Правописание –тся и –ться в глаголах Урок в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока

Урок открытия нового знания

УМК

Планета знаний

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс, раздаточный материал.

ЭОР:

Приложение к интерактивной доске SmartBord «Правописание приставок и предлогов»,

Ноутбуки на каждую парту с программой «Электронная тетрадь по русскому языку. 4 класс»,

Программа электронного голосования.

Цель

Формирование у обучающихся навыка правописания глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и   научить задавать вопросы к глаголам.

Отработать алгоритм выбора написания –ться и -  тся в глаголах.

Научить самостоятельно находить орфограмму в словах и графически обозначать ее на письме.

Личностные:

развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях,

уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

мотивировать к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

уметь формулировать цель на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; 

оценивать правильность выполнения действия; 

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

эффективно сотрудничать совместном решении задачи;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Основные понятия

Глагол, неопределенная форма глагола.

Используемые педагогические технологии

В основу урока положена технология полного усвоения, взяты элементы технологии проблемного обучения; технологии системно – деятельностного обучения, работа в микрогруппах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_pravopisanie_tsya_i_tsya_-_kopiya.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО         Гугучкина Мария Валерьевна 

Предмет    русский язык

Класс         4 Д       

1.

Тема урока

Правописание –тся и –ться в глаголах

2.

Тип урока

Урок открытия нового знания

3.

УМК

Планета знаний

4.

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс, раздаточный материал.

ЭОР:

Приложение к интерактивной доске SmartBord «Правописание приставок и предлогов»,

Ноутбуки на каждую парту с программой «Электронная тетрадь по русскому языку. 4 класс»,

Программа электронного голосования.

5.

Цель

Формирование у обучающихся навыка правописания глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ

6.

Планируемые результаты

Предметные: 

Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и   научить задавать вопросы к глаголам.

Отработать алгоритм выбора написания –ться и -  тся в глаголах.

Научить самостоятельно находить орфограмму в словах и графически обозначать ее на письме.

Личностные:

развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях,

уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

мотивировать к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

уметь формулировать цель на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;  

оценивать правильность выполнения действия;  

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

эффективно сотрудничать совместном решении задачи;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

7.

Основные понятия

Глагол, неопределенная форма глагола.

8.

Используемые педагогические технологии

В основу урока положена технология полного усвоения, взяты элементы технологии проблемного обучения; технологии системно – деятельностного обучения, работа в микрогруппах


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Оценивание/формы контроля

  1. Актуализация знаний

Выявление места и причины затруднения

Работа в группах

Постановка проблемы: Вставьте пропущенные буквы в слова на месте пропусков.

Молоди__ идёт по водицу,

Что б цари__ могла напи___.

А царица всё молоди__

Не годится ей молоди___!

Учитель:

Что интересного заметили?

Какие вопросы у вас возникли?                  

Учитель:

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Какую орфограмму мы сегодня будем изучать?

Какова цель нашего урока?

Работа в тетрадях и у доски

Сверка с эталоном

Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и   научиться правильно задавать вопросы к глаголам.

Выучить алгоритм выбора написания –ться и -  тся в глаголах.

Научиться самостоятельно находить орфограмму в словах и обозначать ее на письме.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Сотрудничество  с учителем и сверстниками.

Умение определить границы знания и незнания.

Способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Определение и формулирование цели.

Участие в

дискуссии

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Самостоятельно делают вывод об орфограмме и формулируют правило.

Пишется Ь

Не пишется Ь

ЦА

В ГЛАГОЛАХ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ПЕРЕД -СЯ

В ГЛАГОЛАХ 3 ЛИЦА ПЕРЕД -СЯ

У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Работа с опорной схемой. Пользуясь правилом в учебнике составить опорную схему на правописание орфограммы.

Учитель:

В каких случаях пишется тся и ться?

От  чего зависит написание Ь в глаголах перед -ся?

Составим алгоритм рассуждения:

1. Определяем часть речи. Если сущ. – пишем ЦА.

2. Сначала ставим вопрос к глаголу;

3.Определяем у глагола форму;

4.Если глагол неопределенной формы, то пишем мягкий знак;

5.Если глагол 3 лица, то «Ь» не пишем.

Работа с учебником.

 Заполнение таблицы.

Составление алгоритма

Способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Выстраивание алгоритма действий.

Умение понять правило и отразить это в таблице.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Выполнение по опоре с громким проговариванием – основная задача – научить грамотно объяснять орфограмму.

Индивидуальные карточки.

 Распредели слова.  

-ца

-ться

-тся

                               

Прикаса (ца, тся, ться), лужи (ца, тся, ться),  бои (ца, тся, ться)

Выполнение заданий в электронной тетради в парах с комментированием вслух (по очереди).

Подведение итогов работы – каких результатов достигли?

Работа в карточках и у доски.

Работа в парах на ноутбуках в электронной тетради.

Просмотр итогов работы в разделе «Итоги»: «отлично», «хорошо», «плохо».

Умение действовать по алгоритму.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.

Умение действовать по алгоритму, опираясь на составленную памятку.

Применение правила, выполнение практического задания

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – внутренняя речь про себя

Самостоятельная работа с самопроверкой для тех, кто получил результат работы по электронной тетради «отлично» или «хорошо».

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся в беде.

Трус своей тени (что делает?) боит…ся.

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.

За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление – стремит…ся

Они испытывают волнение -  волнуют…ся

 Допускать ошибки -            ошибат…ся          

Он испытывает радость   радует…ся                                          

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

Остальные учащиеся объединяются в группу и работают с учителем по дополнительному заданию

 Работа по карточкам

 

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память

Самостоятельная работа. Самопроверка  по эталону

Автоматические действия наизусть и контроль знаний

Работа с интерактивным приложением

Интерактивное задание  «Нужен ли мягкий знак?»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6-a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BQS_036%5D.html

Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант

Двигаться, умница, смотрится, разговориться, водица, пробежаться, приближается, столица, спица, прогуляться, разболеться, крутится, сахарница, прислушаться        

Работа с ЭОР

Работа с программой электронного голосования

Умение находить изучаемую орфограмму, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную и слуховую память

Фронтальное.

Индивидуальный опрос через электронное голосование

Итог урока

Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

Какую цель ставили перед собой в начале урока?

Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и   научиться правильно задавать вопросы к глаголам.

Выучить алгоритм выбора написания –ться и -  тся в глаголах.

Научиться самостоятельно находить орфограмму в словах и обозначать ее на письме.

 Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия

Участие в дискуссии

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените свою работу:

Я понял(а) тему урока

                                   0                 5                      10

Я правильно выполнял(а)задания

                                   0                 5                      10

Самооценка работы детей проходит по десятибалльной шкале.

Индивидуальные карты успеха.

Самооценка работы детей проходит по десятибалльной шкале.

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия

Домашнее задание дифференцированное:

1) Для тех, кто на этапе алгоритма, выполняют упражнение из учебника письменно.

2) Для тех, кто на этапе творческом, найти и записать пословицы на изученную орфограмму.

Для всех: учить правило по алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ-  технологии....

Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"

Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...