открытый урок "Собственные и нарицательные имена существительное" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дулюш Азияна Николаевна

Собственные имена существительные 3 в класс

Дулюш Азияна Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая

Предмет 

Русский язык 

Класс 

3в Дулюш А.Н 

Тема раздела 

Имя существительное 

Тема урока

 Собственные и нарицательные имена существительные 

Тип урока 

Получение новых знаний 

Цели деятельности учителя 

Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных. 

Формы и методы обучения 

Словесные методы: рассказ; беседа; работа по учебнику. Наглядные методы: наблюдение;. диагностические и контролирующие материалы. 

 

Планируемые результаты 

Познавательные:  общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;  
логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным  
критериям. 

Регулятивные:  умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации. 

 Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге совместной деятельности. 

 Предметные:  осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;  владеют умением проверять написанное. 

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 

Учебно-методический комплекс 

Учебник, тетрадь, учебник  В. П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык»2 часть,  

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Осуществляемые действия

I.  Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

- Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Время быстро пробежит

Надо нам им дорожить

- Послушайте легенду.

Жил мудрец, который знал все. Один человек решил  доказать что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке.

 

-Прежде чем приступить к уроку. У вас на столах есть листы самооценки (показываем) здесь вы должны на каждом этапе урока ставить себе оценки

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

 - настроить обучающихся на позитивную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний. 1.Чистописание

1.Работает с классом.

Запишите число, классная работа.

- Ответьте на вопрос.

- В какой стране мы живем?

- С какой буквы начинается слово?

- Сегодня мы будем писать заглавную букву Р в соединении со строчной буквой.

- Скажите, что знаете об этой букве?

-Молодцы!!!

Записывают в тетрадь

Россия

Отвечают на вопросы:

- Буква Р,р дает звуки [р],[рь] он согласный, звонкий, непарный, мягкий.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- поиск и выделение информации;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные.

Постановка вопросов

 ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи, сличение образцом. Оценка работы.

III. Выявление места и причины затруднения

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Прочитайте данные слова на слайде (слайд3)

- Поставьте вопросы к этим словами определите части речи.

- назовите одущ существительные этих слов

Давайте проверим, на сколько хорошо вы усвоили эту тему.

- узнаем  выполнив мини-тест. На ваших партах лежат бумажки

-Взаимопроверка! Поменяйтесь работами и проверьте друг друга

Нет ошибок «5»

1,2 ошибки  «4»

3,4 ошибки «3»

Более 5 ошибок «2»

-Отложите в сторонку листочки.

- Поиграем в игру «Лишнее слово»

На доске даны слова, прочитайте

Катя, квартира, Киев.

 -какое слово лишнее? Почему?

-Остальные слова, как пишутся?

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

-Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

- А какие со строчной?

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Читают слова, определяют раннее изученные знания об имени существительном

Выполняют мини-тест

Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.

Имена, фамилии, отчества, клички животных, название городов, рек и.т.д

Дети затрудняются ответить на эти вопросы.

Познавательные УУД

умение устанавливать связь между словами

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

IV. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете , какая у нас сегодня тема урока?

 Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Что мы должны узнать на уроке?

Сформулируют тему урока.

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

Регулятивные УУД: 

постановка учебной задачи

V. Построение выхода из затруднений

(открытие)

- Теперь ответьте на мои вопросы и напишите в тетрадь

1. Где расположено Россия? Земля,

2. Знаменитый русский писатель? Александр Сергеевич Пушкин

 

- Все эти слова написали как мы написали?

- Слова с заглавной буквы как мы называем?

-Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

 Называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- А теперь правильно ли мы сформулировали правило провери

Откройте учебник на странице 15 и прочитаем правило

Ответы детей

Собственные имена

существительные пишутся с заглавной буквы.

Регулятивные УУД

Соотнесение того, что  известно учащимся, и того, что предстоит узнать.

  1. Работа в парах с таблицей

2. Фронтальный опрос учащихся.

- У вас на партах лежат таблицы.

Распределите слова по этим группам

1.Имя фамилия отчества

2. Имена сказочных героев

3. географические названия

4

Слова для спавок: Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, берёза, Иванов Андрей, Волга, сирень, Байкал

- Какие слова остались не вставленными в таблицу? Давайте соберем их в отдельный 4 столбик.

- Чем отличаются слова трех первых столбиков от слов 4 столбика?

-Почему они написаны с строчной буквы?

- Что значит нарицательные?

-Ребята «нарицать» со старославянского языка это значит «называть». Нарицательные имена существительные называют только предмет, но не называют его имя, кличку или название.

- В учебнике на странице 15 правило, прочитайте и скажите какие имена существительные являются собственными, а какие нарицательными.

Выполнение заданий

Ответы учащихся

-Это нарицательные слова.

Чтение правилы.

Регулятивне УУД

Развивать доброжелательность, доверие, внимательность к товарищам по классу готовность к сотрудничеству.

VI. Первичное закрепление.

Выполним Упражнение23 на с.16 учебника

Прочитайте условие

- Проверим как вы выполнили задание.

-Сравни с образцом на слайде.

Оценим свою работу.

-Почему одни имена существительные писали с заглавной, другие со строчной?

 Самостоятельная работ.

Читают условие упражнении.

Ответу учащихся

Личностные:

Уметь контролировать результат и процесс своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Строить логическую цепь рассуждения.

VII. Физминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Выполняют движения 
по тексту

Личностные 

установка на здоровый образ жизни

VIII. Закрепление

 

1. Индивидуальная работа

- Теперь поработаем самостоятельно. У вас на парте лежат листочки для индивидуальной работы.

  • Наш (Ш,ш)арик поймал воздушный (Ш,ш)арик.
  • Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.
  • Иван (Б,б)линов съел много (Б,б)линов.
  • Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.
  • Вот моя подружка (Р,р)оза, а в руке у (Р,р)озы (Р,р)оза.

Проверка на слайде

 

Самостоятельная работа учащихся.

выполняют задание,

проверяют работу.

.

Регулятивные УУД:

 - принятие  и сохранение учебной задачи, контроль, сличение с образцом, коррекция, если результат не соответствует эталону.

Коммуникативные УУД

-построение речевых высказываний

IX. Итоговая рефлексия.

- Наш урок подошел к концу.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

- Что нового узнали об Им.сущ?

- Что показалось сложным на уроке?

Оценим свою работу на листках самооценки.

Оценивают себя, согласно критериям в таблице самооценки.

Заполняют  карточки саморефлексии.

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Личностные:

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок. Начинается урок .

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Медведь , сирень, снег, дождь, снегирь, Алена, врач, праздник.

Слайд 4

1. Б) часть речи; 2. Б) предмет; 3. А) Кто? Что? 4. А) походка 5. Б) море, моряк, приморье; 6. Б) волк, ребёнок, сова;

Слайд 5

Цель урока Будем учиться различать собственные и нарицательные имена существительные. Тема урока Собственные и нарицательные имена существительные

Слайд 6

Земля

Слайд 7

Пушкин Александр Сергеевич

Слайд 8

8 СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Клички ж ивотных Имена , отчества , фамилии людей Географические названия (стран, городов, р ек, озер, морей) Названия художественных произведений Названия площадей Названия улиц

Слайд 9

1.Имя фамилия отчества 2. Имена сказочных героев 3. географические названия 4 Корней Иванович Чуковский Буратино Волга берёза Андрей Иванович Незнайка Байкал сирень

Слайд 10

Наш Ш арик поймал воздушный ш арик . Улетел о рёл за город О рёл . Иван Б линов съел много б линов . Вася Р ыбаков был у р ыбаков . Вот моя подружка Р оза , а в руке у Р озы р оза

Слайд 11

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Мини-тест:

1. Имя существительное - это:

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает: А) действие предмета;

Б) предмет;

В) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечают имена существительные?

А) Кто? Что?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;

Б) проходил;

В) проходной.

5. В какой строке все слова являются именем существительным?

А) рисовать, рисунок, рисование;

Б) море, моряк, приморье;

В) лес, лесник, лесной.

6. В какой строке все слова одушевлённые?

А) Ира, лес, змея;

Б) Волк, ребёнок, сова;

В) Озеро, рыба, пень.

Мини-тест:

1. Имя существительное - это:

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает: А) действие предмета;

Б) предмет;

В) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечают имена существительные?

А) Кто? Что?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;

Б) проходил;

В) проходной.

5. В какой строке все слова являются именем существительным?

А) рисовать, рисунок, рисование;

Б) море, моряк, приморье;

В) лес, лесник, лесной.

6. В какой строке все слова одушевлённые?

А) Ира, лес, змея;

Б) Волк, ребёнок, сова;

В) Озеро, рыба, пень.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 

Лист самооценки 

Критерии оценки 

«5»-нет ошибок 

«4»- 1-2 ошибки 

«3»- 3-4 ошибки 

Чистописание 

Мини-тест

Таблица

Распр.слов

Упр. 23 

Самост.работа 

Устные ответы 

Общая оценка 

 

 

                 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Открытый урок "Собственные и нарицательные имена существительные"

Открытый урок по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"...

открытый урок " Собственные и нарицательные имена существительные"

Проблема на уроке, разные виды работы, ууд,рефлексия....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...