Технологическая карта урока «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)» (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бекетова Любовь Федоровна

Технологическая карта урока  в 1 классе по теме «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)»  разработана в рамках реализации рабочей программы «Русский язык», разработанной на основе ФРП НОО «Русский язык», Москва-2022 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Бекетова Любовь Федоровна

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения

Предмет: русский язык

Тема: «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Место и роль урока в изучаемой теме: Систематический курс предмета «Русский язык», раздел  «Орфография и пунктуация», 1й урок

Цель и задачи урока: Знакомство учащихся с правилом переноса слова по слогам; обучение делению слов для переноса; формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым  материалом;

-  развивать умение видеть разные по количеству слогов слова;

- развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах орфограмму, графически обозначать ее).

Развивающие:

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия;

- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность своих действий.

Воспитательные:

- способствовать физическому воспитанию, развитию бережного отношения к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию: проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Научатся сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; делить слова на части для переноса; переносить слова по слогам.

  • совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность своих действий;
  • высказывать свои предположения на основе учебного материала;
  • принимать и реализовывать новый способ действия;
  • сравнивать с образцом.
  • делать выводы о результатах работы, совместной работы класса и учителя.

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • делать выводы на основе обобщения;
  • проводить классификацию слов;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненных опыт;

  • слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • принимать и осваивать социальную роль ученика;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
  • осмысливать причины успеха в учебной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Фронтальная

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На слайде  - изображение дерева, на котором появляются «нужные» листочки.

Ребята! На нашем дереве целей  должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!

  • повторять то, что знаем
  • баловаться
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • мешать другу
  • смеяться над неудачами
  • радоваться за себя и класс

Погружаются в рабочую атмосферу.

Выбирают листочки:

  • повторять то, что знаем
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • радоваться за себя и класс

(доказывают, почему выбрали эти цели)

Р, Л

-принимать и осваивать социальную роль ученика;

- мотивация к учебной деятельности

Обучающиеся включились в работу.

Называют правила поведения на уроке.

Наблюдение, опрос.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- организовать актуализацию умений учащихся;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Фронтальная

- Для чего в речи нужны слова?

Создаёт проблемную ситуацию.

- Вставьте слово, пропущенное в предложении.

5

Дедушка купил внуку подарок.

- Слова нужны, чтобы называть предметы, действия…

Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях.

- Слово «подарок» не умещается на строке.

- Что делать?

- Можно писать сразу на другой строчке.

- Можно написать мельче и уместить на этой строчке.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.

(Л)

- мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

(П)- умение ориентироваться в своей системе знаний;

Сталкиваются с проблемной ситуацией

Наблюдение.

Выявление места и причины затруднения.

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Фронтальная

Создает условия для организации деятельности по планированию.

- Иногда возникает необходимость слова переносить.

- Что такое перенос? Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести встречу на другой день.

- А как же переносить слова? Где можно понаблюдать за переносом слов?

- Возможно, ответ найдем в книгах. Понаблюдаем за тем, как переносят слова в детских книгах.

Обсуждают план по поиску решения проблемы.

(Р)- учиться совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность своих действий;

(К) Участвуют в диалоге, рассуждают, выдвигают свои гипотезы

Наблюдение.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Фронтальная, групповая

Создаёт условия для организации работы в группе.

Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску.

Через некоторое время итоги работы обсуждаются.

- Какие слова нашли?

- Как они были перенесены?

- Какую основную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке?

А теперь посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема, как у нас – слово на доске не умещалось, и нужно было его перенести.https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8

- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?

- Как можно выполнить перенос слова подарок?

Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.

- Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова подарок.

Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, находят слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют,

делают вывод: «Слова перенесены по слогам».

Научиться правильному переносу слов.

Смотрят видеоролик.

Дети дают два варианта переноса слова: по-дарок, пода-рок.

Дописывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов.

- (П) умение делать выводы на основе обобщения;

Вывод о правильном переносе слов

- (К) слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

(Р) -принимать и реализовывать новый способ действия;

Практическаая работа

Наблюдение.

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

+ физ.минутка (двигательная активность при выполнении задания)

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Фронтальная, групповая

- А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с правилами переноса слов.https://www.youtube.com/watch?v=E0A6jb0jhpA

Организует игру в больших группах - упражнение творческого характера, совмещённое с физкультурной паузой.

- Предлагаю поиграть, потренироваться в переносе слов, используя правила, а также немного размяться и подвигаться!

Каждый из вас до начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на команды по цветам.  Составим слова. В каждой команде есть участник, на бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место?

Слова для игры:

РЯБИНА – РЯ-БИ-НА

КОНЬКИ – КОНЬ-КИ

СУББОТА – СУБ-БО-ТА

КРАБ

Смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с правилами переноса слов, проговаривая правила хором.

Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, корректируют действия друг друга для достижения результата.

(Л) -физическое воспитание, развитие бережного отношения к физическому и психическому здоровью

(Р)-принимать и сохранять учебную задачу;

Снятие психического напряжения, положительный эмоциональный настрой.

Наблюдение.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах.

(в учебнике с. 38 упр. 4)

- Запишите слова,  разделив их чёрточкой для переноса.

Посовещайтесь  с соседом по парте.

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

(К) -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

(Р) -принимать и реализовывать новый способ действия;

Правильность выполнения упражнения

Наблюдение, взаимопроверка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Индивидуальная, фронтальная

Выполним самостоятельно в тетрадях упр. 5, с.38.

- Прочитайте. Это текст?

- О чём говорится в тексте?

- Подберите заголовок  к тексту.

- Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов.

- Кто при записи предложения переносил слова с одной строки на другую?

- Какие слова вы переносили?

 -Как вы это сделали?

-Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске:

7

Интерактивное приложение к учебнику:

1.  «Собираем слова»

Распределите слова на две группы: в одну корзину слова, которые можно разделить для переноса, а в другую, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

1

2. «Перенос слов»

Раздели слова горизонтальными чёрточками для переноса.

Самостоятельно выполняют упражнение после инструкции  учителя.

Выполняют самопроверку работ по образцу на доске, выявляют и исправляют ошибки.

Выполняют задания на интерактивной доске.

(в ходе выполнения реализована автопроверка, переход к следующему заданию только после верного выполнения).

Выполнение самостоятельной работы,

(Р) - принимать и реализовывать новый способ действия;

сравнивать с образцом

Наблюдение, самооценка.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная

- Вы хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали?                                                                                                        - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                  - Оцените свои достижения на уроке.                                                    - Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

- Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.

- Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.

- Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.

3

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя,

дают самооценку своей деятельности на уроке.

(Р) -

Делают выводы о результатах работы на уроке.

Проводят самооценку по заданным критериям.

Работа с жетонами (рефлексия деятельности).

Итоги и самоанализ урока

На уроке были использованы следующие методы: -по виду источника информации: словесные, наглядные,  практические; -по виду учебной деятельности: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, игровой. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся позитивный настрой на урок. Учебный материал не давался в готовом виде. С помощью проблемной ситуации была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. На уроке был реализован принцип наглядности, и доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Работа в группах позволила организовать взаимодействие учащихся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей, само- и взаимопроверки и взаимной коррекции действий. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена положении тела, смена видов деятельности. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована интерактивная доска, как средство наглядности. Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись выражать своё мнение. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, поставить и решить поставленные в начале каждого этапа урока задачи и сделать выводы. Урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Перенос слов" 1 класс

Технологичексая карта разработа в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)

В основе урока русского языка - проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)...

Технологическая карта урока на тему "Слог. Перенос слова"

Технологическая карта преднозначена для проведения урока Русского языка во 2 классе по УМК "Перспектива" на тему :"Слог. Перенос слова". Тип урока: открытия новых знаний...

Технологическая карта урока Русского языка "Слог. Перенос слов" (УМК "Перспектива", 2класс)

Цель деятельности учителя:формирование знаний о правилах переноса слов, умения переносить слова по правилам.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить с правилами переноса слов с учетом особенности сло...