годами 2009 год
Клёст – птица особенная
Тема урока: "Каждый ли клёст может стать капитаном?"
Убогая песня – совсем простая, убогая, скучная. Новое колено – особое, чем – то выделяющееся место.
Внимательный читатель пасмурная осень, огненный капитан Клюквин, весёлый характер, смоляное семечко, бузинная жёрдочка, деревянный конь.
Взял семечко – просунул – отвернулся Сунул в рот – цокнул – разгрыз – посмотрел – сдался – бросил – разгрыз
Произведения Юрия Коваля
Интернет - ресурсы http://www.e5.ru/product/kapitan-klyukvin_8109269/ http://blagoroden-don.livejournal.com/1278034.html http://russos.livejournal.com/430732.html http://www.oldmos.ru/photo/view/70284 http://www.housemall.ru/11687/ http://www.zyblik.info/pticjzi/klestel.htm http://fantlab.ru/work142797 http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post150826495/ http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/840 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...
Презентация.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин" .
Литературное чтение.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин"....
Ю.Коваль. Капитан Клюквин. Раздел 8. Проверочная работа. 3 класс. УМК " Школа 2100".
Цель: определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; уметь характеризовать характеры и поступки героев; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан...
Конспект урока по литературному чтению "Ю. Коваль «Капитан Клюквин» 3 класс
Данный конспект урока будет полезен учителям....
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что может линия. («Зимний лес»)» (УМК «Школа Неменского», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с приёмами выполнения зимнего пейзажа.Задачи урока: Дидактические:1) формировать умение видеть изменения в природе;2) учиться изображать пейзаж кистью, используя ...