Тема урока: Перенос слов с удвоенной согласной.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков. Русский язык 2 класс
Тема урока: Перенос слов с удвоенной согласной.
Цели: повторение написания слов с удвоенной согласной, общих правил переноса слов, закрепление учебного материала по переносу слов с удвоенной согласной; формирования алгоритма рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой, развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи.
Оборудование
- Карточки для самостоятельной работы.
- Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).
- «Справочник для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной.
- Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.
- Глобус.
- Карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Девиз урока: «Хочу все знать!»
- Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока вам предстоит разгадать шараду и записать слово.
Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь итог от сложения.
- Что же это за слово? (Сумма.)
- Это слово подскажет вам, какую орфограмму мы будем отрабатывать на уроке. Кто догадался? (Написание слов с удвоенной согласной).
- Верно, сегодня на уроке мы будем повторять написание слов с удвоенной согласной. Посмотрите, как это слово перенес Незнайка: СУ-ММА. Согласны ли вы с ним? (Нет.) Как же нужно было перенести слово СУММА? Обоснуй свой ответ.
Цель нашего урока: повторить вместе с Незнайкой правила переноса слов с удвоенной согласной, а также ранее изученные правила переноса слов.
2. Актуализация знаний.
Повторение правил переноса слов (самостоятельная работа по карточкам):
Первое задание:
1. Разделите слова для переноса : мама, Родина, совесть.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Второе задание:
1. Разделите слова для переноса : отец, экскурсия, Мария .
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по- разному ).
3. Сделай вывод.
Третье задание:
1. Разделите слова для переноса: зорька, пальто, подъезд.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Четвертое задание:
1. Разделите слова для переноса: тайна, стройка, тройка.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Пятое задание:
1. Разделите слова для переноса: перрон, миллион, тонна.
2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).
3. Сделай вывод.
Учитель: - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-» , если неверно.)
Выводы:
1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.
2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: отец, язык, Ма –рия.
3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль-то, подъ - езд.
4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай-на, строй-ка, трой-ка.
5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер-рон, мил-лион, милли-он, тон-на.
3. Локализация затруднений.
- Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполненное задание и фиксируют, какие правила требуют повторения.
- Учащиеся, не допустившие ошибки, выступают в роли консультантов или выполняют творческое задание (по выбору):
А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.
Например: В субботу Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс. У кассы стояла группа людей. Ребята встали в длинную очередь. Дети купили билеты и решили перед фильмом погулять по аллее.
Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная.
Например: Алла, Эмма, Инна, Кирилл.
Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной.
Например: Борролула, Ганнеда, о .Баффинова земля, горы Маккензи.
Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
4. Построение проекта преодоления затруднений.
Алгоритм (на экране)
- разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);
-если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;
-если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;
-посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками.)
+ справился;
? сомневаюсь;
- нужно еще потренироваться
1 задание:
1) Разделите слова для переноса : окно, зарево, доблесть, комбинат, мастерская.
2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».
2 задание:
1) Разделите слова для переноса : огонь, якорь, София, Румыния, удача .
2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».
3 задание:
1) Разделите слова для переноса: полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.
2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».
4 задание:
1) Разделите слова для переноса: война, гайка, балалайка, троллейбус, сейчас.
2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».
5 задание:
1) Разделите слова для переноса: аппарат, грамматика, бассейн, осенняя, жужжание.
2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм).
Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, рассказ, суббота.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:
Сегодня на уроке я повторил (а) … |
Мне понравилось … |
Меня заставило задуматься … |
9. Домашнее задание - творческая работа по выбору учащихся :
А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.
Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"
Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....
Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"
Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме " Перенос слов с удвоенной согласной"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Перенос слов с удвоенной согласной. Дети на уроке учатся переносить слова с удвоенной согласной, ведется работа по развитию навыков самоконтроля, ком...
Конспект урока русского языка «Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: Формирование знаний об удвоенных согласных и способах их переноса....
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными"
Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными" для 2-го класса, для детей с ОВЗ....
Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной»
Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Большинство слов с ...