Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Эпова Ольга Львовна

Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ-  технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Правило правописания  –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.»

Ожидаемый продукт

В ходе исследования дети должны сделать следующий вывод:

Если глагол неопределенной формы (что делать?, что сделать?)  то пишем –ТЬСЯ, если нет, то  -ТСЯ.

Планируемы результаты:

Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы;  оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получат опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные:  уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы: если в вопросе присутствует – мягкий знак, то пишем –ТЬСЯ, если в вопросе нет мягкого знака – мягкий знак не пишем; уметь составлять предложения с изученными глаголами.

Цель: учитель создание условий для исследовательской работы учащимися для выведения правила написания глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ;

дети – должны вывести правило написания –ТСЯ и -ТЬСЯ  глаголов.

Ход урока:

1.Активизация внимания.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!

2. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

У. –Отгадайте о какой части речи идет речь и какие вопросы мне были заданы, если на первый вопрос я ответила – действие предмета, на второй  - что делает?, что сделает?, что будет делать?; на третий – изменяются по временам, числам, в прошедшем времени по родам в единственном числе; на четвертый – главный член предложения – сказуемое.

Элемент (объект)

Имена признаков (вопросы)

Значения признаков (варианты ответов)

?

(глагол)

?

действие

?

что делает, что сделает и т.д.

?

изменяются по числам, временам, в пр.в. ед. ч. по родам

?

Главный член предложения, сказуемое

Д. -  Глагол.

У. Правильно. А какие вопросы были заданы?

Д. – Что обозначает? На какие вопросы отвечают? Непостоянные признаки, роль в предложении

Эпиграф:

У. – Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского

Глаголы – это слова, оживляющие все,  к чему они приложены. (А.М. Пешковский).

У. - На какое важное свойство глаголов обращает внимание А.М.Пешковский?

Д. -  Глаголы – главная часть речи. Без них наша речь мертва, в ней нет движения. А ведь движение – это жизнь. Значит, глаголы «оживляют» нашу речь.

У. -  Совершенно верно!

У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа и эти слова известного учёного-лингвиста.

У. – О какой части речи пойдет  речь на уроке?

Д. - О глаголе.

У. – Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

У. – Почему я так сказала?

Д. – потому что мы о нем, что - то уже  знаем, но еще не все.

У. – Говорить мы будем о глаголах. Но вот саму тему урока вы сформулируете чуть позже.

3. Сообщение темы и постановка учебной задачи. Слова  из копилки у ребят на столах.

Работа с копилкой (копилка собирается учениками на протяжении нескольких уроков)

Тренинг: «Мои друзья» (дети пользуются словами копилки, берут подходящее слово и подходят к учителю)

- У. – Мои друзья – все слова, настоящего времени (дети берут карточки из копилки и подходят к учителю, прикрепляют их на доску)

У.   – Докажите, что ваши объекты имеют настоящее время.

Д. – Они отвечают на вопрос «что делает?», «что делают?»

У. – проверяем каждого ребенка. Ребенок подходит с карточкой и, все вместе задаем вопрос. Затем слова этой группы слов крепим на доске.

У.- Мои друзья – все слова, прошедшего времени (работа проводится аналогично)

У.- Мои друзья – все слова, которые имеют будущее время (аналогично).

У. – обращаю внимание детей на копилку. Какие  объекты не попали ко мне в друзья?

Д. – дети перечисляют оставшиеся объекты.

У. – на какие вопросы они отвечают?

Д. – вопросы «что делать?», «что сделать?»

У. – почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

Д.   - Мы не смогли определить у них время. Это глаголы неопределенной формы.

Далее предлагается детям копилка слов подобранная учителем и предлагается распределить объекты на группы разными способами.

Исследование:

Работа с копилкой:

Радоваться, порадоваться, радуется, порадуется, находиться, находится, кататься, катается, покатается, восхищаться, восхищается, носится, носиться, крутится, закрутиться, закрутится.

Первую копилку слов для тренинга «Мои друзья» собираем вместе с детьми, а вот копилку слов с глаголами на –ТЬСЯ и –ТСЯ для исследования я  предложу свою, так как у ребят еще не получается собрать слова. Слова собираются в основном, по одному признаку – однотипные слова.

Тренинг: Расселение (работа в группах).

У. – Обращаю внимание детей на два правила: 1) один объект должен быть только в одной группе; 2) у каждого объекта должна быть группа.

Д. (1)- по вопросу:  1.- что делать?; 2 - что сделать?; 3- что делает?; 4 – что сделает?

Д. (2) – – глаголы неопределенной формы; 2) – глаголы настоящего времени; 3) – будущего времени

Д. (3) – глаголы с приставками и без приставок.

Д.(4) – 1) – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ; 2) – глаголы оканчивающиеся на – ТСЯ

Останавливаем внимание с детьми на последнем расселении. Что у нас получилось?

Д. – Противоречие. То есть мягкий знак, то его -  нет.

У. – Ребята кто догадался, что мы будем сегодня исследовать?

Д. – Исследовать слова – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ, -ТСЯ. Когда будем писать мягкий знак, а когда не будем писать мягкий знак.

Если дети не выйдут на нужное расселение, то я предложу им поработать в группах с этими же глаголами, заполняя таблицу «БЫЛО-СТАЛО-ИЗМЕНИЛОСЬ» (а после этой работы вернусь к этому тренингу и спрошу ребят по какому признаку можно было еще расселить слова,  с целью первичного закрепления)

Работаем со словами глаголами оканчивающимися на –ТЬСЯ, -ТСЯ: (работа в группах)

Рассмотрю с ребятами только первую строчку, с целью, чтобы дети увидели проблему, после чего в группах начнут заполнять таблицу, сравнивать, делать выводы. Но сначала я раздам ребятам инструкцию. План, который поможет им исследовать слова: «Заполните таблицу так, чтобы в каждой строке стояли однокоренные глаголы (дать в качестве образца одну строку). / Пользуясь паспортом глагола, выделите признаки для глаголов в колонке «было» и в колонке «стало». / Определите, какие признаки меняются при переходе из одной колонки в другую.

Было

Стало

Изменилось

Купаться

Купается, покупается

?

Радоваться

Радуется, порадуется

?

Веселиться

Веселится, развеселится

?

Резвится

Резвиться

?

У. – Что изменилось?

Д. – В сочетании –ТЬСЯ не стало мягкого знака.

У. – С какой проблемой мы столкнулись?

Д. – В сочетаниях –ТСЯ, -ТЬСЯ, то есть мягкий знак, то его нет.

У. - Ребята кто догадался, что мы будем сегодня исследовать?

Д. – Исследовать слова – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ, -ТСЯ. Когда будем писать мягкий знак, а когда не будем писать мягкий знак.

Работа в группах.

Они будут это делать в группах (отводим минут 7, наверно, на эту работу), в это время смогу, если будет необходимость, что-то подкорректировать прямо в группах, обратить внимание на что-то.

Дать возможность группам сформулировать выводы, которые у них получатся, пусть даже эти выводы будут неверные, проанализировать, если что.

Д. - Вывод: Если глагол неопределенной формы (отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»), то пишется -ться, если нет, то –тся.

У. – Давайте еще раз, обратим внимание на вопросы глаголов неопределенной формы?

Д. – Они оканчиваются на мягкий знак. И в сочетаниях –ТЬСЯ этих глаголов, тоже есть мягкий знак.

У. – Обратите внимание на вопросы второго столбика.

Д. – В вопросах отсутствует мягкий знак и в сочетании –ТСЯ нет вопроса.

У. – Так к какой закономерности вы пришли?

Д. – формулируют:

есть мягкий знак

То  - - ТЬСЯ

Если в вопросе

нет мягкого знака

То   -  -тся

4. Первичное закрепление.

1) Письмо с комментированием:

Неопределенная форма глагола

Другие глаголы единственного числа

Что делать?

(что сделать?)

Что делает?

(Что сделает?)

Он должен учиться.

Нельзя лениться.

Бетон не должен крошиться

Он учится.

Она часто ленится

Бетон постепенно крошится.

У.- Обращаю внимание детей на то, как звучат слова УЧИТЬСЯ  - УЧИТСЯ, ЛЕНИТЬСЯ  - ЛЕНИТСЯ, КРОШИТЬСЯ – КРОШИТСЯ. Ребята должны заметить, что ударения тоже меняются.

У. – Далее предлагаю слова, которые звучат совершенно одинаково: РЕЗВИТСЯ – РЕЗВИТЬСЯ, СТРЕМИТСЯ – СТРЕМИТЬСЯ, ГОРДИТСЯ – ГОРДИТЬСЯ, САДИТСЯ – САДИТЬСЯ и прошу ребят составить предложения с этими глаголами. Сравнивая слова, дети должны заметить, что есть глаголы,   которые звучат совершенно одинаково и у них ударение не перемещается.

Д. Вывод: чтобы правильно написать слова  глаголы нужно задать к глаголу вопрос и если в вопросе присутствует мягкий знак, то и слово будет с мягким знаком, а если нет – то и в слове мягкого знака не будет.

2) Тренинг: Наоборотики

У. – Я буду называть глагол с сочетанием –ТСЯ, а вы  его же но с  сочетанием –ТЬСЯ

У.- радуется

Д. – радоваться

У. – высказывается

Д. – высказаться

У. –играется

Д. – играться

У. – трудится

Д. – трудиться

У.- кружится

Д. –

У. – садится

Д.-

У – стремится

Д. –

У. – гордится

5. Итог урока

6. Рефлексия

– Что узнали, открыли и что было самым трудным (легким), интересным (скучным), неожиданным.

7. Домашнее задание.

-  Первой группе ребят – составить текст в котором будут глаголы или на –тся или – на ться;

- второй группе – выдается готовый текст, где предлагается заменит глаголы на глаголы с – ТЬСЯ;

-  третьей группе – выдается готовый текст, где предлагается заменит глаголы на глаголы на глаголы с -ТСЯ

Полезные советы.

Что надо делать, чтобы быть здоровым? Соблюдать режим дня. Заниматься спортом. Утром обливаться до пояса холодной водой. Зимой кататься на коньках, бегать на лыжах. Летом купаться в реке. Всегда вовремя ложиться спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов перед -л в глаголах прошедшего времени"

Урок разработан для учащихся с нарушением зрения классов  IV вида. Урок имеет коррекционную направленность....

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД...

Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс

Презентация по русскому языку по теме "Правописание  -тся и -ться у  глаголов" 4 класс...