открытый урок по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
план-конспект и презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс
Тема урока. Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели.
Формирование предметных универсальных учебных действий:
- обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,
Формирование метапредметных универсальных учебных действий:
- умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
Оборудование и учебные материалы: ПК, учебник русского языка для 3 класса.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Вы готовы? (ДА)
- Введение в тему урока и постановка целей.
Откройте свои тетради и запишите число (Двадцать первое января)
Чистописание: Слайд 2
Для минутки каллиграфии я выбрала высказывание писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Велик и могуч русский язык». Эту цитату можно использовать на любом уроке русского языка или литературного чтения. И чем больше вы будете изучать русский язык, чем больше вы прочтёте новых книг, тем больше вы будете в этом убеждаться.
- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Что такое морфология?
Морфология-это наука, которая занимается изучением частей речи. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии. Слайд 3
- Подаст, к примеру, команду Морфология: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построятся в чёткие колонны. А первым будет стоять старичок.
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы.
Какой же старичок правит первым войском в армии Морфологии? (Имя существительное)
Слайд 4
- Верно.
- А какие ещё части речи управляют другими войсками в армии Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. (Глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие)
- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие.
- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому её армия такая большая.
Мы сегодня продолжим знакомство с войском имени существительного. А помогут нам в этом, наш верный друг учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.
3. Определение имени существительного.
- но для начала нам надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает?
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет?)
“Я – Имя существительное,
Очень удивительное.
На вопросы кто? И что?
Отвечать всегда должно!”.
- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие.
- Работа со словарными словами.
Слайд 5
Посмотрите, нас пришли встречать слова.
Прочитайте их: жИвотные, сАмолёт, мЕдведь, овОщи, лесТница, челОвек, РоССия, обЕзьяна, МОсква, путЕшествовать.
- Что это за слова? (Cловарные)
- Нет ли лишних? (Путешествовать)
- Почему оно лишнее? (Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)
- Можем ли мы превратить его в имя существительное с помощью подбора родственного слова? (Путешествие)
- Запишите теперь эти слова, вставляя пропущенные буквы. (у доски работает ученик)
- Проверьте правильность написания слов. Слайд 6
- Какие правила встретились в данных словах? (ЖИ, непроверяемая гласная в корне, безударная гласная в корне, удвоенная согласная, разделительный мягкий знак, большая буква, непроизносимый согласный)
- А на какие 2 группы вы бы могли разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Как определить, какое это существительное? (Задать вопрос)
- Запишите у себя над словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое. (Од. Н.)
Проверим. Назовите одушевлённые сущ. Что они называют? (Животных и людей)
Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? (Предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
Идём дальше. Наш старичок предлагает нам провести игру
«Подбери пару по аналогии». (работа в парах, задание на карточках)
Париж-Франция, Москва-…(Россия)
марсиане –Марс, земляне-…(Земля)
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»-…(Толстой)
страна-город, дом-…(квартира)
(при проверке на доске появляются правильные ответы) слайд 7
-Ребята, а вы мне можете сказать почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой? (Собственные и нарицательные сущ.)
-Так какая цель нашего урока? (Сегодня мы должны закрепить и углубить знания о собственных и нарицательных именах существительных)
-Имена существительные Париж, Франция, Москва, Россия, Марс, Земля…называются именами собственными. Слайд 8
Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? (Юля, Алёша, Саша…)
-Да, у человека –это имя. У города, реки, улицы - это название. У животных –это клички.
-Послушайте какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
-Но есть ещё нарицательные имена существительные. Слайд 8
Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать, т.е. говорить, называть. Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными
-Как вы думаете, как пишутся такие слова? (со строчной маленькой буквы).
-Какой сделаем вывод? (Собственные имена пишутся с большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы)
6. Физкультминутка. Слайд 9-12
7. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником.
-А сейчас давайте поработаем с нашим верным помощником –учебником. Открываем с 15. (Работа с правилом)
Закрепление полученных знаний.
Упр. № 23 с.16. (два ученика работают у доски)
Собственные нарицательные
(выписываю в два столбика предложенные слова)
Проверка выполненного задания.
-А сейчас я попрошу вас вернуться к заданию на карточках. Вы обратили внимание что некоторые имена собственные написаны в кавычках? А кто знает почему? Давайте прочитаем правило на с.16
-Выполним следующее задание нашего мудрого старичка. Найдите и соедините автора с его произведением.
Стихотворение « Берёза» С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)
Басня « Стрекоза и Муравей» Л.Н. Толстой
Рассказ « Акула» С.А. Есенин
Сказка « Аленький цветочек» И.А. Крылов
- Имя существительное даёт нам новое задание. Мы должны прочитать это деформированное предложение. Слайд 13
Преподобныйсергийблагословляеткнязядмитриядонскогонакуликовскуюбитву.
-Что не так с этим предложением? (все слова написаны слитно)
-Мы сможем правильно прочитать и написать это предложение? (да)
-Перед тем как это предложение написать, я хочу у вас спросить …Вы знаете о ком здесь идет речь?
Слайд 14
Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед Куликовской битвой: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».
Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.
Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов – Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием. Известие об их участии внесло дополнительное спокойствие в русское войско. Ещё большее успокоение внесла битва Пересвета с Челубеем. Это был ритуальный «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.
Проверка написанного. Слайд 15
11. Итог урока. Рефлексия.
-По какой стране мы сегодня с вами путешествовали?
Старичок спрашивает:
Что вы можете обо мне рассказать?
Что я обозначаю и на какие вопросы отвечаю?
Каким я бываю?
-Что нового сегодня узнали на уроке?
-Что запомнилось больше всего?
Выставление оценок. Д/З. с.15-16 учить правила, с 15 упр. 22. Слайд 16
Париж-Франция, Москва - _____________________
марсиане –Марс, земляне- _____________________
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________
страна-город, дом- _______________________
Париж-Франция, Москва - _____________________
марсиане –Марс, земляне- _____________________
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________
страна-город, дом- _______________________
Париж-Франция, Москва - _____________________
марсиане –Марс, земляне- _____________________
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________
страна-город, дом- _______________________
Париж-Франция, Москва - _____________________
марсиане –Марс, земляне- _____________________
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________
страна-город, дом- _______________________
Париж-Франция, Москва - _____________________
марсиане –Марс, земляне- _____________________
«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________
страна-город, дом- _______________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Велик и могуч русский язык.
Морфология -это наука, которая занимается изучением частей речи
Имя Существительное
Ж… вотные , с… молёт , м… дведь , о в …щи , лес… ница , чел…век , Ро ….. ия , о б… зьяна , М… сква , пут…шествовать .
Ж и вотные , с а молёт , м е дведь, ов о щи , лес т ница , чел о век , Ро сс ия , об е зьяна , М о сква , пут е шествие .
Париж-Франция , Москва-Россия марсиане –Марс, земляне-Земля « Утёс»-Лермонтов, « Прыжок»-Толстой страна-город, дом-квартира
Собственные имена существительные Нарицательные имена существительные
Физкультминутка для глаз Снежинки
Преподобныйсергийблагословляеткнязядмитриядонскогонакуликовскуюбитву.
П реподобный С ергий благословляет князя Д митрия Д онского на К уликовскую битву .
Что вы можете обо мне рассказать?
Домашнее задание: с.15-16 правила ,с 15 упр. 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс. "Школа России"
Открытый урок во 2 классе с презентацией....
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...