Тема урока: Перенос слов с удвоенной согласной.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Повторение написания удвоенных согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_24.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспекты уроков. Русский язык 2 класс

Тема урока: Перенос слов с удвоенной согласной.

Цели: повторение написания слов с удвоенной согласной, общих правил переноса слов, закрепление  учебного материала по переносу слов с удвоенной согласной; формирования алгоритма рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой, развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи.

Оборудование

- Карточки для самостоятельной работы.

- Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).

- «Справочник для ученика начальной школы. Русский язык. 1-4 классы» под редакцией Н. А. Сениной.

- Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.

- Глобус.

- Карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Девиз урока: «Хочу все знать!»

- Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока вам предстоит разгадать шараду и записать слово.

Первая буква есть в слове сурок,

Но нет этой буквы в слове урок.

А дальше подумай, и краткое слово

Средь умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь итог от сложения.

- Что же это за слово? (Сумма.)

- Это слово подскажет вам, какую орфограмму мы будем отрабатывать на уроке. Кто догадался? (Написание слов с удвоенной согласной).

- Верно,  сегодня на уроке мы будем повторять написание слов с удвоенной согласной. Посмотрите, как это слово перенес Незнайка: СУ-ММА. Согласны ли вы с ним? (Нет.)  Как же нужно было перенести слово СУММА? Обоснуй свой ответ.

Цель нашего урока: повторить вместе с Незнайкой правила переноса слов с удвоенной согласной, а также ранее изученные правила переноса слов.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил переноса слов (самостоятельная  работа по карточкам):

Первое задание:

1. Разделите слова для переноса :  мама, Родина, совесть.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Второе задание:

1. Разделите слова для переноса : отец, экскурсия, Мария .

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по- разному ).

3. Сделай вывод.

Третье задание:

1. Разделите слова для переноса: зорька, пальто, подъезд.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Четвертое задание:

1. Разделите слова для переноса: тайна, стройка, тройка.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Пятое задание:

1. Разделите слова для переноса: перрон, миллион, тонна.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Учитель: - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-» , если неверно.)

Выводы:

1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.

2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на  строке или переносить на другую: отец, язык,   Ма –рия.

3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль-то,  подъ - езд.

4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай-на, строй-ка, трой-ка.

5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер-рон, мил-лион, милли-он, тон-на.

3. Локализация  затруднений.

- Учащиеся,  допустившие ошибки, анализируют выполненное задание  и фиксируют, какие правила требуют повторения.

- Учащиеся, не допустившие ошибки, выступают в роли консультантов или выполняют творческое задание (по выбору):

А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.

Например: В субботу Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс.  У кассы стояла группа людей. Ребята встали в длинную очередь. Дети купили билеты и решили перед фильмом погулять по аллее.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная.

Например: Алла, Эмма, Инна, Кирилл.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной.

Например: Борролула, Ганнеда, о .Баффинова земля, горы Маккензи.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

4. Построение проекта преодоления затруднений.

Алгоритм (на экране)

- разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);

-если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;

-если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;

-посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

- Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  (Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками.)

+  справился;

?  сомневаюсь;

-  нужно еще потренироваться

1 задание:

1) Разделите слова для переноса : окно, зарево,  доблесть, комбинат, мастерская.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».

2 задание:

1) Разделите слова для переноса : огонь, якорь, София, Румыния, удача .

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».

3 задание:

1) Разделите  слова для переноса: полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».

4 задание:

1) Разделите слова для переноса: война,  гайка,  балалайка, троллейбус, сейчас.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».

5 задание:

1) Разделите слова для переноса: аппарат,  грамматика, бассейн, осенняя, жужжание.

2) Проверь ответ по «Справочнику для ученика начальной школы».

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм).

 Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, рассказ, суббота.

8. Рефлексия деятельности  (итог урока).

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:

Сегодня на уроке я повторил (а) …

Мне понравилось …

Меня заставило задуматься …

9. Домашнее задание - творческая работа по выбору учащихся :

А) Придумать небольшой текст, в котором будут слова с удвоенной согласной.

Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

Б) Записать имена людей, в которых есть удвоенная согласная. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.

В) Найти на карте географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной. Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах с удвоенной согласной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме " Перенос слов с удвоенной согласной"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Перенос слов с удвоенной согласной. Дети на уроке учатся переносить слова с удвоенной согласной, ведется работа по развитию навыков самоконтроля, ком...

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными"

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными" для 2-го класса, для детей с ОВЗ....

Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной»

Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Большинство слов с ...