Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.
Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
Планируемые результаты:
· Предметные: изучить собственные и нарицательные имена существительные; научить правописанию слов, относящихся к данным группам, ставить кавычки в названиях газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;
· Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srusskiy_01.03.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.
Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
Планируемые результаты:
- Предметные: изучить собственные и нарицательные имена существительные; научить правописанию слов, относящихся к данным группам, ставить кавычки в названиях газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;
- Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | Моряк, метро, звезда - Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание. Словарная работа со слайдами ( записать одним словом) Тетрадь, телефон, трамвай, товарищ (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске). Проверка. Прочитайте слова на следующем слайде город Астрахань страна Россия планета Земля - Что общего в словах? - Определить части речи - Что вы знаете об имени существительном? (слайд 8) - Почему слова разбиты на 2 столбика? Что общего в словах каждого столбика? - Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться? (учиться различать имена собст. и нариц. и правильно записывать их) - Этому и будет посвящён наш урок. Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». | Отвечать на вопросы. Выполнять упражнение. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 12 мин | Послушайте стихотворение (Чтение стихотворения Е. Измайлова.) Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Твоё имя, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! Вот какие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой. Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о том, как называются такие существительные и что они обозначают. Учебник, с.54-55 –чтение правила На какие 2 большие группы можно разделить имена существительные? - Что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся? - Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся? | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе. Строить речевое высказывание. Выполнять упражнение. Анализировать слова. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 11 мин | А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е. (СТОЛ СОБАКА ДЕВОЧКА СТОЛЫ СОБАКИ ДЕВОЧКИ) Вывод: нарицательные имена сущ-е – изменяются. Теперь собственные (Москва Россия Пушкин) Вывод: имена собственные по числам не изменяются. Слова «омонимы» Рассмотри пары слов. Почему одинаковые слова записаны по-разному? Дружок- дружок Серёжка- серёжка. Роза-роза С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение. У вас есть карточка. «Найди пару». Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре. котёнок пушок корова зорька корабль удача журнал огонёк город орёл яркий «Огонёк» мягкий Пушок птица Орёл неожиданная «Удача» утренняя Зорька - Распределите имена существительные по группам. Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы? Рубрика «Это интересно» – Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет. Пломбир – от названия французского города Пломбьер. Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира. Геркулес (силач) от имени героя. Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись. Петр(греч)–камень. Софья(греч)–мудрость. Марина (лат) – морская. | Отвечать на вопросы. Работать в парах. Объяснять лексическое значение слов. Актуализировать знания. Анализировать слова. Делать вывод. | Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 5 мин | Что знаете о написании собственных имён существительных. Какие существительные относятся к собственным именам существительным? Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным? Запишите домашнее задание учебник, правило с. 54-56 – знать правила, упр. 15 | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | Закончи предложения Я узнал….. Мне было интересно… | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Конспект урока русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах".
Разработка урока русского языка с презентацией в 4 классе ....
Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....
конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"
Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...