Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ- технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок с использованием инструментов ТРИЗ - технологии | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правило правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.»
Ожидаемый продукт
В ходе исследования дети должны сделать следующий вывод:
Если глагол неопределенной формы (что делать?, что сделать?) то пишем –ТЬСЯ, если нет, то -ТСЯ.
Планируемы результаты:
Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получат опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы: если в вопросе присутствует – мягкий знак, то пишем –ТЬСЯ, если в вопросе нет мягкого знака – мягкий знак не пишем; уметь составлять предложения с изученными глаголами.
Цель: учитель – создание условий для исследовательской работы учащимися для выведения правила написания глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ;
дети – должны вывести правило написания –ТСЯ и -ТЬСЯ глаголов.
Ход урока:
1.Активизация внимания.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!
2. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.
У. –Отгадайте о какой части речи идет речь и какие вопросы мне были заданы, если на первый вопрос я ответила – действие предмета, на второй - что делает?, что сделает?, что будет делать?; на третий – изменяются по временам, числам, в прошедшем времени по родам в единственном числе; на четвертый – главный член предложения – сказуемое.
Элемент (объект) | Имена признаков (вопросы) | Значения признаков (варианты ответов) |
? (глагол) | ? | действие |
? | что делает, что сделает и т.д. | |
? | изменяются по числам, временам, в пр.в. ед. ч. по родам | |
? | Главный член предложения, сказуемое |
Д. - Глагол.
У. Правильно. А какие вопросы были заданы?
Д. – Что обозначает? На какие вопросы отвечают? Непостоянные признаки, роль в предложении
Эпиграф:
У. – Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского
Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены. (А.М. Пешковский).
У. - На какое важное свойство глаголов обращает внимание А.М.Пешковский?
Д. - Глаголы – главная часть речи. Без них наша речь мертва, в ней нет движения. А ведь движение – это жизнь. Значит, глаголы «оживляют» нашу речь.
У. - Совершенно верно!
У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа и эти слова известного учёного-лингвиста.
У. – О какой части речи пойдет речь на уроке?
Д. - О глаголе.
У. – Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
У. – Почему я так сказала?
Д. – потому что мы о нем, что - то уже знаем, но еще не все.
У. – Говорить мы будем о глаголах. Но вот саму тему урока вы сформулируете чуть позже.
3. Сообщение темы и постановка учебной задачи. Слова из копилки у ребят на столах.
Работа с копилкой (копилка собирается учениками на протяжении нескольких уроков)
Тренинг: «Мои друзья» (дети пользуются словами копилки, берут подходящее слово и подходят к учителю)
- У. – Мои друзья – все слова, настоящего времени (дети берут карточки из копилки и подходят к учителю, прикрепляют их на доску)
У. – Докажите, что ваши объекты имеют настоящее время.
Д. – Они отвечают на вопрос «что делает?», «что делают?»
У. – проверяем каждого ребенка. Ребенок подходит с карточкой и, все вместе задаем вопрос. Затем слова этой группы слов крепим на доске.
У.- Мои друзья – все слова, прошедшего времени (работа проводится аналогично)
У.- Мои друзья – все слова, которые имеют будущее время (аналогично).
У. – обращаю внимание детей на копилку. Какие объекты не попали ко мне в друзья?
Д. – дети перечисляют оставшиеся объекты.
У. – на какие вопросы они отвечают?
Д. – вопросы «что делать?», «что сделать?»
У. – почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?
Д. - Мы не смогли определить у них время. Это глаголы неопределенной формы.
Далее предлагается детям копилка слов подобранная учителем и предлагается распределить объекты на группы разными способами.
Исследование:
Работа с копилкой:
Радоваться, порадоваться, радуется, порадуется, находиться, находится, кататься, катается, покатается, восхищаться, восхищается, носится, носиться, крутится, закрутиться, закрутится.
Первую копилку слов для тренинга «Мои друзья» собираем вместе с детьми, а вот копилку слов с глаголами на –ТЬСЯ и –ТСЯ для исследования я предложу свою, так как у ребят еще не получается собрать слова. Слова собираются в основном, по одному признаку – однотипные слова.
Тренинг: Расселение (работа в группах).
У. – Обращаю внимание детей на два правила: 1) один объект должен быть только в одной группе; 2) у каждого объекта должна быть группа.
Д. (1)- по вопросу: 1.- что делать?; 2 - что сделать?; 3- что делает?; 4 – что сделает?
Д. (2) – – глаголы неопределенной формы; 2) – глаголы настоящего времени; 3) – будущего времени
Д. (3) – глаголы с приставками и без приставок.
Д.(4) – 1) – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ; 2) – глаголы оканчивающиеся на – ТСЯ
Останавливаем внимание с детьми на последнем расселении. Что у нас получилось?
Д. – Противоречие. То есть мягкий знак, то его - нет.
У. – Ребята кто догадался, что мы будем сегодня исследовать?
Д. – Исследовать слова – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ, -ТСЯ. Когда будем писать мягкий знак, а когда не будем писать мягкий знак.
Если дети не выйдут на нужное расселение, то я предложу им поработать в группах с этими же глаголами, заполняя таблицу «БЫЛО-СТАЛО-ИЗМЕНИЛОСЬ» (а после этой работы вернусь к этому тренингу и спрошу ребят по какому признаку можно было еще расселить слова, с целью первичного закрепления)
Работаем со словами глаголами оканчивающимися на –ТЬСЯ, -ТСЯ: (работа в группах)
Рассмотрю с ребятами только первую строчку, с целью, чтобы дети увидели проблему, после чего в группах начнут заполнять таблицу, сравнивать, делать выводы. Но сначала я раздам ребятам инструкцию. План, который поможет им исследовать слова: «Заполните таблицу так, чтобы в каждой строке стояли однокоренные глаголы (дать в качестве образца одну строку). / Пользуясь паспортом глагола, выделите признаки для глаголов в колонке «было» и в колонке «стало». / Определите, какие признаки меняются при переходе из одной колонки в другую.
Было | Стало | Изменилось |
Купаться | Купается, покупается | ? |
Радоваться | Радуется, порадуется | ? |
Веселиться | Веселится, развеселится | ? |
Резвится | Резвиться | ? |
У. – Что изменилось?
Д. – В сочетании –ТЬСЯ не стало мягкого знака.
У. – С какой проблемой мы столкнулись?
Д. – В сочетаниях –ТСЯ, -ТЬСЯ, то есть мягкий знак, то его нет.
У. - Ребята кто догадался, что мы будем сегодня исследовать?
Д. – Исследовать слова – глаголы оканчивающиеся на –ТЬСЯ, -ТСЯ. Когда будем писать мягкий знак, а когда не будем писать мягкий знак.
Работа в группах.
Они будут это делать в группах (отводим минут 7, наверно, на эту работу), в это время смогу, если будет необходимость, что-то подкорректировать прямо в группах, обратить внимание на что-то.
Дать возможность группам сформулировать выводы, которые у них получатся, пусть даже эти выводы будут неверные, проанализировать, если что.
Д. - Вывод: Если глагол неопределенной формы (отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»), то пишется -ться, если нет, то –тся.
У. – Давайте еще раз, обратим внимание на вопросы глаголов неопределенной формы?
Д. – Они оканчиваются на мягкий знак. И в сочетаниях –ТЬСЯ этих глаголов, тоже есть мягкий знак.
У. – Обратите внимание на вопросы второго столбика.
Д. – В вопросах отсутствует мягкий знак и в сочетании –ТСЯ нет вопроса.
У. – Так к какой закономерности вы пришли?
Д. – формулируют:
есть мягкий знак | То - - ТЬСЯ | |
Если в вопросе | ||
нет мягкого знака | То - -тся |
4. Первичное закрепление.
1) Письмо с комментированием:
Неопределенная форма глагола | Другие глаголы единственного числа |
Что делать? (что сделать?) | Что делает? (Что сделает?) |
Он должен учиться. Нельзя лениться. Бетон не должен крошиться | Он учится. Она часто ленится Бетон постепенно крошится. |
У.- Обращаю внимание детей на то, как звучат слова УЧИТЬСЯ - УЧИТСЯ, ЛЕНИТЬСЯ - ЛЕНИТСЯ, КРОШИТЬСЯ – КРОШИТСЯ. Ребята должны заметить, что ударения тоже меняются.
У. – Далее предлагаю слова, которые звучат совершенно одинаково: РЕЗВИТСЯ – РЕЗВИТЬСЯ, СТРЕМИТСЯ – СТРЕМИТЬСЯ, ГОРДИТСЯ – ГОРДИТЬСЯ, САДИТСЯ – САДИТЬСЯ и прошу ребят составить предложения с этими глаголами. Сравнивая слова, дети должны заметить, что есть глаголы, которые звучат совершенно одинаково и у них ударение не перемещается.
Д. Вывод: чтобы правильно написать слова глаголы нужно задать к глаголу вопрос и если в вопросе присутствует мягкий знак, то и слово будет с мягким знаком, а если нет – то и в слове мягкого знака не будет.
2) Тренинг: Наоборотики
У. – Я буду называть глагол с сочетанием –ТСЯ, а вы его же но с сочетанием –ТЬСЯ
У.- радуется
Д. – радоваться
У. – высказывается
Д. – высказаться
У. –играется
Д. – играться
У. – трудится
Д. – трудиться
У.- кружится
Д. –
У. – садится
Д.-
У – стремится
Д. –
У. – гордится
5. Итог урока
6. Рефлексия
– Что узнали, открыли и что было самым трудным (легким), интересным (скучным), неожиданным.
7. Домашнее задание.
- Первой группе ребят – составить текст в котором будут глаголы или на –тся или – на ться;
- второй группе – выдается готовый текст, где предлагается заменит глаголы на глаголы с – ТЬСЯ;
- третьей группе – выдается готовый текст, где предлагается заменит глаголы на глаголы на глаголы с -ТСЯ
Полезные советы.
Что надо делать, чтобы быть здоровым? Соблюдать режим дня. Заниматься спортом. Утром обливаться до пояса холодной водой. Зимой кататься на коньках, бегать на лыжах. Летом купаться в реке. Всегда вовремя ложиться спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов перед -л в глаголах прошедшего времени"
Урок разработан для учащихся с нарушением зрения классов IV вида. Урок имеет коррекционную направленность....
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс
открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД...
Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс
Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс...
урок русского языка по теме: "Правописание –тся и –ться в глаголах"
урок русского языка...