Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.

Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.

Планируемые результаты:

·        Предметные: изучить  собственные  и нарицательные  имена существительные; научить правописанию  слов, относящихся к данным группам,  ставить кавычки в названиях  газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;

·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srusskiy_01.03.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.

Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: изучить  собственные  и нарицательные  имена существительные; научить правописанию  слов, относящихся к данным группам,  ставить кавычки в названиях  газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

Моряк, метро, звезда

- Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Словарная работа  со слайдами

( записать одним словом)

Тетрадь, телефон, трамвай, товарищ

(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске). Проверка.

Прочитайте слова на следующем слайде

город            Астрахань

страна          Россия

планета        Земля

- Что общего  в словах?

- Определить части речи

- Что вы знаете об имени существительном? (слайд 8)

- Почему слова разбиты на 2 столбика? Что общего в словах каждого столбика?

- Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться? (учиться различать имена собст. и нариц. и правильно записывать их)

- Этому и будет посвящён наш урок.

Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

Послушайте стихотворение

(Чтение стихотворения Е. Измайлова.)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Твоё имя, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Вот какие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

Учебник, с.54-55 –чтение правила

На какие 2 большие группы можно разделить имена существительные?

- Что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся?

- Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся?

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

Строить речевое высказывание.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

11 мин

А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е.

(СТОЛ   СОБАКА   ДЕВОЧКА СТОЛЫ   СОБАКИ  ДЕВОЧКИ)

Вывод: нарицательные имена сущ-е – изменяются.

Теперь собственные (Москва   Россия    Пушкин)

Вывод: имена собственные по числам не изменяются.

Слова «омонимы»

Рассмотри пары слов. Почему   одинаковые слова записаны по-разному?

Дружок- дружок             Серёжка- серёжка.                    Роза-роза

 С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение.

У вас есть карточка. «Найди пару».

Помогите словам найти пару и соедините их линией.

Работать вы будете в паре.

котёнок   пушок        корова   зорька        корабль    удача        журнал  огонёк

город        орёл                яркий    «Огонёк»        мягкий   Пушок        птица Орёл                

неожиданная «Удача»                        утренняя   Зорька

- Распределите имена существительные по группам.

Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы?

Рубрика «Это интересно»

– Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.

Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.

Геркулес (силач) от имени героя.

Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.

Петр(греч)–камень.

Софья(греч)–мудрость.

Марина (лат) – морская.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 Делать вывод.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Что знаете о написании собственных имён существительных.

Какие существительные относятся к собственным именам существительным?

Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным?

Запишите домашнее задание учебник, правило с. 54-56 – знать правила, упр. 15

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...