Тема урока: Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Туаева Зарина Михайловна

Тема урока: Перенос слов

Учебник: Т. Г. Рамзаева.  Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания)

Форма урока: игра –путешествие в сказку

Методы: - проблемный;

                  - диалоговый.

Формы организации деятельности:   - фронтальная;

Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов

Задачи:

- формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;

-учиться выделять слоги в словах;

- развивать мыслительные операции сравнения и анализа;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения и слова; подводить под понятие; самостоятельно создавать алгоритм действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Перенос слов

Учебник: Т. Г. Рамзаева.  Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания)

Форма урока: игра –путешествие в сказку

Методы: - проблемный;

                  - диалоговый.

Формы организации деятельности:   - фронтальная;

Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов

Задачи:

- формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;

-учиться выделять слоги в словах;

- развивать мыслительные операции сравнения и анализа;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения и слова; подводить под понятие; самостоятельно создавать алгоритм действий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Поздоровайтесь с гостями

И скорей начнём урок.

  1. Актуализация знаний.

-Минутка чистописания.

Отгадайте: Кто один имеет рог?

                Ну, конечно……носорог.

Выделите первый звук в этом слове.  Дайте ему характеристику. Сегодня мы вспомним написание букв Н,н.   Я прошу обратить внимание на уклон  и ровность прямых линий, наличие соединительного « узелка» между вертикальными прямыми.

 - Откройте учебник на странице 48, упр. 83. Прочитайте стихотворение про носорога из «Весёлой Азбуки» Маршака.

Найдите в тексте слова из 3 слогов. Запишите их. Что помогло вам определить количество слогов в словах?

  1. Определение темы урока, постановка целей.

Каждый день в школе мы совершаем увлекательные путешествия в страну Знаний. Каждый день мы узнаём что-то новое и интересное. И сегодня мы совершим очередное путешествие  и узнаем замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране Знаний.

На улице Грамматика жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знаний было очень много….Слов.  Каждый день слоги образовывали новые слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на словесном дереве, они образовывали предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение. А вы можете это сделать?

       (В нашем классе дружные ребята.)

Ребята, также как и у меня у Слова получилось тоже самое. Не хватило строчки, чтобы записать слово ребята.   

- Что же  делать? – заплакало Слово. Без меня не получится предложение. Слово плакало так громко, что его услышала маленькая девочка Чёрточка. Она велела слову разделится на слоги.

- Я могу встать между любым из слогов , а оставшуюся часть перенести на другую строчку. И слово разделилось.    

- Кто догадался,     чему мы сегодня будем учиться во время очередного путешествия в страну Знаний?     Что для этого мы должны хорошо уметь делать?      

     4. Изучение нового материала   

С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала словам.

Как бы могла перенести Чёрточка слово «ребята»? Дружба? Мир?

Вывод:  Слова переносятся по слогам . Слово из одного слога не переносится.                          

Словам очень понравилась Маленькая чёрточка и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна. Идёт слово «Аня» и просит перенести.

- Нет! Тебя нельзя перенести!

- Но почему? Ведь у меня два слога.

Может вы, ребята, объясните почему?

Вывод: Слог из одной буквы переносить нельзя.

Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому её нельзя не переносить, не оставлять на строчке.

  1. Физминутка.

Я буду называть вам слова, а вы, если в слове  1 слог приседаете. А если 2 – встаёте, если 3 – хлопайте.

Лес, кашка, звон, тапки, курица, соль, мама, мир, школа, ученик.

  1. Первичное закрепление.

- Работа с книгой.  Чтение правила на стр. 47. Упр. 81.

- Работа в группе. Игра «Живые Слова».

Каждая группа должна разделить слово на слоги, а затем при помощи Чёрточки для переноса. (деревья, линия, идёте, зайчики)

Всегда ли слова переносятся так же, как делятся на слоги? Почему?

Что происходит с ь знаком и Й при переносе? Почему? (ь и ъ знак при переносе не отделяется от стоящего впереди согласного. Й не отделяется от гласной)

  1. Контроль знаний.

- Чёрточка хочет узнать, внимательными ли вы были во время путешествия и предлагает вам следующее задание.

Игра «Третий лишний».

Найдите лишнее слово. Какой признак поможет его нам определить?

Заяц  голова   юла

Медведь  нос  кубик

Лев рука  мяч

Проверка. Оценивают эту работу смайликами.

  1. Рефлексия.

Александр Шибаев. Рассказ первоклассника.

Мы изучаем перенос, вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс:  е – два и получил за это …..(два).

Укол я перенёс:  у – кол и получил за это ….(кол).

Опять я перенёс:  о – пять .Теперь, наверно, будет «пять?»

А сейчас мы определим понравилось ли вам путешествие и подружились ли вы с маленькой Чёрточкой.

Если вам было легко и интересно, возьмите лучики солнца, если было непонятно, трудно и неинтересно возьмите капельки дождя. Давайте посмотрим, какая погода сегодня в стране Знаний.

  1. Итог урока.

Какую историю мы узнали в стране Знаний?

Всегда ли совпадает деление слова на слоги и перенос по слогам?

Какие правила переноса вы сегодня запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс на тему: "Правила переноса слов"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ФГОС...

Урок русского языка. Тема: «Правила переноса слов»

Урок напрвлен на формирование исследовательских умений младших школьников....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Конспект урока по русскому языку на тему «Как переносить слова с одной строки на другую»

Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую....

Тема урока: Перенос слов. Презентация

- формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;-учиться выделять слоги в словах;- развивать мыслительные операции сравнения и анализа;- активизировать и расширять словарный запас учащи...

Русский язык 1 класс Т.Г.Рамзаева Тема урока: "Перенос слов"

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов" разработан по УМК "Школа России" (Т.Г.Рамзаева). Данный урок соответствует ФГОС....

Технологическая карта урока «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)» (1 класс)

Технологическая карта урока  в 1 классе по теме «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)»  разработана в рамках реализации рабочей программы «Русский язы...