Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4kl.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Урок русского языка
«Правописание тся и ться в глаголах»
4 «а» класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Выполнила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Демакова Анна Ивановна
г. Железногорск.
2015 г.
Цель урока: научить писать и различать правописание глаголов на –тся и -ться;
развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование новых знаний о правописании [ца] в глаголах;
воспитание любви к русскому языку; интерес к слову;
личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе;
регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач, прогнозирование результата, рефлексия;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки
Этапы урока | Ход урока. Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | На доске: Ь ЦА К/м запись в тетрадях. Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца]. Что это? Слайд. Объясните смысл пословицы | Это буква, слог: Ь смягчает, разделяет, … может быть б/г в корне, окончании; если □, то это сущ-е ед. ч., ж.р. Пословица |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Встретятся ли эти записи в предложении? Нам достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? Какова цель нашего урока? Будем активны, внимательны, наблюдательны и мы сможем сделать правильный вывод. Учитель читает: Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца], Пти[ца] сини[ца] в водицу гляди[ца]. Чистой водицы сини[ца] напьё[ца] - Славно сегодня звени[ца]-поё[ца]. Какие звуки чаще всего звучат в отрывке? Какими буквами обозначим эти звуки? Пробуем решить проблему! Ваши предложения... Работа с оценочными листами. Слайд. Вывод: … Запишите в тетрадь имена существительные. Вернёмся к нашему предложению. Какие слова мы запишем в 1-ю группу? | Да, нет. Нет. Научиться обозначать [ца] буквами. [ца] ца, но не во всех словах; посмотреть в словаре; понаблюдать за словами,... Разбить на группы по частям речи существительные глаголы води[ца] сади[ца] пти[ца] струи[ца] сини[ца] гляди[ца] напьё[ца] звени[ца] поё[ца] Вывод: Если имя существительное пишем ца Для 1-й группы слов нет, есть слова для 2-й группы - учи[ца], пригоди[ца] |
Выявление места и причины затруднения | Составим алгоритм написания [ца] в словах. Слайд. Что вы можете сказать об остальных словах? Докажите. Вывод. Тема урока. Задачи . Слайд. | ВОПРОС КТО? ЧТО? СУЩ—Е ЦА Это глаголы, т. к. вопрос (что делать?) Будем учиться обозначать [ца] в глаголах. ВОПРОС КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? СУЩ—Е ГЛАГОЛ ЦА ? |
Построение проекта выхода из затруднения | Вернёмся к нашей пословице. Назовите часть речи слов на [ца]. Отличие от записанной группы глаголов. с.115 чтение вывода Знакомство с правилом. Слайд. | Глаголы. Отвечают на вопрос (что делать?), разная форма глагола. В словах будет -ет или -ть Согласны. Продолжим составлять алгоритм: ВОПРОС КТО? ЧТО? Что делает? что сделает? СУЩ—Е ГЛАГОЛ ЦА ТСЯ (форма 3 л.) Что делать? что сделать? ТЬСЯ (нач. форма) |
Реализация построенного проекта. | Пользуясь алгоритмом запишем предложение в тетрадь. | учи[ца] — (что делать?) - глагол в нач. форме, пишу ться пригоди[ца] — (что сделать?) - глагол в нач. форме, пишу ться Грамоте учиться— всегда пригодиться. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Упражнение №1(с.115). Записать слова в 3 столбика: имена сущ.; глаг. в нач форме; глаг. в форме 3 лица. (по алгоритму) Физминутка «Гимнастика для глаз» | Сущ. гл. н/ф гл. 3л. Умница учиться учится столица светиться светится... |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа с карточками (по вариантам). Игра «Передай другому». (Ученик записывает 2 слова и передаёт карточку.) Проверка — слайд. | 1 вариант 2 вариант Отказыва…ся Задума…ся Задумае…ся Горди...ся Отправляю…ся Возит...ся Поправляе…ся Кувыркае...ся Задума…ся Боя...ся Нрави…ся Смеё...ся Дра…ся Двига..ся Бои…ся Передвигае...ся Отмечают работу в оценочных листах. |
Включение в систему знаний и повторение. | Работа по группам «Мозговой штурм». Упражнение №2 (с.116). Распределительный диктант. Болит переносица-собрание переносится; чистая водица-не стоит с ним водиться; белая курица-вулкан начал куриться; острая спица- ему не спится. | 1-я группа выбирает имена сущ-ные; 2-я группа выбирает глаг. в нач. форме 3-я группа выбирает глаг. в форме 3л. Командиры групп доказывают свой выбор Ученики доказывают написание слов. |
Рефлексия учебной деятельности | Вам удалось добиться поставленной цели? Какой?! Письмо родителям: Кто на уроке старае... У того всё получае... Если не будешь стреми... Нечем будет горди... В оценочных листах сделайте последнюю запись. | Да. Теперь мы знаем, как обозначать [ца] в глаголах. Ученики правильно поднимают карточки (тся, ться) Подводят итог в оценочных листах. |
Домашнее задание: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть
имеющиеся трудности:
1. Кто научился правильно писать – тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №3 с. 116
2. Кто научился правильно выбирать – тся или -ться и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр. №4 с. 116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»
Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...
технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Данный урок смоделирован с учётом основных поло...
технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)
Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф....
Урок русского языка во 2 классе "Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века"
Урок русского языка во 2 классе на тему:"Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века" На данном уроке обобщаются знания учащихся о тексте и его основных призн...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"
Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...