Урок русского языка в 4 классе:" Правописание -тся и -ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Резникова Ольга Александровна

Урок разхработам с использованием ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»

Цели урока:

обучающая: познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная :расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

 Планируемые результаты:

  Личностные: формировать интерес к учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

   Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

   Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Здравствуйте, дети!                                     Слайд 1                                                                                    

Начинаем наш урок русского языка. А начнём его с разминки для ума.

Продолжите фразу:  «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …»                          

Слайд 2

А есть профессия, где нам не нужен русский язык?

Откроем тетради, запишем число, классную работу.

Подчеркните изученные орфограммы.

Двадцать седьмое ноября.

Классная работа.

Ребята, нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы покажите свои знания, умения анализировать и делать выводы.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Общая культура человека. Это нравственный, грамотный человек.

Формирование познавательного интереса (Л.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.)

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

 Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия;

Прочитайте:                                                   Слайд 3

- Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда – ться? Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова.                                                           

Слайд 4.

Читают:

Молодица идёт по водицу,
Что б царица могла напиться.
А царица всё 
молоди(т…ся.)
Не годится ей 
молоди(т…ся)!

Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

III. Создание проблемной ситуации (метод проб и ошибок)

Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

 

Задание:  выполните задание. Запишите слова, выделенные жирным шрифтом в сточку, через запятую, вставляя пропущенное сочетание букв.

Работаем в паре: сравните свои работы.

Итак, что же получается?

Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили?

Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

Какой будет тема нашего урока?                 Слайд 5.

Какую цель поставим перед собой? Закончи фразу …

 (карточки-слова на доске)

Индивидуальная работа.

Молодица, молоди(т…ся), молоди(т…ся).

Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами.

Мы ещё не знаем, как пишется, тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с  –тся   и   ться».

определить …

объяснить …

применить … 

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи (Р,)

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.(К.)

 Умение объяснять процессы, выявленные в ходе  наблюдения (П.)

IV. Поиск решения проблемы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea2ea-0a01-00ee-008b-e9ef499c32bf/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_207%5D.swf

Итак, возникла проблема.  Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.

- Чтобы понять, когда пишется тся, а когда ться, понаблюдай по таблице.                              Слайд 6

- Пожалуйста, расскажите о своих выводах.

  1. Какие способы проверки открыли.

Слайд 7.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.101

Работа с ЭОР

1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

Умение  строить монологическое высказывание (К.)

 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

VДинамическая пауза

Повторить движения глазами.

                                             Слайд 8

VI. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

1.Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление – стремит…ся
  2. Они испытывают  волнение -  волнуют…ся
  3.  Допускать ошибки -            ошибат…ся           
  4. Ониспытывает радость   радует…ся                                          

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

Работа по карточкам:

Слайд 9, 10

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

 Интерактивное задание                              «Нужен ли мягкий знак?»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6-a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BQS_036%5D.html

2. Интерактивное задание                              Слайд 11

3.Тест                                                         Слайд 12

4 Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант

– Если надо мягкий знак – поднимите правую руку, если нет- левую:

Двигаться, умница, смотрится, разговориться, водица, пробежаться, приближается, столица, спица, прогуляться, разболеться, крутится,Сахарница прислушаться        .Слайд 13

 5 Работа с учебником (стр. 101)

Упр. 3 по вариантам.

1 вар- №1,2, 3.                           2 вар- № 3, 4, 5.

Запиши слова по образцу..

Работа с ЭОР

Итог урока

Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

Какую цель ставили перед собой в начале урока?

Обращают внимание на слова:

определить …

объяснить …

применить …

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

 

Рефлексия.

Оцените свою работу:

Я понял(а) тему урока

                                   0                 5                      10

Я правильно выполнял(а)задания

                                                             0           5              

                                                                        Слайд 14

Домашнее задание индивидуальное по выбору.

Слайд 15

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке !                      Слайд 17                                                                         

Индивидуальные карты успеха.

10

Самооценка работы детей проходит по десятибалльной шкале..

Умение соотносить  цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.)

определить …

объяснить …

применить …

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Кто на уроке старает…ся,

 У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление – стремит…ся

Они испытывают  волнение -  волнуют…ся

 Допускать ошибки -            ошибат…ся           

Ониспытывает радость   радует…ся                                          

Оцените свою работу:

                                       0                 5                      10

Я понял(а) тему урока        

                                       

Я правильно выполнил(а) задание

                                                                   0           5               10

                                                             

Оцените свою работу:

Я понял тему урока

                                   0                 5                      10

Я правильно выполнил задание

                                                             0           5               10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...

Урок русского языка (4 класс) Правописание наречий.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание наречий" с технологией проблемного обучения....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД...

Урок русского языка 4 класс. Правописание не с глаголами.

Усвоить правило правописания НЕ с  глаголами. Научиться применять правило на письме....